Преподаватель Липецкого технического университета Иван Гончаров разработал новую систему проверки знаний школьников, которая, по его мнению, искоренит списывание среди учащихся, а учителей избавит от многочасовой проверки тетрадей.
Идея зародилась еще четверть века назад, когда будущий доцент техуниверситета столкнулся с проблемой всех педагогов - проверкой тетрадей, на которую уходило почти все свободное время. Помимо контрольных и самостоятельных, вузовскому преподавателю раз в семестр нужно было проверять и курсовые работы. Решение одной задачи умещалось на десяти листах формата А4, а таких задач в каждом технико-проектировочном задании - три.
- Если просматривать работы, то можно увидеть только грубые ошибки, а инженер - это человек точного числа, - говорит Иван Гончаров. - Например, проводим мы расчет вала на остаточную прочность. Точное число - 50 миллиметров, у студента - 40 миллиметров. Прочность недостаточная, коэффициент прочности ошибочный - конструкция разрушится. А студент с этими ошибками пойдет в жизнь, будет работать проектировщиком, конструктором.
На проверку одной работы молодой преподаватель тратил около часа. Сейчас у Гончарова на каждую курсовую уходит не более 10 секунд и он абсолютно уверен в правильности ответа. Машина - не человек, ошибки случаются крайне редко. Кроме того, преподаватель с легкостью может "выловить" ошибку на любом этапе и указать на нее студенту.
Когда Иван Гончаров писал пособие по использованию своей системы, ему пришло в голову, что подобную методику с легкостью можно применять и в школьной программе.
- В каждом классе 10 процентов учащихся - умные, талантливые, 10 - откровенно слабые, еще 80 процентов - середнячки, как я их называю, колеблющиеся. Что это значит? Ребенок, если у него будет возможность увильнуть от задания, списать, воспользуется этим, а если такой возможности не будет, то начнет сам выполнять задание. И прекрасно с ним справится. Может, даже быстрее и лучше одаренных детей.
Методика Ивана Гончарова как раз и направлена на то, чтобы научить школьников мыслить самостоятельно, рассчитывать только на свои знания и не надеяться на помощь соседа по парте. Каждый школьник получает карточку с индивидуальным заданием, совпадение вариантов полностью исключено.
Система только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле применять ее может даже человек, не обладающий выдающимися познаниями в области информатики. Нужно лишь запустить компьютерную программу, и на мониторе уже через считаные секунды появится 80 карточек с индивидуальными заданиями, на отдельном листе - ответы к ним.
По словам Ивана Гончарова, его система применима к любому предмету - и техническому, и гуманитарному. Человеку, знакомому с азами программирования, не составит труда адаптировать ее к своему предмету. Например, за летние каникулы Иван Гончаров помог своему коллеге, доценту Эдуарду Готилову, переложить на язык электроники весь курс истории Отечества.
В родном политехе к системе Гончарова относятся с настороженностью и почти не используют - предпочитают старые, проверенные методы. Зато школьные учителя практикуют нововведение с большой охотой.
Одной из первых систему опробовала учитель начальных классов Светлана Набойченко на уроке математики в третьем классе. По ее словам, ребята с энтузиазмом восприняли необычный вид самостоятельной работы. Всего за десять минут они решили такое количество примеров, на которое раньше уходил целый урок, а проверка работ заняла считаные минуты.
- Ребенок называл номер своей карточки-шифра и ответ примера, а мне оставалось только сверить строку ответов в компьютерной распечатке, - рассказала Светлана Набойченко. - Класс решил 140 примеров - каждый из 28 учеников по пять заданий. Я бы никогда не смогла проверить такое количество работ за 10 минут.
- У учителя во время урока нет четкого представления, как обстоят дела у каждого ученика в классе. Поэтому мы руководствуемся не объективными, а субъективными представлениями об учебном процессе, - говорит директор липецкой школы № 54 Татьяна Первушина. - Ученикам важна оценка своего труда не на следующий день, не через неделю, а сразу после выполнения работы. Только тогда можно вовремя исправить ошибки, внести в работу коррективы.
По словам школьных учителей, даже после непродолжительной работы по системе в их классах значительно повысилась успеваемость - в среднем на 20 процентов.
Мнение
Любовь Черных, ректор Липецкого института развития образования:
- Здесь главное - посмотреть, как новая методика будет взаимодействовать с существующей, с имеющимися учебными пособиями. Иногда бывает так, что идея хорошая, а на практике не идет. Что касается Гончарова, лично мне эта методика напоминает работу с перфокартами. Только здесь это существует в электронном виде. Иван Тимофеевич старается помочь и педагогам, и ученикам. Мы провели семинар, на котором Гончаров встретился с учителями, довел до них свои наработки. Теперь выбор за педагогами. Сейчас сами учителя решают, по какой системе им преподавать, какие учебники использовать. Чтобы методику официально признали, необходимо провести вузовскую и независимую экспертизы.
Источник: "Российская газета"
Идея зародилась еще четверть века назад, когда будущий доцент техуниверситета столкнулся с проблемой всех педагогов - проверкой тетрадей, на которую уходило почти все свободное время. Помимо контрольных и самостоятельных, вузовскому преподавателю раз в семестр нужно было проверять и курсовые работы. Решение одной задачи умещалось на десяти листах формата А4, а таких задач в каждом технико-проектировочном задании - три.
- Если просматривать работы, то можно увидеть только грубые ошибки, а инженер - это человек точного числа, - говорит Иван Гончаров. - Например, проводим мы расчет вала на остаточную прочность. Точное число - 50 миллиметров, у студента - 40 миллиметров. Прочность недостаточная, коэффициент прочности ошибочный - конструкция разрушится. А студент с этими ошибками пойдет в жизнь, будет работать проектировщиком, конструктором.
На проверку одной работы молодой преподаватель тратил около часа. Сейчас у Гончарова на каждую курсовую уходит не более 10 секунд и он абсолютно уверен в правильности ответа. Машина - не человек, ошибки случаются крайне редко. Кроме того, преподаватель с легкостью может "выловить" ошибку на любом этапе и указать на нее студенту.
Когда Иван Гончаров писал пособие по использованию своей системы, ему пришло в голову, что подобную методику с легкостью можно применять и в школьной программе.
- В каждом классе 10 процентов учащихся - умные, талантливые, 10 - откровенно слабые, еще 80 процентов - середнячки, как я их называю, колеблющиеся. Что это значит? Ребенок, если у него будет возможность увильнуть от задания, списать, воспользуется этим, а если такой возможности не будет, то начнет сам выполнять задание. И прекрасно с ним справится. Может, даже быстрее и лучше одаренных детей.
Методика Ивана Гончарова как раз и направлена на то, чтобы научить школьников мыслить самостоятельно, рассчитывать только на свои знания и не надеяться на помощь соседа по парте. Каждый школьник получает карточку с индивидуальным заданием, совпадение вариантов полностью исключено.
Система только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле применять ее может даже человек, не обладающий выдающимися познаниями в области информатики. Нужно лишь запустить компьютерную программу, и на мониторе уже через считаные секунды появится 80 карточек с индивидуальными заданиями, на отдельном листе - ответы к ним.
По словам Ивана Гончарова, его система применима к любому предмету - и техническому, и гуманитарному. Человеку, знакомому с азами программирования, не составит труда адаптировать ее к своему предмету. Например, за летние каникулы Иван Гончаров помог своему коллеге, доценту Эдуарду Готилову, переложить на язык электроники весь курс истории Отечества.
В родном политехе к системе Гончарова относятся с настороженностью и почти не используют - предпочитают старые, проверенные методы. Зато школьные учителя практикуют нововведение с большой охотой.
Одной из первых систему опробовала учитель начальных классов Светлана Набойченко на уроке математики в третьем классе. По ее словам, ребята с энтузиазмом восприняли необычный вид самостоятельной работы. Всего за десять минут они решили такое количество примеров, на которое раньше уходил целый урок, а проверка работ заняла считаные минуты.
- Ребенок называл номер своей карточки-шифра и ответ примера, а мне оставалось только сверить строку ответов в компьютерной распечатке, - рассказала Светлана Набойченко. - Класс решил 140 примеров - каждый из 28 учеников по пять заданий. Я бы никогда не смогла проверить такое количество работ за 10 минут.
- У учителя во время урока нет четкого представления, как обстоят дела у каждого ученика в классе. Поэтому мы руководствуемся не объективными, а субъективными представлениями об учебном процессе, - говорит директор липецкой школы № 54 Татьяна Первушина. - Ученикам важна оценка своего труда не на следующий день, не через неделю, а сразу после выполнения работы. Только тогда можно вовремя исправить ошибки, внести в работу коррективы.
По словам школьных учителей, даже после непродолжительной работы по системе в их классах значительно повысилась успеваемость - в среднем на 20 процентов.
Мнение
Любовь Черных, ректор Липецкого института развития образования:
- Здесь главное - посмотреть, как новая методика будет взаимодействовать с существующей, с имеющимися учебными пособиями. Иногда бывает так, что идея хорошая, а на практике не идет. Что касается Гончарова, лично мне эта методика напоминает работу с перфокартами. Только здесь это существует в электронном виде. Иван Тимофеевич старается помочь и педагогам, и ученикам. Мы провели семинар, на котором Гончаров встретился с учителями, довел до них свои наработки. Теперь выбор за педагогами. Сейчас сами учителя решают, по какой системе им преподавать, какие учебники использовать. Чтобы методику официально признали, необходимо провести вузовскую и независимую экспертизы.
Источник: "Российская газета"