Сфера деятельности Генеральной прокуратуры охватывает практически всю жизнь страны и ее граждан. Поэтому и вопросов у людей к этому ведомству великое множество. Редакционная почта после анонса о "Деловом завтраке" буквально захлебывалась.
Российская газета: Юрий Яковлевич, уже вторую неделю стоит аномальная жара. Погода - не в компетенции прокуроров, пожаловаться на нее некому?
Юрий Чайка: Действительно, на погоду наши полномочия не распространяются. Ну а если серьезно, и без погоды их круг довольно объемен, более того, он расширяется. Например, вы знаете, что в прошлом году прокуратуру наделили полномочиями санкционировать проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас в законодательство уже внесены поправки - в эту сферу включен и крупный бизнес. Никто не сможет прийти в компанию или на фирму с проверкой, если таковая не включена в утвержденный прокуратурой план.
РГ: Много ли проверок не проходит через "прокурорское сито"?
Чайка: Много. Например, на нынешний год нам представили один миллион двести тысяч предложений контролирующих органов по проведению плановых проверок. Мы дали "добро" на 630 тысяч. То есть почти в два раза сократили. Это речь идет о предприятиях малого и среднего бизнеса. Теперь в таком же положении будут и предприятия крупного бизнеса.
РГ: Это сделано по инициативе прокуратуры?
Чайка: Инициатива исходит от самих бизнесменов. И я вижу в этом хороший знак. Значит, крупный бизнес хочет жить и работать по закону, строго в правовом поле. А мелкий и средний нуждается в прокурорской защите от притеснений, поборов, коррупции. В итоге мы выходим на новый уровень правоотношений бизнеса, государства и общества.
РГ: У прокуроров есть реальные возможности, чтобы защитить предпринимателей от коррупции?
Чайка: Безусловно. Именно об этом я буду докладывать в среду, 30 июня, на заседании президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции. Генеральная прокуратура координирует усилия всех правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, и в этом вопросе ее роль тоже растет. Скажем, в 2002 году прокуроров фактически исключили из арбитражного процесса. И как теперь быть в ситуациях, когда органы власти не только не защищают интересы государства и бизнеса, а нарушают закон?
Значительная часть государственного и муниципального имущества сегодня сдается недобросовестными чиновниками в аренду, например, своим родственникам. Встает вопрос об истребовании имущества из чужого незаконного владения. А прокурор не может этого сделать. Именно поэтому сегодня администрацией президента России и правительством страны одобрена законодательная инициатива Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам о внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса.
РГ: В защите нуждаются не только предприниматели, но и обычные люди. Кто их возьмет под защиту от нечистых на руку чиновников, бюрократов, от криминала?
Чайка: Что значит, кто возьмет? Они и так под защитой государства. Прокуратура как раз и есть тот орган, который четко стоит на защите прав и интересов и граждан, и всего общества. И в этом плане у прокуратуры достаточно полномочий как с точки зрения профессионализма, так и оперативности. Мы защищаем права граждан, в том числе в судах, быстро и, что немаловажно, бесплатно. Поэтому у нас хороший авторитет и на международной арене.
Мой заместитель Александр Звягинцев только что приехал из Страсбурга, где наши инициативы о роли и месте прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, которые мы выдвинули два года назад, получили полную поддержку. Совет Европы разрабатывает теперь рекомендации для стран - членов СЕ. В 2000 году такие рекомендации были разработаны в уголовно-правовой сфере, а сейчас именно по нашей инициативе разрабатываюся и для вне уголовно-правовой сферы.
РГ: Расширение полномочий прокуратуры вне уголовно-правовой сферы - что это значит? Не напугает ли это наших читателей?
Чайка: А это и означает защиту прав человека. Я вам приведу цифры. В прошлом году прокуратура выявила 4 млн 676 тысяч нарушений закона вне уголовно-правовой сферы, только в социальной сфере - почти 2 млн. Это в том числе нарушение трудовых прав: незаконные увольнения, задержка зарплаты и другие. Прокуроры принесли 420 тысяч протестов на незаконные действия местных властей, отдельных чиновников.
Вот свежий пример: взрыв общественной реакции вызвали несогласованные действия по стройке в московском районе Кадаши. Обратились ко мне люди: в сфере строительных работ оказались памятники архитектуры и истории. Естественно, потребовалась дополнительная проверка. Мы приостановили весь строительный процесс, потом вынесли официальное предостережение - без дополнительных согласований никаких работ не проводить. В этом как раз наша сила - мы можем оперативно, быстро реагировать на нужды людей, на нарушение закона. Такой институт, как прокуратура, способен действовать достаточно эффективно.
Источник: "Российская газета"
Российская газета: Юрий Яковлевич, уже вторую неделю стоит аномальная жара. Погода - не в компетенции прокуроров, пожаловаться на нее некому?
Юрий Чайка: Действительно, на погоду наши полномочия не распространяются. Ну а если серьезно, и без погоды их круг довольно объемен, более того, он расширяется. Например, вы знаете, что в прошлом году прокуратуру наделили полномочиями санкционировать проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас в законодательство уже внесены поправки - в эту сферу включен и крупный бизнес. Никто не сможет прийти в компанию или на фирму с проверкой, если таковая не включена в утвержденный прокуратурой план.
РГ: Много ли проверок не проходит через "прокурорское сито"?
Чайка: Много. Например, на нынешний год нам представили один миллион двести тысяч предложений контролирующих органов по проведению плановых проверок. Мы дали "добро" на 630 тысяч. То есть почти в два раза сократили. Это речь идет о предприятиях малого и среднего бизнеса. Теперь в таком же положении будут и предприятия крупного бизнеса.
РГ: Это сделано по инициативе прокуратуры?
Чайка: Инициатива исходит от самих бизнесменов. И я вижу в этом хороший знак. Значит, крупный бизнес хочет жить и работать по закону, строго в правовом поле. А мелкий и средний нуждается в прокурорской защите от притеснений, поборов, коррупции. В итоге мы выходим на новый уровень правоотношений бизнеса, государства и общества.
РГ: У прокуроров есть реальные возможности, чтобы защитить предпринимателей от коррупции?
Чайка: Безусловно. Именно об этом я буду докладывать в среду, 30 июня, на заседании президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции. Генеральная прокуратура координирует усилия всех правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, и в этом вопросе ее роль тоже растет. Скажем, в 2002 году прокуроров фактически исключили из арбитражного процесса. И как теперь быть в ситуациях, когда органы власти не только не защищают интересы государства и бизнеса, а нарушают закон?
Значительная часть государственного и муниципального имущества сегодня сдается недобросовестными чиновниками в аренду, например, своим родственникам. Встает вопрос об истребовании имущества из чужого незаконного владения. А прокурор не может этого сделать. Именно поэтому сегодня администрацией президента России и правительством страны одобрена законодательная инициатива Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам о внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса.
РГ: В защите нуждаются не только предприниматели, но и обычные люди. Кто их возьмет под защиту от нечистых на руку чиновников, бюрократов, от криминала?
Чайка: Что значит, кто возьмет? Они и так под защитой государства. Прокуратура как раз и есть тот орган, который четко стоит на защите прав и интересов и граждан, и всего общества. И в этом плане у прокуратуры достаточно полномочий как с точки зрения профессионализма, так и оперативности. Мы защищаем права граждан, в том числе в судах, быстро и, что немаловажно, бесплатно. Поэтому у нас хороший авторитет и на международной арене.
Мой заместитель Александр Звягинцев только что приехал из Страсбурга, где наши инициативы о роли и месте прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, которые мы выдвинули два года назад, получили полную поддержку. Совет Европы разрабатывает теперь рекомендации для стран - членов СЕ. В 2000 году такие рекомендации были разработаны в уголовно-правовой сфере, а сейчас именно по нашей инициативе разрабатываюся и для вне уголовно-правовой сферы.
РГ: Расширение полномочий прокуратуры вне уголовно-правовой сферы - что это значит? Не напугает ли это наших читателей?
Чайка: А это и означает защиту прав человека. Я вам приведу цифры. В прошлом году прокуратура выявила 4 млн 676 тысяч нарушений закона вне уголовно-правовой сферы, только в социальной сфере - почти 2 млн. Это в том числе нарушение трудовых прав: незаконные увольнения, задержка зарплаты и другие. Прокуроры принесли 420 тысяч протестов на незаконные действия местных властей, отдельных чиновников.
Вот свежий пример: взрыв общественной реакции вызвали несогласованные действия по стройке в московском районе Кадаши. Обратились ко мне люди: в сфере строительных работ оказались памятники архитектуры и истории. Естественно, потребовалась дополнительная проверка. Мы приостановили весь строительный процесс, потом вынесли официальное предостережение - без дополнительных согласований никаких работ не проводить. В этом как раз наша сила - мы можем оперативно, быстро реагировать на нужды людей, на нарушение закона. Такой институт, как прокуратура, способен действовать достаточно эффективно.
Источник: "Российская газета"