Федеральные власти продолжают борьбу с ростом тарифов на услуги ЖКХ. Поправки в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты, которые сегодня публикует "РГ", дают возможность регионам самим контролировать рост квартплаты, но существенно изменяют правила игры для муниципалитетов.
Именно на муниципальных властях до сих пор была ответственность за установку тарифов на холодную и горячую воду и услуги водоотведения. В свое время такая схема регулирования тарифов потребовалась государству для активизации привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство. Инвесторам для заключения долгосрочных соглашений с муниципалитетами была необходима независимость муниципалитета в своих тарифных решениях. В результате в соседних городах размер платежей мог отличаться в разы. Спустя пять лет после ввода этих правил, власти вновь подняли вопрос о перераспределении полномочий по регулированию тарифов.
Все мы помним, что в начале этого года галлопирующий рост квартплаты в отдельных регионах стал настоящим бедствием для населения: суммы в квитанциях в одночасье выросли на 50-80 процентов. Среди прочих причин тогда был назван и тот факт, что коммунальные тарифы, утвержденные муниципальными властями, были необоснованно ими завышены. Результатом тарифного скандала явилось поручение президента страны Дмитрия Медведева, в котором говорилось о том, что в следующем году повышение тарифов на услуги ЖКХ не должно превысить 15 процентов. Удерживать этот уровень, согласно новому законодательству, теперь будут не несправившиеся с задачей муниципалитеты, а более подготовленные региональные специалисты. Те должны будут постараться умерить аппетиты коммунальных служб, которые, включая в тариф все свои потери, нередко таким образом накручивают его.
Рост тарифов в нашей стране на протяжении многих лет постоянно опережает инфляцию. За первое полугодие нынешнего года тарифы на услуги ЖКХ уже выросли на 12 процентов, что в три раза выше инфляционных показателей (за тот же период инфляция составила чуть больше 4 процентов). Правда, эксперты предостерегают, что в любом случае исходные данные и обоснования готовятся самими коммунальщиками.
"Пострадать могут муниципалитеты, за которыми сохраняется ответственность за состояние коммуникаций, их плановый ремонт, замену и прочее. Поскольку они лишаются рычагов регулирования денежных поступлений на эти нужды через тарифы", - считает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Это может обернуться ростом аварий на сетях. Похожую мысль чуть ранее высказал министр регионального развития Виктор Басаргин, который обратил внимание на то, что при необоснованном занижении тарифов происходит недофинансирование коммунального сектора экономики.
По мнению Гордеева, проблему с тарифами лучше решать путем совершенствования методик установления тарифов и контроля за их выполнением, а также переходом государства от снижения платы по заниженным тарифам всем без разбора к предоставлению адресных субсидий действительно нуждающимся. Сложность существующих методик, а с этим согласны даже чиновники от ЖКХ, не позволяет специалистам на местах разобраться во всех коммунальных аспектах, отсюда порой и возникают "перекосы". На днях минрегион как раз вывесил на своем сайте новую методику по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Документ уже отправлен на согласование в минюст, а это значит, что скорее всего со следующего года региональные власти должны будут рассчитывать тарифы ЖКХ для населения исходя уже из новых правил. Как пояснила "РГ" директор департамента ЖКХ минрегиона Ирина Булгакова, суть методики в том (расчет происходит с помощью специальных формул), чтобы сделать коммунальные платежи подъемными для населения, но не заставлять коммунальщиков ходить с протянутой рукой. Итоговая цифра может быть для каждого муниципалитета своя, в зависимости от специфики местного ЖКХ. По словам Булгаковой, если допустить перекос в пользу коммунальщиков, велик риск, что население откажется платить квартплату. "Тарифы не должны быть разорительными для жителей и достаточными для наполнения коммунальных бюджетов", - считает специалист. При этом в минрегионе оговариваются, что вряд ли население станет платить меньше, но и серьезного повышения тарифов быть не должно.
Субсидии сегодня получают порядка 15 процентов населения. Напомним, что по закону на субсидию имеют право те, чьи платежи за жилое помещение и коммунальные услуги превышают региональный стандарт стоимости ЖКУ в процентах от дохода семьи (предел 22 процента). Замдиректора Института экономики ЖКХ Светлана Беседина отмечает, что в среднем по России коммунальный платеж сегодня не превышает 12 процентов. То есть место для роста числа субсидируемых, которых государство готово взять на себя, есть.
"Если коммунальные тарифы и в целом плату не ограничивать индексами, за субсидиями придут 25 процентов населения. Остальные будут платить по полной, потому что их доход это позволяет делать", - соглашается с коллегой из Института экономики ЖКХ Дмитрий Гордеев. Предельной планкой для роста тарифов специалисты называют 25 процентов.
Кроме того, в документе, публикуемом "РГ", указывается, что теперь организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны будут раскрывать информацию по вопросам финансовой устойчивости, применения коммунальных тарифов. Каждый гражданин при соответствующем обращении сможет получить информацию о том, какие работы и услуги выполняет та или иная управляющая организация и за какие средства.
Кроме того, поправки меняют предмет правил предоставления коммунальных услуг. Если ранее они предоставлялись конкретно гражданам, то теперь коммунальные услуги должны предоставляться всем собственникам жилых и нежилых помещений (магазины, парикмахерские и прочее) в многоквартирных домах.
Источник: "Российская газета"
Именно на муниципальных властях до сих пор была ответственность за установку тарифов на холодную и горячую воду и услуги водоотведения. В свое время такая схема регулирования тарифов потребовалась государству для активизации привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство. Инвесторам для заключения долгосрочных соглашений с муниципалитетами была необходима независимость муниципалитета в своих тарифных решениях. В результате в соседних городах размер платежей мог отличаться в разы. Спустя пять лет после ввода этих правил, власти вновь подняли вопрос о перераспределении полномочий по регулированию тарифов.
Все мы помним, что в начале этого года галлопирующий рост квартплаты в отдельных регионах стал настоящим бедствием для населения: суммы в квитанциях в одночасье выросли на 50-80 процентов. Среди прочих причин тогда был назван и тот факт, что коммунальные тарифы, утвержденные муниципальными властями, были необоснованно ими завышены. Результатом тарифного скандала явилось поручение президента страны Дмитрия Медведева, в котором говорилось о том, что в следующем году повышение тарифов на услуги ЖКХ не должно превысить 15 процентов. Удерживать этот уровень, согласно новому законодательству, теперь будут не несправившиеся с задачей муниципалитеты, а более подготовленные региональные специалисты. Те должны будут постараться умерить аппетиты коммунальных служб, которые, включая в тариф все свои потери, нередко таким образом накручивают его.
Рост тарифов в нашей стране на протяжении многих лет постоянно опережает инфляцию. За первое полугодие нынешнего года тарифы на услуги ЖКХ уже выросли на 12 процентов, что в три раза выше инфляционных показателей (за тот же период инфляция составила чуть больше 4 процентов). Правда, эксперты предостерегают, что в любом случае исходные данные и обоснования готовятся самими коммунальщиками.
"Пострадать могут муниципалитеты, за которыми сохраняется ответственность за состояние коммуникаций, их плановый ремонт, замену и прочее. Поскольку они лишаются рычагов регулирования денежных поступлений на эти нужды через тарифы", - считает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Это может обернуться ростом аварий на сетях. Похожую мысль чуть ранее высказал министр регионального развития Виктор Басаргин, который обратил внимание на то, что при необоснованном занижении тарифов происходит недофинансирование коммунального сектора экономики.
По мнению Гордеева, проблему с тарифами лучше решать путем совершенствования методик установления тарифов и контроля за их выполнением, а также переходом государства от снижения платы по заниженным тарифам всем без разбора к предоставлению адресных субсидий действительно нуждающимся. Сложность существующих методик, а с этим согласны даже чиновники от ЖКХ, не позволяет специалистам на местах разобраться во всех коммунальных аспектах, отсюда порой и возникают "перекосы". На днях минрегион как раз вывесил на своем сайте новую методику по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Документ уже отправлен на согласование в минюст, а это значит, что скорее всего со следующего года региональные власти должны будут рассчитывать тарифы ЖКХ для населения исходя уже из новых правил. Как пояснила "РГ" директор департамента ЖКХ минрегиона Ирина Булгакова, суть методики в том (расчет происходит с помощью специальных формул), чтобы сделать коммунальные платежи подъемными для населения, но не заставлять коммунальщиков ходить с протянутой рукой. Итоговая цифра может быть для каждого муниципалитета своя, в зависимости от специфики местного ЖКХ. По словам Булгаковой, если допустить перекос в пользу коммунальщиков, велик риск, что население откажется платить квартплату. "Тарифы не должны быть разорительными для жителей и достаточными для наполнения коммунальных бюджетов", - считает специалист. При этом в минрегионе оговариваются, что вряд ли население станет платить меньше, но и серьезного повышения тарифов быть не должно.
Субсидии сегодня получают порядка 15 процентов населения. Напомним, что по закону на субсидию имеют право те, чьи платежи за жилое помещение и коммунальные услуги превышают региональный стандарт стоимости ЖКУ в процентах от дохода семьи (предел 22 процента). Замдиректора Института экономики ЖКХ Светлана Беседина отмечает, что в среднем по России коммунальный платеж сегодня не превышает 12 процентов. То есть место для роста числа субсидируемых, которых государство готово взять на себя, есть.
"Если коммунальные тарифы и в целом плату не ограничивать индексами, за субсидиями придут 25 процентов населения. Остальные будут платить по полной, потому что их доход это позволяет делать", - соглашается с коллегой из Института экономики ЖКХ Дмитрий Гордеев. Предельной планкой для роста тарифов специалисты называют 25 процентов.
Кроме того, в документе, публикуемом "РГ", указывается, что теперь организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны будут раскрывать информацию по вопросам финансовой устойчивости, применения коммунальных тарифов. Каждый гражданин при соответствующем обращении сможет получить информацию о том, какие работы и услуги выполняет та или иная управляющая организация и за какие средства.
Кроме того, поправки меняют предмет правил предоставления коммунальных услуг. Если ранее они предоставлялись конкретно гражданам, то теперь коммунальные услуги должны предоставляться всем собственникам жилых и нежилых помещений (магазины, парикмахерские и прочее) в многоквартирных домах.
Источник: "Российская газета"