ЖКХ — 19 августа 2010

Борьба за энергоэффективность в ЖКХ может подтолкнуть инфляцию

инфляция, ЖКХ

Версия для печати 2188 Материалы по теме
Борьба за энергоэффективность в ЖКХ может подтолкнуть инфляцию
счетчик
Принятый в июле этого года закон №237-ФЗ стал реакцией федерального центра на произошедший в начале года во многих регионах всплеск народного недовольства по поводу резкого скачка тарифов на коммунальные услуги. И президент Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин посчитали ненормальной ситуацию, когда при самой низкой за всю постсоветскую историю инфляции (даже по итогам июля она не превышает 4,8% с начала года) коммунальные услуги в среднем по стране подорожали на 12%. Причем большая часть этого роста произошла в виде скачка в начале года, при этом в некоторых городах коммунальные платежи взлетели чуть ли не в несколько раз. Внесенные в Жилищный кодекс поправки как раз и призваны дать федеральному центру возможность установить единые правила ценообразования на рынке ЖКХ.

Но в конце июля Минрегион решил обнародовать новую редакцию правил предоставления услуг ЖКХ, которые должны учесть требования другого закона -- «Об энергоэффективности». В соответствии с ними граждан решили стимулировать к установке счетчиков на потребляемые коммунальные услуги рублем. Те квартиросъемщики, которые не оборудуют свои квартиры к 1 января 2013 года счетчиками на электроэнергию, холодную и горячую воду, газ и тепло, будут платить за потребляемые услуги по тарифу, увеличенному в 2,5 раза. Владельцев и арендаторов нежилых помещений двукратные тарифы за потребление коммунальных ресурсов без приборов учета ждут уже с 1 января 2011 года. А с 2012 года тарифы вырастут в четыре раза. Такие же издержки ждут и неплательщиков.

Дополнительные санкции предусмотрены для владельцев квартир, сдающих их внаем большому количеству жильцов. Сейчас им нет резона ставить счетчики, так как плата берется, как правило, с одного официально прописанного лица (а может быть, в квартире и никто не прописан). Авторы проекта предлагают управляющим компаниям создавать комиссии, которые будут иметь право своим актом фиксировать фактическое количество жильцов в квартире. На основании этих актов плата будет начисляться на всех реально проживающих.

С одной стороны, такие меры представляются вполне справедливыми по отношению к другим жителям дома, которые даже в случае установки у себя в квартирах счетчиков вынуждены оплачивать разницу между суммой показаний всех квартирных счетчиков и данными общедомового прибора учета. Этот «небаланс», как называют его коммунальщики, как раз и может возникнуть из-за неофициально, но плотно населенных съемных квартир. Но, с другой стороны, например, горожане, которые не могут себе позволить купить отдельное жилье, прописаны по одному адресу, а реально живут в снимаемых квартирах, будут вынуждены платить за коммунальные услуги дважды -- и по месту прописки, и за съемное жилье.

Если счетчиками электроэнергии в России оборудованы практически все жилые (и нежилые) помещения, приборы потребления горячей и холодной воды тоже давно не экзотика, то счетчики на газ редко ставятся даже в новых многоквартирных домах. А приборы учета расхода тепла вообще трудно представить в наших квартирах. Их придется ставить на каждую батарею. В противном случае потребитель не только будет страдать от зачастую излишнего обогрева своей квартиры в отопительный сезон, так его еще и обяжут платить за обогрев улицы по двойному тарифу. Можно представить масштаб работ по учету показаний всех этих приборов. А еще неизбежны затраты на их установку, обслуживание, ремонт и замену после выхода из строя.

Иногда поставить счетчики будет очень непросто. В большинстве наших тесных квартир для них просто нет места. Есть жилые дома, где все трубы вмонтированы в стены. Известна проблема с вертикальными стояками с горячей водой. Чтобы утром дождаться, когда из крана с горячей водой пойдет хотя бы теплая, надо слить воду со всего дома, а потом оплатить ее по счетчику и немаленькому тарифу. В Белоруссии аналогичные драконовские тарифы для потребителей без приборов учета ввели еще в прошлом году. Но на горячую воду они действуют только в домах, где горячее водоснабжение закольцовано. Потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах с тупиковыми системами рециркуляции водоснабжения, напротив, дана десятипроцентная скидка. А установка одного счетчика на всю коммунальную квартиру (другого варианта тут быть не может) и затем распределение полученных показаний на всех жильцов поровну способно поддать жару и без того непростым отношениям между соседями и не имеет ничего общего со справедливостью: принцип «сколько потребляешь -- за столько и платишь» тут не работает.

Эксперты считают нерациональными и неэффективными силовые методы продвижения ресурсосберегающих технологий. «Я понимаю, что введение картошки при Екатерине II шло примерно такими же методами. Это имманентное свойство нашего государства -- дубиной вводить инновации, -- считает директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич. -- Но по уму надо отрабатывать механизм индивидуального учета потребления ресурсов сначала на понятных и простых формах, например на холодной и горячей воде. Или вводить его как обязательный в новых домах. Нужно отработать систему учета и проверки показаний счетчиков. Для этого должна быть создана соответствующая инфраструктура: люди должны уметь снимать эти показания, передавать их в ЖЭК. Только убедившись, что система работает без сбоев, можно распространять учет дальше».

Прежде всего надо сделать доступной такую услугу, как установка счетчиков, полагает генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. «Даже в Москве 5--10 тыс. руб. за установку счетчика -- это для многих немаленькая сумма. А тем более в регионах, -- соглашается со специалистом г-жа Зубаревич. -- Можно привести пример. В России была объявлена программа газификации. Несмотря на подведение газовых труб к населенным пунктам, около 20% домов остается негазифицированными. Средняя цена подключения, подведения последнего отвода от уличной трубы в дом составляет 40 тыс. руб. Для многих эта цена неподъемна».

В любом таком решении должен быть баланс стимулирующих и наказующих мер, полагает эксперт НИСП. «Пока мы видим только наказание, стимулирующих мер не предусмотрено. Нужно либо снижать цену установки счетчиков, либо создавать систему льготного кредитования населения под такую услугу. Надо прописывать простую и понятную схему, по которой будет накидываться плата за общедомовое потребление, чтобы не получилось так, что при скромном личном расходе допоплата составит в два раза больше. Иначе народ будет все эти в общем-то правильные меры саботировать. А со всем населением воевать и с приставами входить в квартиры не получится», -- убеждена г-жа Зубаревич.

Но, главное, специалисты предупреждают о потенциальной опасности предложенных Минрегионом мер с точки зрения раскручивания потребительской инфляции. «На кого будут раскидываться теплопотери в сетях? -- спрашивает Наталья Зубаревич. -- У нас четверть всего тепла уходит под землю. До сих пор это вкладывалось в тариф. Если потребители будут платить только за реально использованные ресурсы, то коммунальный монополист будет сам оплачивать потери в магистральных сетях. Не верю. Тарифы на услуги ЖКХ в России не связаны с политикой ресурсосбережения никаким образом. Они тупо определяются необходимостью покрыть издержки монопольных производителей услуг. В результате вы установите счетчик, будете думать, что вы экономите, а вам на следующий год просто повысят тариф так, чтобы покрыть издержки из-за дырявых сетей. Даже если ресурсосбережением займется сам коммунальный монополист, то для этого ему понадобятся деньги, взять которые ему проще всего у населения. Никто не понимает, какой будет тарифная политика. По факту может оказаться, что вы ничего не сэкономите».

«Источников экономии у коммунальщиков, конечно, очень много. Но при нынешней организации этого хозяйства снизить его внутренние издержки просто невозможно. Это же монополизированное хозяйство. Вполне вероятно, что снижение поступлений в виде платы за услуги ЖКХ будет компенсировано за счет повышения тарифов, -- предупреждает и Вячеслав Бобков. -- Я не думаю, что это автоматически будет приводить к росту тарифов: федеральный центр пытается этот процесс контролировать в рамках тарифной политики. Но такие опасения вполне оправданы. Снижение поступлений от населения может быть использовано в качестве основания для повышения тарифов».

При расчете индекса цен на потребительские товары и услуги действительно учитывается изменение именно тарифов, а не рост реальных расходов населения на те или иные виды бытовых услуг. При этом, как пояснили «Времени новостей» в «Росстате», берутся тарифы, установленные как на единицу измерения того или иного вида коммунального ресурса (в виде стоимости кубического метра воды или газа, кВт?час электроэнергии или гигакалории тепла), так и на человека (кв. метр и т.п.). Но в любом случае повышающие коэффициенты сами по себе не скажутся на официальных показателях потребительской инфляции. Но вряд ли они останутся незамечены населением. Эти меры неизбежно увеличат расходы на ЖКХ.

Чиновники, агитирующие за приборы учета, утверждают, что после установки счетчиков даже при повышении тарифов у потребителей имеется возможность сэкономить на коммунальных платежах: расход становится более рачительным, и по факту сумма, отражаемая в квитанции, уменьшается. Однако официальная статистика этого не подтверждает. По признанию специалистов «Мосводоканала», поступление стоков на очистные сооружения столицы за последнее десятилетие сократилось почти на треть. Они объясняют это все более широким распространением приборов учета и экономным отношением москвичей к воде. В последние годы счетчики на воду ставят по всей стране. Но реальные расходы населения на оплату коммунальных услуг растут еще более высокими темпами, чем тарифы.

В 2006 году при инфляции в 9% и росте тарифов ЖКХ на 17,9%, по данным «Росстата», абсолютные, выраженные в рублях расходы населения на оплату коммунальных услуг выросли по сравнению с предыдущим годом на 21,1%. В 2007 году инфляция равнялась 11,9%, тарифы выросли на 14%, а расходы на коммунальные услуги в рублях -- на 19,6%. То же самое произошло и в 2008 году: годовой индекс потребительских цен -- 13,3%, тарифы ЖКХ увеличились на 16,4%, а реальные расходы населения на оплату коммунальных услуг -- на 17,8%. Данные обследований расходов домашних хозяйств дают еще более удручающие цифры. В расчете на одного члена семьи расходы на оплату услуг ЖКХ в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросли на 28%, а в 2007-м -- на 23,7% (более свежих данных пока нет).

За счет чего это получается, можно понять из рассказа газете «Время новостей» москвички Аллы Егоровой. «За январь 2010 года наша трехкомнатная квартира в старой пятиэтажке получила счет за 77 куб. метров холодной воды на 1186 руб. Еще 3189 руб. мы заплатили за горячую воду. В квитанции за март утверждалось, что за месяц мы умудрились вылить только холодной воды 126 куб. метров, за что с нас потребовали 2490 руб. За горячую воду с нас взяли уже 3996 руб., -- показывает квитанции г-жа Егорова. -- Наше терпение лопнуло. В апреле мы поставили счетчики. И в результате оказалось, что за май мы вылили всего 14 куб. метров холодной воды на 284 руб. и 12 куб. метров горячей -- на 1123 руб. Итого экономия составила 5079 руб. Еще 1136 руб. мы сэкономили на водоотведении. Установленные счетчики окупились за два месяца».

Если предположить, что явно завышенные счета являлись не результатом откровенного мошенничества управляющей компании, а соответствовали показаниям общедомового счетчика, то экономию г-жи Егоровой раскидали на ее соседей. А в скором времени и обрадованным жильцам со счетчиками вполне может прийти квитанция с перерасчетом их платы за воду и канализацию в соответствии с показаниями общедомового прибора учета. И суммы в ней могут оказаться в десятки раз выше их нынешней ежемесячной платы. Такую ситуацию вполне допускает как действующая редакция правил предоставления коммунальных услуг, так и новый вариант, предложенный Минрегионом.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться