Принятие федерального закона, сказано в сообщении на сайте Кремля, «будет способствовать развитию института независимого внешнего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и повышению эффективности контроля за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями финансово-бюджетных средств».
Контрольно-счетные органы (КСО), говорится в статье 3 законопроекта, «обладают организационной и функциональной независимостью» и работают полностью самостоятельно. Их деятельность «не может быть приостановлена», в том числе в связи с досрочным роспуском местного Заксобрания. Срок полномочий КСО не должен быть меньше депутатского. В законопроекте есть прямое указание на недопустимость «воздействия в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов». Им обещана государственная защита.
В статье 9 законопроекта прописаны полномочия КСО. В перечне – контроль за исполнением регионального бюджета, экспертиза его проектов. Счетчики будут заниматься также долгосрочными местными целевыми программами, включая государственные внебюджетные фонды. Контролеры проверят, как используются в регионе целевые средства из федерального бюджета «и иных источников», как соблюдается порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в госсобственности. О результатах «проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» они будут докладывать Заксобранию.
Штат КСО будет зависеть от численности населения субъекта РФ и его доли в российском бюджете, а также от количества муниципий в регионе. Любопытно, что в законопроекте специально оговаривается: контролеры – а также члены их семей! – не должны быть в родстве ни с местными правоохранителями, ни с представителями власти, законодательной или судебной. Запрет касается широкого круга родственников контролера: это «родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов».
И еще одна новация, чисто медведевского типа: результаты своих изысканий счетчики должны размещать в Интернете для ознакомления граждан.
Местные власти, подчеркивается в документе, должны предоставлять в распоряжение КСО все необходимые документы, а контролеры имеют право составлять не только предписания с целью исправления ситуации, но, самое главное, «готовить информацию». Понятно, для кого. В документе сказано, что хотя счетчики и «могут самостоятельно планировать свою деятельность», однако «разработку основополагающих стандартов в указанной сфере предлагается отнести к компетенции Счетной палаты Российской Федерации».
Финансировать КСО будут региональные власти – «в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий».
Председатели, его заместители и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, сказано в законопроекте. При этом специально подчеркивается – эта деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств «иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».
Напомним: идея создания такого рода органов не нова – ее неоднократно, еще в годы президентства Владимира Путина, высказывал нынешний глава СП Сергей Степашин. Реализация инициативы Дмитрия Медведева, считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, существенно увеличивает возможности Счетной палаты: «Степашин все время занимался некой ассоциацией контрольно-счетных органов, но это шло в режиме координации, а не в режиме субординации».
Заметим, в последний год Степашин активно помогает Медведеву в решении различных политических задач. К примеру, руководитель СП недавно отметился резкими заявлениями по поводу нецелевых расходов на олимпийских стройках.
Усиление позиций Степашина, отмечает Николай Петров, совпадает с аналогичными процессами в кремлевской администрации: «Константин Чуйченко как доверенный человек Медведева возглавляет Контрольное управление. Таким образом, вводится система полной или частичной контрольно-счетной вертикали – и это серьезная заявка на изменение структуры силовых органов».
Речь идет о создании новой вертикально интегрированной структуры, считает эксперт: «Медведев усиливает свои позиции с точки зрения использования силового ресурса, потому что каждая из них – это отдельная вертикаль, и все они активно соперничают друг с другом. Президент получает возможность использовать их в нужный момент с нужными целями». Счетная палата, указывает собеседник «НГ», – «это как раз один из инструментов, который помогает в нужный момент выдвигать обвинения, непосредственно используя в политической игре силовую составляющую».
Напоминая о том, как СКП Александра Бастрыкина инициировал целый ряд дел против московских чиновников, Петров указывает на важность создания специального контрольно-счетного органа, замыкающегося на федеральный Центр: «Это серьезный рычаг давления. Роль контрольно-счетных органов заключалась до сих пор в подаче сигнала, чтобы уже остальные правоохранительные органы проводили свои мероприятия. Может произойти существенное усиление ресурса в руках президентской администрации по линии Контрольного управления. Инициатива президента усилит не только Степашина, но и самого Медведева».
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с коллегой: «Степашин получает новые возможности». Однако эксперт указывает, что все-таки КСО «так или иначе подчинены депутатам, и большое влияние на них будет оказывать парламент». Правда, по мнению эксперта, контрольные органы могут со временем «как-то конституироваться и совместно выходить с законодательными инициативами в Счетную палату».
Вместе с тем собеседник «НГ» отмечает желание президента ввести дополнительный орган опосредованного пригляда за местными властями: «Кремлю необходима система, которая контролировала бы именно финансово-хозяйственную деятельность губернаторов». С точки зрения политической, указывает эксперт, все понятно: «Любой региональный руководитель, который не демонстрирует хотя бы минимальную лояльность федеральному Центру, получает по башке дубиной и уходит с поста под аккомпанемент собственной же партии. Но такие случаи – исключение. Главная проблема – финансово-экономическая составляющая отставок. Часто не получается собрать объективную информацию о том, что происходит в регионе. Например, так было в Московской области, когда Кремлю пришлось отправить туда в качестве первого вице-губернатора своего человека».