Версия для печати 3285 Материалы по теме
Новые федеральные стандарты для начальных школ

новая школа
В этом году 200 тысяч российских младшеклассников будут заниматься по новым федеральным стандартам для начальной школы.

Обязательными для всех без исключения учебных заведений они станут в сентябре 2011 года. Пока полностью перешли на них только в Новгородской и Новосибирской областях, Приморье и Удмуртии. К эксперименту присоединились некоторые школы и в других регионах, в том числе 180 школ в Москве. Для этого 500 столичных учителей прошли курсы повышения квалификации. Всего же по России таких - 400 тысяч.

Не путать sms и e-mail

Новые стандарты предъявляют более серьезные требования к информационной среде школы, заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями. И главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты. Причем дается различие: "ребенок научится" тому-то и тому и "получит возможность научиться" в старших классах.

К примеру, если речь о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только объяснить ученику основы элементарных социальных знаний, но и растолковать, что такое общественные нормы, сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что в обществе считается благом. В области чтения главной задачей будет не скорость слов в минуту, а умение осознанно читать текст, искать в нем нужную информацию, анализировать. Писать придется не только сочинения и диктанты, но и sms-сообщения, и электронные письма.

В новых стандартах много внимания уделено умению учеников работать с современными информационными носителями и с компьютером, ориентироваться в Интернете. Теперь к 4-му классу ученик должен уметь набирать на компьютере тексты не только на русском, но и иностранном языке, а также сканировать и рисовать на экране. Флэшка, видеокамера и диктофон станут столь же необходимы в учебе, как когда-то мел или ластик.

В классе - не меньше 25 учеников

Новые стандарты, по сути, предусматривают переход к школе "полного дня", когда внеурочная работа считается частью образовательного процесса. К внеурочной деятельности, напомним, относятся экскурсии, кружки, конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования и пр. Далеко не все мероприятия можно провести в классах. Если школа не имеет свободных помещений или кадров, она может привлекать к сотрудничеству центры творчества, спортшколы. Время, которое отводится на внеурочную деятельность, учитывается при определении объемов финансирования. Впрочем, это еще не значит, что оклады у педагогов вырастут. Новые модели оплаты труда, конечно, будут учитывать все "мелочи", вроде собраний и походов в кино. Но коэффициент на "мелочи" прибавляется к базовой ставке, а она напрямую зависит от числа учеников в классе. Их должно быть не меньше 25. А лучше - даже больше.

Все достижения учеников по разным предметам теперь собираются в портфолио. Даже по физкультуре: туда, например, можно положить листок самоконтроля упражнений, которые ученик делал в течение какого-то времени. Содержание портфолио учитывается при аттестации педагогов, потому контролировать заполнение "портфеля успехов" учениками им придется весьма тщательно.

Родителям придется ходить в школу чаще обычного. Их могут пригласить на родительскую конференцию или лекторий, на педагогический практикум. Одним словом, родитель учителю должен стать почти родственником. Педагогу нянчиться теперь придется не только с детьми, но и с их родителями. Хорошо, если попадутся благополучные. А если асоциальные? Попробуй, затащи таких на лекторий.

Вообще, текст федеральных стандартов читается на одном дыхании, как прекрасная новелла. Методическая проработка - безупречная. Есть только два вопроса. Как успеть мариванне, у которой в классе 30 малышей, донести до всех важность общественных ценностей, научить сканировать, заполнять портфолио, при этом каждый день вести занятия в кружке и развлекать родителей психологическими играми? И кому будут отправлять эсэмэски учителя глубоко пенсионного возраста, которых в российских школах - большинство?

К слову

Новые стандарты позволяют школе выбрать учебную неделю - пяти- или шестидневную. Но в первом классе в любом случае продолжительность не должна быть больше пяти дней и в общей сложности 33 недель. По желанию администрации и родителей можно ввести дополнительную неделю каникул. Урок в первом классе длится 35 минут, со второго по четвертый - 35-45 минут - на усмотрение школы.

Регионы, где начальная школа уже занимается по новым стандартам:

Новгородская, Новосибирская, Мурманская, Ленинградская, Ростовская области, Приморский край, Удмуртия, Татарстан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Москва. 

Поделиться