Свидетельствую об этом как журналист, побывавших на многих крупнейших мировых книжных ярмарках. Сравнительно скромная по территории (Москва, Центральный дом художника), ярмарка non/fiction является абсолютно беспрецедентной по одномоментной концентрированности интеллектуальной книжной продукции и по количеству именитых гостей, большая часть которых бродит по ярмарке как простые посетители.
Поэтому так забавно читать "утомленные солнцем" репортажи некоторых моих коллег по СМИ, литературных критиков и журналистов. И даже приятно встретить в них слова вроде "скучно", "как всегда", "ничего нового". К ежегодной декабрьской non/fiction привыкли как с смене осеннего сезона на зимний. Увы-увы, надо надевать те же зимние сапоги, шапки и пуховые куртки; заливать в автомобили незамерзающие жидкости и менять летнюю резину на зимнюю; заклеивать окна и покупать новогодние игрушки. Скучно! Как всегда...
Именно на non/fiction понимаешь, что ментальность России изменилась окончательно и бесповоротно. Людей, которые двенадцатый год подряд посещают ярмарку, невозможно не то что заставить изучать "Краткий курс истории ВКП (б)", но и просто заставить читать что-то одно. Это люди, которые не только привыкли делать постоянный выбор в чтении, но и научились в этом выборе ориентироваться, не сходить с ума от разнообразия и ничего не превращать в культ. Это по-настоящему свободные люди. Они покупают те книги, которые им конкретно нужны, слушают те выступления, которые им интересны. Чем они руководствуются в своем выборе, объяснить почти невозможно. Мы живем в сложной стране. Со сложно устроенными мозгами, сложными отношениями между двумя-тремя поколениями и крайне разветвленной системой сугубо профессиональных эгоизмов и интересов. Можно только посочувствовать издательствам, которые вынуждены иметь дело с таким сложным и взыскательным потребителем.
300 издательств и книжных магазинов из 19 стран мира представляли здесь свои новинки. На 7 площадках прошло более 300 выступлений, презентаций и "круглых столов".
На лекции проректора РГГУ Дмитрия Бака об Л. Н. Толстом был невероятный аншлаг, как и на презентации книги сотрудника "Российской газеты" Марии Городовой "Сад желаний". Между тем на куда более громко заявленных выступлениях, в том числе и иностранных гостей, сидело по 3-4 человека. Почему? Лекция Дмитрия Бака касалась проблемы изучения русской литературы в школе, а книга Марии Городовой посвящена православной этике и воспитанию. Значит, эти проблемы сейчас самые актуальные и волнующие? На выступлении в "Литературном кафе" группы "Митьки" (о Боже, те самые "Митьки", от которых мы сходили с ума лет 10-15 назад!) 5-6 человек лениво пили кофе и жиденько хлопали в ладоши, а на обсуждение проблем актуальной политики люди валили десятками. Почему? Андеграунд нынче не в моде?
Много вопросов приходило на ум на этой ярмарке.
Хитом продаж были виниловые пластинки и детские книги. Время от времени возникали очереди за изданиями, о предназначении которых может догадаться только профессионал в этой области. Серьезным успехом стала пользоваться современная художественная проза - новые романы и повести Дины Рубиной, Ольги Славниковой, Романа Сенчина, Елены Катишонок, Алисы Ганиевой, Эдуарда Кочергина и других.
И в то же время не убывает мода на поэзию Бродского, так что надо говорить уже не о моде, но о настоящей и непрерывной любви, что очень чувствовалось на презентации книги заместителя главного редактора "Российской газеты" Юрия Лепского "В поисках Бродского" в пресс-центре. Вообще, у нашей газеты на этой ярмарке был подлинный бенефис. Со своими новыми книгами выступали Всеволод Овчинников, Валерий Кичин, Максим Макарычев, Николай Долгополов, Мария Городова, Юрий Лепский, Павел Басинский, - и эти выступления далеко выходили за пределы одного стенда, рассредоточиваясь по другим площадкам.
В последний день работы ярмарки состоялась презентация книги Петра Вайля (издательство "CORPUS"). В этот посмертный сборник вошли путевые очерки и эссе, опубликованные Петром Вайлем в разные годы в периодических изданиях, а также фрагменты из его интервью, посвященных теме путешествий. Эту книгу можно читать по-разному: и как путеводитель, и как сборник искусствоведческих и литературных эссе, и как автобиографическую прозу. В нее также включены три главы из неоконченной книги "Картины Италии", героями которых стали художники Джотто, Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти.