"Сейчас каждый валит вину на другого. До этой черты охраняю я, а дальше меня это не касается. Или происходит так называемый совместный контроль, который на деле приводит к тому, что нет никакого контроля", - прокомментировал Иванов ситуацию, связанную с тем, что работающие в Домодедово милиция и служба безопасности аэропорта допустили взрыв в пассажирском терминале.
Если будет принято решение о создании единого органа по обеспечению транспортной безопасности, то это ни в коем случае не должно привести к увеличению численности милиции или сотрудников ЧОПов, которые работают на объектах транспортной инфраструктуры, подчеркнул Иванов. Речь может идти только о создании единого органа власти, отвечающего целиком за весь объект транспортной инфраструктуры, уточнил вице-премьер. Кстати, аналогичное ведомство было создано в Соединенных Штатах Америки после теракта, который произошел 11 сентября 2001 года.
Сергей Иванов напомнил, что в среду вопрос обеспечения безопасности на транспорте обсуждался на совещании у президента. По итогам был дан перечень поручений, в том числе правительству, которые направлены на усиление антитеррористической защиты аэропортов, железных дорог, автовокзалов и метро.
Иванов констатировал, что нынешнее положение дел, как показал теракт в Домодедове, говорит о том, что принятая полгода назад комплексная программа "Обеспечения безопасности населения на транспорте", нуждается в корректировке. Она рассчитана на 2010-2014 годы и предусматривала финансирование в пределах 46,7 миллиарда рублей. В прошлом году на ее реализацию выделено 7,8 миллиарда рублей, сказал Иванов. "Немалая сумма. А каков результат - мы все видим", - сказал вице-премьер. По его мнению, дело не только и, может быть, даже не столько в финансовых ресурсах, сколько в организации работы, в ответственности должностных лиц как руководителей, так и простых исполнителей. Причем это в одинаковой степени касается и чиновников, и владельцев транспортной инфраструктуры.
По мнению экспертов, комплексная программа будет корректироваться с учетом сложившейся ситуации. Поэтому в большей степени может быть сделан акцент на авиационный блок. Ведь в самой программе есть подпрограммы по видам транспорта, и, вполне возможно, корректировке будет подвержена именно авиационная подпрограмма. Возможно, специалисты сойдутся во мнении, что в аэропортах будут введены постоянные тотальные меры безопасности. То есть каждого из нас будут досматривать на входе в терминал, проверять на входе в "чистую зону" уже после регистрации на рейс перед посадкой.
Другие эксперты предполагают, что будут внесены изменения в комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, направленные на финансирование модернизации наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры, в том числе и частных. Однако здесь никто не собирается снимать финансовую ответственность и с владельцев, подчеркнули эксперты. По российским законам, именно они отвечают за техническое оснащение своих объектов. В любом случае время на корректировку программы будет очень ограничено, констатировал эксперт.
Как уже писала "Российская газета", сейчас идет организация пунктов выборочной проверки пассажиров в метрополитенах России. Досмотровое оборудование должно появится в этом году на пятидесяти станциях метро в столице, двадцати станциях в Санкт-Петербурге и по две в Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Что касается железной дороги, то до весны 2011 года скоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом будет также оснащено специальным оборудованием, которое также планируют установить на Северо-Кавказской железной дороге. Причем на направлении Москва -Санкт-Петербург информация с систем наблюдения будет выводиться в ситуационный центр. Это позволит немедленно реагировать на происшествия или на попытку совершения теракта. Пилотным проектом станет и оснащение комплексом безопасности автобусных перевозок между Москвой и Северо-Кавказским регионом. Здесь предполагается подключить систему ГЛОНАСС к существующим на Северном Кавказе автовокзалам и связать с единственным столичным автовокзалом у станции метро "Щелковская". Морские и речные порты тоже планируется оснастить современными системами безопасности.
Минтранс уже подготовил проект постановления правительства "Об утверждении Порядка охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры". Как стало известно "Российской газете", этот документ направлен в министерство юстиции на повторное заключение. И как только он выйдет из минюста, министерство транспорта направит его в правительство. По словам экспертов, постановление правительства "Об утверждении Порядка охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры" также будет приниматься в максимально сжатые сроки. Однако, что именно содержится в проекте постановления и каков будет порядок охраны, раскрывать не стали.
Сергей Иванов коснулся и еще одной проблемы - эффективной системы оповещения пассажиров при возникновении чрезвычайных ситуаций. По его мнению, здесь положение нельзя назвать благополучным. Сергей Иванов вспомнил декабрь прошлого года, когда во время энергетического коллапса из-за ледяного дождя пассажиры аэропорта Домодедово не имели достаточной информации о происходящем. Поэтому, настаивает Иванов, специалистам необходимо предусмотреть формирование информационной системы оповещения на крупных транспортных узлах. В конце своего выступления вице-премьер напомнил о персональной ответственности всех руководителей за трагедию, которая произошла в аэропорту Домодедово. И сообщил, что министр транспорта Игорь Левитин вышел с предложением освободить от занимаемой должности руководителя Ространснадзора Геннадия Курзенкова. Теперь слово за главой правительства. Сергей Иванов так же сообщил, что министр транспорта уволил начальника управления госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Сергея Цыбина, начальника управления транспортной безопасности Ространснадзора Александра Свешникова, замначальника управления транспортной безопасности Росавиации Сергея Поплавского и замначальника управления госавианадзора по ЦФО Валерия Малетина.