Вступивший в силу с 2011 года закон об обязательном медицинском страховании работает пока далеко не в полную силу. На "перестройку" всей системы бесплатной медпомощи в стране потребуется время. Это отлично понимали законодатели, дав время и на укрепление региональной медицины, и на организационно-технические преобразования. Напомним, ключевая идея реформы - сделать медицинскую помощь одинаково доступной и качественной для всех пациентов, вне зависимости от региона, где они живут.
О финансовых инструментах, без которых переход к новой модели немыслим, "РГ" рассказывала уже не раз. Обычным же пациентам по большому счету все равно, из каких источников получают деньги клиники и врачи, они судят всегда одинаково: по конечному результату. Грамотный, внимательный врач? Адекватное лечение? Не нужно унижаться, переходя из одной очереди в другую, прежде чем попасть на прием? Не надо приплачивать медсестре за укол и анестезиологу, прежде чем лечь на операционный стол? Значит, система работает нормально.
Одним из главных рычагов воздействия на наши поликлиники и больницы в системе нового ОМС авторы закона считают право выбора пациентом страховой организации, лечебного учреждения и конкретного врача. "Подушевое" (или "попациентное") финансирование автоматически предполагает, что клиники и врачи, которые будут лечить больше и лучше, к которым "потянутся" пациенты, будут зарабатывать больше. В полной мере право выбора можно будет реализовать, только когда будет принят еще один ключевой закон - об основах здравоохранения.
Но уже вчера Зеленский рассказал журналистам, как предполагается вводить этот принцип конкуренции. С одной стороны, очень просто: личным письменным заявлением человека. Правда, если пустить все это на самотек, лучшие медицинские силы тут же захлебнутся от наплыва желающих получить помощь именно у них. Поэтому одновременно предусматриваются и некие сдерживающие механизмы. "Броуновского движения" не будет, заверил вчера чиновник. Ведь параллельно с правом выбрать или поменять клинику сохраняется принцип территориальной принадлежности. Сам человек предпочтет учреждение, ближайшее к дому или месту работы. "Открепиться" и переместиться в любую другую в принципе не возбраняется, но сделать это помешают некоторые ограничения. Например, вызвать врача на дом из отдаленной поликлиники будет уже нельзя.
Не собираются разрушать в новой системе и существующую вертикаль в оказании помощи, когда с первичного уровня, если это в интересах человека, его переправляют в специализированное медучреждение более высокого уровня.
Кстати, в течение ближайших двух лет, по словам Зеленского, минздравсоцразвития намерен вернуть в систему ОМС все федеральные медучреждения. Сейчас большинство из них финансируются исключительно за счет федерального бюджета. Соответственно, чтобы получить высокотехнологичную помощь в таких клиниках, пациенту необходимо заручиться направлением, подтвержденным обязательством государства оплатить лечение (так называемой "квотой"). По мере роста тарифов оплаты разных видов медицинской помощи в системе ОМС этот вид финансирования станет клиникам выгоден. А для пациентов это означает более простой и короткий путь к новейшим способам лечения, которые они не могут получить в районной больнице.
Ключевое внимание в реформе отводится системе контроля качества лечения. Сегодня в каждом регионе действуют свои правила и свои стандарты, и уровень лечения очень разный. Реформа подразумевает, в числе прочего, также переход к единым стандартам оказания медицинской помощи. А следить за тем, чтобы эти стандарты выполнялись, обяжут страховые компании. Помимо "стандартных" процедур проверки правильности оформления документации страховые компании по новому закону обязаны проводить выборочный контроль качества лечения. Анализу будут подвергаться, например, 8 процентов всех историй болезни в стационарах. Если при таком аудировании окажется, что в более чем трети случаев медики допустили дефекты, в следующей проверке количество отобранных дел будет удвоено. За нарушения медучреждения будут наказывать рублем - штрафовать. Оценку качества лечения страховщики будут проводить с помощью экспертов -авторитетных практикующих врачей, не связанных с проверяемым лечебным учреждением. Предусмотрены, разумеется, и внеплановые проверки - по обращениям граждан, в случае летального исхода и тяжелых осложнений, связанных с лечением (например, при внутрибольничном инфицировании - привел пример Зеленский). При этом остаются контрольные функции и за Росздравнадзором, и за Федеральным и территориальными фондами ОМС.