24 апреля 2025 года
Регистрация
Версия для печати 181 Материалы по теме
Размещение информации в ЕИС «Закупки». Новации законодательства

Один из принципов закупочного законодательства — прозрачность. И обеспечение его реализации происходит в том числе путем публичного размещения информации о заключенных соглашениях. Это относится к контрактам, заключенным государственными и муниципальными органами, учреждениями и прочими заказчиками по 44‑ФЗ. А также к договорам, которые заключают государственные компании, корпорации и прочие юридические лица по 223‑ФЗ. Для этой цели органы Федерального казначейства ведут реестр контрактов на основании данных, предоставляемых заказчиками.

Оксана Александровна Беляева, руководитель Управления Федерального казначейства по Брянской области

Оксана Александровна Булавина, начальник отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Брянской области

Реестр контактов

Заказчики обязаны направлять в реестр сведения обо всех заключенных и исполненных контрактах, в том числе при их изменении и расторжении. В случае неполного размещения на сайте ЕИС сведений и документов контракт считается неисполненным. По сути, реестр контрактов представляет собой единую базу данных с подробной информацией о заключенных соглашениях в соответствии с законами № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ. Он является важным инструментом для обеспечения прозрачности и эффективности государственных расходов, позволяет контролировать выполнение государственных обязательств и повышает доверие граждан к институтам власти.

Любое лицо вправе воспользоваться содержащейся в реестре информацией. Сведения из реестра широко применяют заказчики и поставщики для анализа цен, ознакомления с потенциальными контрагентами, для общей оценки закупок в той или иной сфере. Функциональные возможности ЕИС по формированию и размещению информации и документов в реестре контрактов реализованы в соответствии с положениями статьи 103 «Реестр контрактов, заключенных заказчиками» Закона № 44‑ФЗ и Правилами ведения реестра контрактов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 60[1].

Мониторинг сведений

Управление Федерального казначейства по Брянской области (далее — Управление), являясь участником межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере экономики при прокуратуре Брянской области, провело в ЕИС мониторинг соответствующих сведений. По результатам мониторинга было установлено, что реестр содержит значительное количество контрактов в статусе «Исполнение», срок исполнения которых давно истек. Большинство из них — это контракты с ресурсоснабжающими организациями, заключенные на один год и фактически уже исполненные в 2014, 2015, 2016 годах, то есть «контракты прошлых лет».

Изучение вопроса состояния законности в сфере исполнения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд показало, что наиболее распространенными являются нарушения информационного обеспечения закупочной деятельности

Обсуждение на межведомственной рабочей группе вопросов состояния законности в сфере исполнения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд показало, что нарушения информационного обеспечения закупочной деятельности являются наиболее распространенными. Данная ситуация обусловлена закономерными изменениями, такими как реорганизация и ликвидация учреждений, смена типов учреждений, реформирование муниципальных образований, частые изменения в правилах ведения реестра контрактов. А также субъективными причинами, к которым можно отнести:

  • недостаточное изучение заказчиками нормативных правовых актов в сфере закупочной деятельности и изменений к ним;
  • отсутствие квалифицированных сотрудников, ответственных за размещение в реестре контрактов сведений и документов;
  • низкая исполнительская дисциплина заказчика.

С учетом сложившейся в регионе ситуации Управление проводит работу, направленную на инициирование заказчиками всех возможных мер для закрытия «контрактов прошлых лет». Такую деятельность казначеи ведут совместно с прокуратурой Брянской области, органами исполнительной власти субъекта, осуществляющими контроль в сфере закупок. Благодаря этому обеспечен постоянный мониторинг за исполнением законодательства при размещении заказчиками в ЕИС обязательных сведений, результаты которого Управление на ежемесячной основе направляет в региональную прокуратуру.

В рамках реализации данных мероприятий неоднократно были организованы и проведены рабочие встречи с представителями уполномоченных органов исполнительной власти субъекта. Государственным и муниципальным заказчикам направлены информационные письма о необходимости размещения в ЕИС полных и достоверных сведений о заключенных контрактах, в том числе фактически исполненных в предыдущие годы. Дополнительно разъяснена возможность обращения в Управление в случае наличия проблемных вопросов.

Непосредственно Управлением разработана и доведена до всех заказчиков памятка о сроках размещения в ЕИС предусмотренной законодательством информации. Рекомендовано регулярно проводить обучение сотрудников, ответственных за размещение сведений в реестре контрактов. Проведены соответствующие вебинары.

Используя перечисленные методы и организационное взаимодействие с контролирующими органами и участниками закупок, удалось добиться хороших результатов. Так, в 2023–2024 годах в ЕИС были внесены сведения о более трех тысячах контрактов прошлых лет. Также в целях сокращения числа контрактов, фактически исполненных, но находящихся в статусе «Исполнение», Управление на постоянной основе оказывает содействие и консультирует заказчиков по всем возникающим у них вопросам. Направляет запросы о возможности размещения в реестре контрактов сведений об исполнении в случае утраты/уничтожения всего перечня документов, предусмотренных правилами, и разъясняет возможность получения/выгрузки отсутствующих документов у органов Федерального казначейства из соответствующего прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота». В свою очередь, заказчики в случае отсутствия технической возможности размещения информации заводят обращения в службу технической поддержки ЕИС.

Правилами ведения реестра контрактов не был урегулирован вопрос «закрытия» контрактов в случае ликвидации заказчика и/или отсутствия информации и документов об исполнении, расторжении контракта. Контракт в ЕИС мог быть переведен в статус «Исполнение завершено» только в результате размещения информации и документов, подтверждающих его исполнение. Либо в статус «Исполнение прекращено» — в результате размещения информации и документов, подтверждающих расторжение контракта с указанием того или иного основания. А именно:

  • соглашения сторон о расторжении контракта согласно 44‑ФЗ;
  • решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • решения суда.

Изменения в НПА

Постановлением Правительства РФ № 1740[2] внесены изменения в Правила ведения реестра контрактов, отдельные положения которого вступают в силу с 1 июля 2025 года. Согласно указанным изменениям, информация о прекращении контракта (обязательств по контракту) в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), формируется и размещается в реестре контрактов автоматически. Это происходит на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, не позднее трех рабочих дней с даты размещения соответствующей информации в указанном реестре.

Таким образом, с 1 июля 2025 года в ЕИС будут обеспечены функциональные возможности по автоматическому формированию и размещению в реестре контрактов информации о прекращении контракта (обязательств по контракту) в случае ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с автоматическим переводом соответствующей реестровой записи контракта в статус «Исполнение прекращено». Вместе с тем остаются вопросы о наличии возможности закрытия «старых» контрактов путем указанной интеграции из ЕГРЮЛ в реестр контрактов сведений о ликвидации/реорганизации заказчиков и поставщиков, прекративших свою деятельность до 1 июля 2025 года.

В случае прекращения контракта (обязательств по контракту) в связи со смертью гражданина, являющегося поставщиком (подрядчиком, исполнителем), такие сведения формируются заказчиком с приложением подтверждающего документа.

Изменениями в Правила ведения реестра контрактов в случае утраты информации и документов об исполнении, расторжении контракта, прекращении контракта (обязательств по контракту) предусмотрено следующее. Федеральное казначейство в реестре контрактов формирует информацию о прекращении обязательств по контракту на основании обращения, содержащего сведения об установлении факта исполнения, расторжения, прекращения контракта (обязательств по контракту) таких органов, как:

  • федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта РФ, осуществляющие контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 1 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ;
  • Счетная палата РФ, контрольно-счетный орган субъекта РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ и прокуратура субъекта РФ.

Таким образом, при отсутствии документов, подтверждающих исполнение контракта или его расторжение, с 1 июля 2025 года заказчикам необходимо обратиться в соответствующие органы, которые направят необходимое обращение в адрес Федерального казначейства.

Еще одна из новаций заключается в том, что в реестр контрактов включаются сведения о прекращении контракта (обязательств по контракту) в связи с окончанием срока его действия. Это возможно в случае наличия в контракте условия о том, что окончание срока его действия влечет прекращение исполнения обязательств сторон. Соответственно, с 1 июля 2025 года в ЕИС будут обеспечены функциональные возможности по формированию и размещению в реестре информации о прекращении контракта (обязательств по контракту) в связи с окончанием срока его действия с последующим переводом реестровой записи в статус «Исполнение прекращено».

Органы Федерального казначейства будут принимать все возможные меры для соблюдения заказчиками положений части 3 статьи 7 Закона № 44‑ФЗ. Информация, предусмотренная указанным законом и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной. Это будет достигнуто в том числе благодаря указанным изменениям в Правилах ведения реестра контрактов. Принятые меры позволят сформировать полную и достоверную информацию о заключенных контрактах, минимизировать риски неэффективного расходования бюджетных средств. А это еще больше укрепит доверие к данным, содержащимся в информационном пространстве.

Желаем заказчикам, участникам закупок быстро и безболезненно адаптироваться ко всем новациям законодательства в сфере закупок, функционалу ЕИС и хороших закупок!



[1] Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

[2] Постановление Правительства РФ от 09.12.2024 № 1740 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поделиться