Сергей Александрович Тюркин устроился на работу в Минфин Мордовии в 2019 году, а на следующий год возглавил ведомство и получил очень спорное «наследство». У республики был колоссальный госдолг, политическое доверие федерального финансового блока было подорвано. Возникали долги по зарплатам, региональные власти не могли финансировать инвестиционную деятельность. Однако государственная поддержка, грамотная работа с доходными источниками и взвешенная консервативная долговая политика смогли значительно улучшить ситуацию. Текущее положение дел и перспективы реструктуризации госдолга мы обсудили с министром финансов Республики Мордовия Сергеем Александровичем Тюркиным.
— Сергей Александрович, два года назад вы говорили, что республике удалось перейти к профицитному бюджетированию. Получилось ли сохранить этот тренд?
— Несмотря на то что бюджетный цикл последние три года реализовывался в условиях внешнего санкционного давления на экономику, переориентирования логистических цепочек и перестройки хозяйственных связей, нам удалось сохранить тренд на оздоровление государственных финансов. Общая сумма доходов консолидированного бюджета Республики Мордовия в 2024 году составила 82,5 миллиарда рублей. Собственные доходы достигли 55 миллиардов рублей (рисунок 1). Темп роста поступлений собственных доходов к уровню 2024 года равен 126,5 процента, или 11,5 миллиарда рублей. Заметно выросли поступления по бюджетообразующим налогам. Рост заработных плат в экономике привел к увеличению поступлений НДФЛ на 29,2 процента. Это 4,5 миллиарда рублей. На 30 процентов, или 2,3 миллиарда рублей, увеличились поступления налога на прибыль организаций, что отражает улучшение финансовых показателей предприятий республики.
Особенно хочу отметить увеличение поступлений от малого и среднего бизнеса по упрощенной системе налогообложения. Здесь прибавка еще более значительная: 65,6 процента, или более 1,9 миллиарда рублей за год. Продолжается конструктивное взаимодействие с региональным подразделением пивоваренной компании AB InBev Efes. Как результат, поступления от акцизов на пиво увеличились на 34,6 процента, или 779,5 миллиона рублей.
Достигнутый по итогам года рост собственных доходов позволил республике занять второе место среди субъектов ПФО и
Положительная динамика собственных доходов позволила обойтись без привлечения займов для финансирования расходов. В прошлом году в очередной раз удалось исполнить бюджет с профицитом, который составил около 1,8 миллиарда рублей.
— Мордовия — один из трех регионов, долговая нагрузка которых снизилась за прошлый год более чем на 20 процентных пунктов. Как удалось этого добиться?
— Если позволите, я сначала начну с предыстории: как мы стали одним из самых закредитованных регионов России. Образование долга республики началось в 2010 году — более 15 лет назад. Связано это было с празднованием тысячелетия единения мордовского народа с народами российского государства. В рамках празднования из федерального центра вместо субсидий Мордовии были предоставлены бюджетные кредиты на сумму свыше 7,5 миллиарда рублей для строительства автомобильных дорог. Кроме того, строительство объектов также требовало в короткие сроки значительных финансовых средств, а доходная база региона не позволяла в столь сжатые сроки и в таких объемах оперативно финансировать стройки. Мордовия была вынуждена заимствовать средства у банков.
Однако наибольший рост долговой нагрузки в республике произошел чуть позже, в районе 2018 года, когда республика готовилась к чемпионату мира по футболу. Чрезмерный объем принятых обязательств, зачастую неэффективное расходование средств привели к наращиванию долга до 56,2 миллиарда рублей к 1 января 2019 года (рисунок 2). Это 237 процентов к налоговым и неналоговым доходам.
Расходы на обслуживание долга в тот момент также составляли значительный объем. В 2019 году на процентные платежи пришлось потратить 2,5 миллиарда рублей (рисунок 3), или 6,4 процента от всех расходов бюджета за исключением осуществляемых за счет субвенций. Такой высокий уровень долговой нагрузки привел к тому, что социально-экономическое развитие республики застопорилось. В отношении региона на федеральном уровне были введены жесткие бюджетные ограничения. Мы не имели права на осуществление самостоятельных капитальных вложений, что ограничивало инвестиционную активность в регионе. Следует отметить, что кроме прямого долга очень высоким был и уровень просроченной кредиторской задолженности республики — 5,4 миллиарда рублей. Так Мордовия и долг стали синонимами.
Переломить ситуацию получилось только в
В прошлом году сверхплановые собственные доходы позволили ликвидировать проблему с рыночным долгом Мордовии. С учетом высокого уровня ставок коммерческого кредитования в ноябре 2024 года было принято решение о досрочном погашении банковского кредита на сумму 1,75 миллиарда рублей. В декабре 2024 года за счет собственных средств по графику был полностью погашен банковский кредит на сумму 1,4 миллиарда рублей. В результате мы наконец можем констатировать, что коммерческий долг у Мордовии отсутствует. Госдолг республики состоит лишь из задолженности по бюджетным кредитам, общий объем которой по состоянию на 1 января 2025 года составил 30,5 миллиарда рублей. Долговая нагрузка бюджета по итогам 2024 года составила 67 процентов от уровня собственных доходов. Досрочное погашение позволило сэкономить порядка 900 миллионов рублей на обслуживании банковских кредитов.
Необходимо отметить, что снижение долговой нагрузки на бюджет Мордовии было осуществлено за счет существенного роста налогового потенциала региона. Республика планирует активное участие в реализации программы реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, с возможностью списания 2/3 от объема накопленного долга по бюджетным кредитам в
— На списание какой суммы кредитов рассчитываете? На какие проекты будете направлять высвобождающиеся ресурсы?
— Республика Мордовия принимает участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов по формуле: погашение 1/3 — списание 2/3. Общий объем списания задолженности составит 20,3 миллиарда рублей. Это долгий процесс, рассчитанный на период до 2029 года. Списание будет производиться по фактически произведенным расходам только год спустя. В настоящий момент мы готовим документы на списание долга по итогам расходов, произведенных нами в прошлом году. Рассчитываем списать около 1 миллиарда рублей.
Высвобождаемые средства планируем направить на важные для развития региона направления. Во-первых, на инфраструктурные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства: реконструкцию коллектора в Саранске и модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения. Во-вторых, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В-третьих, на закупку автобусов и троллейбусов. Также средства пойдут на финансирование расходов, связанных со специальной военной операцией. Я имею в виду социальную поддержку участников СВО и членов их семей. Еще два крайне важных для нас направления: реализация новых инвестиционных проектов, например строительство завода преформ для оптического волокна в Саранске, завода по производству кормов для животных в Рузаевке и докапитализация Фонда промышленности Республики Мордовия.
— Как вы оцениваете текущие параметры госдолга региона? Каковы перспективы?
— Государственный долг республики в настоящий момент является монодолгом, так как состоит лишь из бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета. Уровень процентных ставок является минимальным, 0,1 процента годовых, что делает обслуживание долга очень комфортным. С учетом параметров реструктуризации объем погашения кредитов снижен и становится более приемлемым — 1,7 миллиарда рублей в год.
Если нам удастся в полном объеме реализовать условия программы списания задолженности по бюджетным кредитам перед страной, то уровень государственного долга республики уже в 2030 году будет совсем незначительным — около 4 миллиардов рублей. При прогнозируемом объеме доходов более 45 миллиардов рублей это лишь девять процентов. Такая долговая нагрузка будет практически неощутима для бюджета.
— На ваш взгляд, усилий, прилагаемых Федерацией, для нормализации ситуации с долговой нагрузкой регионов достаточно?
— Предложенный Президентом РФ вариант по списанию задолженности по бюджетным кредитам позволяет решить сразу несколько первоочередных финансовых задач: снятие высокой нагрузки по объему погашения долга с субъектов РФ, инвестирование бюджетных средств в инфраструктурные проекты, снижение долговой нагрузки в среднесрочной перспективе. Считаю, что предложенный механизм позволит в полном объеме снять проблему с высоким уровнем закредитованности российских субъектов.
Подготовила А. Ю. Ольховая