Госфильмофонд был создан еще в 1936 году - тогда он назывался Всесоюзным фильмохранилищем, а коробки с негативами собирались в амбарах. В 1948 году фонд пополнился огромным количеством трофейных фильмов из Германии и Маньчжурии, превратившись в крупнейшую коллекцию мирового значения. "Зарубежные эксперты считают, что это пещеры Али-бабы, в которых есть все - почти миллион коробок", - говорит начальник научного отдела Госфильмофонда Валерий Босенко. Фонд даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших мировых киноархивов.
Недавно здесь был построен многоэтажный комплекс для хранения роликов, и все отечественные фильмы были заперты в семиэтажную башню. Собрание включает 956 000 картин - в год поступает примерно 10 000. Здесь их оценивают по звуку и изображению, затем выносят вердикт - либо отправить на доработку, либо выдать акт сдачи-приемки с оформлением прокатных удостоверений. Таким образом, в российский прокат кинолента выйти не может, если ее копия не поступила в Госфильмофонд.
Здесь премьер-министр и провел второе заседание правительственного совета. "Каждое поколение снимает свое кино и показывает своих героев. Во многом, по экранным образам, по содержанию фильмов будут судить и о нашем времени", - начал свою речь Владимир Путин, напомнив, что год назад было решено создать Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии - с целью производства и продвижения национальных фильмов. Фонд выбирает "великолепную восьмерку" получателей бюджетных денег. Ими становятся компании-лидеры, чьи проекты собрали больше всего выручки и кинопремий - а значит, в состоянии вернуть государству средства. Кроме того, бонусы получают картины, собравшие более 1 млн зрителей и производители социально значимого кино.
Глава правительства сообщил, что на поддержку кинопроизводства в 2011 году в бюджете заложено свыше 4,3 млрд руб., из них около 1,4 - по линии минкультуры, а 2,9 - на реализацию планов фонда. "Главный вопрос, - сказал премьер, - насколько эффективно эти средства будут использованы.
Путин привел беспощадную статистику: в 2010 году из вышедших на широкий экран 338 фильмов лишь 69 были отечественными. "И это произошло не только из-за того, что их мало снимали, - уточнил он. - Кинокомпании отказывались связываться с заведомо убыточными и скучными картинами". "Убежден, что мы не должны здесь что-либо искусственно ограничивать, устанавливать какие-то квоты, - сказал премьер. - Выбор должен оставаться за зрителем, который лучше всяких критиков дает оценку качества фильма". Владимир Путин напомнил, что уже не раз картины с громкими именами на афишах и не менее шумным пиаром и огромным бюджетом зритель "откровенно игнорировал".
"В то же время весьма скромные по затратам фильмы вызвали у российской аудитории колоссальный интерес и подтверждали его самыми престижными международными премиями", - заключил он.
Затронул глава правительства и другую проблему - нехватку кинотеатров. В прошлом году их было 2246, в 137 городах. А чтобы удовлетворить существующую потребность, нужно открыть как минимум еще столько же, и все равно их будет втрое меньше, чем в развитых странах.
Тему денежных вливаний продолжил министр культуры Александр Авдеев. После введения нового механизма господдержки кинопроизводства минкультуры получило возможность распределять часть средств в виде субсидий, а фонд кино при правительстве стал самостоятельным субъектом финансирования, кратко обрисовал он случившееся. С одной стороны, это, конечно, хорошо, ведь распределением государственных средств на кино начинает заниматься гражданское общество. С другой стороны, осторожно продолжил министр, нельзя не замечать и шероховатости. А это критерии отбора "великолепной восьмерки" кинокомпаний-лидеров и тот факт, что кинодеятелям сложно привыкнуть к тому, что нужно обращаться не к государству, а к частным компаниям, сообщил он. "Существует настороженность, и мы должны ее снимать", - заключил Авдеев: приходится убеждать, что это не унизительно.
Путин сразу откликнулся: "Давайте поправим, если кто-то считает, что есть изъяны в механизме". Но Авдеев не стал настаивать: "Владимир Владимирович, жизнь поправит". "Мы отработаем механизм, не стоит расстраиваться", - убеждал всех министр. А затем пожаловался еще и на систему налогообложения распределяемых министерством средств - она более тяжелая, чем у фонда. Но и тут помощи со стороны не просил: с минфином удалось договориться.
Не хватает, правда, на авторское кино. Именно благодаря ему Россия получает призовые места на конкурсах и фестивалях. Но финансирует его не фонд, а министерство. И денег на авторское кино потихонечку становится все меньше, пожаловался Авдеев, и все потому, что по ФЦП в этом году урезали.
тем временем
Владимир Путин рассказал фотомодели Наоми Кэмпбелл, как ему удается держать себя в хорошей физической форме. В интервью английскому журналу GQ российский премьер-министр сообщил, что регулярно посещает спортзал и плавает. Еще в разговоре с моделью Путин оценил эротический календарь студенток журфака МГУ, похвалив девушек за то, что они не следуют моде на критику власти и не боятся выражать позитивное к ней отношение. Беседа прошла во время тигриного саммита в Санкт-Петербурге.
Вчера же была опубликована статья российского премьер-министра в американском журнале "Вторая мировая война", где он напоминает, что для граждан России любые искажения истории той войны, надругательство над памятью воинов-победителей - личное оскорбление и святотатство. "И для нас очень важно, что эту принципиальную позицию разделяет подавляющее большинство людей во всем мире", - пишет Путин. Премьер также призывает американцев присоединиться к научному, не политизированному и не ангажированному диалогу специалистов разных стран и рекомендует почитать честные книги про войну, написанные фронтовиками, - Симонова, Шолохова, Васильева и др.