Федеральный закон 433-ФЗ от 29 декабря 2010 года предусматривает преобразование кассационных инстанций в апелляционные с сохранением существующей системы судоустройства судов общей юрисдикции. В связи с этим вводится новый, кассационный порядок проверки судебных решений, вступивших в законную силу, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда исключительно по вопросам права.
Только для промежуточных решений ВС регионов ВС РФ обращает внимание на то, что поправки, в числе которых - новая глава об апелляционном производстве, применяются исключительно в части пересмотра вынесенных после 1 мая 2011 года и не вступивших в силу промежуточных решений Верховных судов регионов или городов федерального значения и окружных или флотских судов.
К промежуточным решениям относятся любые определения и постановления суда, не разрешающие дело по существу. Поправки в кодекс в этой части заработали 1 мая 2011 года. ФЗ в целом вступает в силу 1 января 2013 года.
При этом функции апелляционной инстанции в данном случае будут выполнять судебные коллегии по уголовным делам этих же судов.
Вместе с тем итоговые решения, то есть, приговоры, определения о прекращении дела, постановления о применении принудительных мер медицинского характера и другие, а также промежуточные решения мировых, районных, гарнизонных военных судов и самого ВС РФ с 1 мая 2011 года и по 31 декабря 2012 года обжалуются и пересматриваются в общем порядке уже существующих глав 43-45 в УПК РФ.
Кстати
В соответствии с новым ФЗ, надзорное производство будет лишь в качестве экстраординарной процессуальной формы проверки судебных решений по уголовным делам. Полномочия по пересмотру судебных решений в порядке надзора сохраняются только за президиумом ВС РФ.
Ожидается, что данный ФЗ позволит сократить количество уголовных дел, подсудных Верховным судам республик, краевым, областным и равным им судам посредством передачи этих дел в юрисдикцию районных, гарнизонных (военных) судов. Также из компетенции ВС РФ исключается рассмотрение уголовных дел по первой инстанции, поскольку наличие такой компетенции не согласуется с положениями статьи 50 (часть 3) Конституции РФ, гарантирующей каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом.
В связи с изменением компетенции Верховного суда РФ законом также вносятся корреспондирующие изменения в закон "О статусе судей в Российской Федерации" и в закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".