Безопасность — 11 мая 2011

Президент Дмитрий Медведев расширил сферу компетенции Совета безопасности России

Версия для печати 1672 Материалы по теме
Президент Дмитрий Медведев расширил сферу компетенции Совета безопасности России

флаг
Президент Дмитрий Медведев расширил сферу компетенции Совету безопасности России, придав органу значительные полномочия. Отныне СБ будет заниматься и формированием облика Вооруженных сил, и бюджетными тратами на полицию, и много чем другим.

На состоявшемся в минувшую пятницу совещании с постоянными членами Совбеза глава государства объявил о подписании указа, в котором обрисовывается новое Положение о Совбезе, его аппарате, межведомственных комиссиях и научном совете.

Свою историю Совбез ведет еще с советского времени. Предшественником нынешней структуры стал Совет безопасности СССР, образованный в декабре 1990 года. Во время политического кризиса 1993 года СБ координировал действия силовиков и президента, фактически консолидируя власть вокруг Бориса Ельцина. В 1996 году орган возглавил Александр Лебедь, который занял на президентских выборах третье место. Тогда многие восприняли это как коалиционный жест Ельцина, тем более что президент выдал генералу фактически карт-бланш на урегулирование ситуации в Чечне.

В 1998 году с приближением новых выборов этот вновь получил политический вес: его занимал Николай Бордюжа, долгое время рассматриваемый как возможный преемник Бориса Ельцина.

В отдельные периоды секретарями Совбеза становились отставленные чиновники федерального уровня. Так, на этом месте побывали экс-председатель Госдумы Иван Рыбкин, бывшие главы МВД и МИД Владимир Рушайло и Игорь Иванов.

Строго наоборот сложилась судьба нынешнего вице-премьера Сергея Иванова. Он пришел на пост секретаря Совбеза из замов директора ФСБ Владимира Путина в 1999 году. В его "правление" структура получила особое значение: Россию тогда сотрясали один теракт за другим, а на южных рубежах начиналась Вторая чеченская война. Многие оперативные решения о ходе боевых действий принимались именно на заседаниях Совбеза.

После ухода Иванова в 2001 году Совбезом фактически руководил глава государства, созывая его не реже раза в неделю по оперативным вопросам. А должность секретаря отошла на второй план: не случайно ее занимали два отставных министра.

Теперь же президент решил усилить роль Совбеза и соответственно позиции секретаря структуры Николая Патрушева, который получил назначение в СБ в 2008 году. Если в прежнем Положении о Совете безопасности РФ его задачи были обрисованы общими словами, то в новом документе президент четко указывает, чем должен заниматься орган. Так, в компетенцию СБ входит формирование госполитики в области национальной безопасности, оценка военных угроз и выработка мер по их нейтрализации, формирование основных направлений внешней политики, оценка эффективности работы органов власти в части безопасности.

Совбез также получил право готовить для главы государства предложения о мерах по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, инициативы о "применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности", о реформировании существующих и образовании новых силовых ведомств.

Сам секретарь Совбеза сможет контролировать деятельность Вооруженных сил. "Секретарь Совета безопасности... осуществляет... контроль деятельности вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе с привлечением государственных контрольных и надзорных органов", - сказано в Положении. Ранее же Положение давало секретарю возможность лишь контролировать исполнение решений Совета безопасности. Кроме того, по поручению президента секретарь Совбеза сможет проводить выездные совещания в субъектах РФ, по согласованию с полпредами и с участием губернаторов и руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, если прежний Совбез занимался в основном разработкой стратегических ориентиров, то сейчас у него появились весомые функции контролера и координатора.

Совбез должен заниматься не только формированием облика Вооруженных сил и правоохранительных органов, но и следить за бюджетными тратами на них. Отметим, что в 2011 году из 10,7 триллиона рублей расходов бюджета России на эти статьи приходится примерно 1,6 триллиона. Следовательно, Совбез сможет контролировать 1/10 федерального бюджета, а реформа полиции получает более высокого надзирателя, чем МВД. Новые полномочия Совбеза будут также покрывать работу МЧС, МИД, финансово-экономического блока правительства, силовых ведомств, включая госнаркоконтроль. К сфере компетенции Совбеза теперь отнесен и анализ деятельности Белого дома. Правительство обязано предоставлять в СБ отчет о своей работе, который в отличие от думского будет носить закрытый характер.

Таким образом, любая угроза национальной безопасности, из каких бы сфер она ни исходила: внутренней политики, экономической деятельности, международных отношений и проч., теперь получит ответную реакцию Совбеза.

Поделиться