На состоявшемся в минувшую пятницу совещании с постоянными членами Совбеза глава государства объявил о подписании указа, в котором обрисовывается новое Положение о Совбезе, его аппарате, межведомственных комиссиях и научном совете.
Свою историю Совбез ведет еще с советского времени. Предшественником нынешней структуры стал Совет безопасности СССР, образованный в декабре 1990 года. Во время политического кризиса 1993 года СБ координировал действия силовиков и президента, фактически консолидируя власть вокруг Бориса Ельцина. В 1996 году орган возглавил Александр Лебедь, который занял на президентских выборах третье место. Тогда многие восприняли это как коалиционный жест Ельцина, тем более что президент выдал генералу фактически карт-бланш на урегулирование ситуации в Чечне.
В 1998 году с приближением новых выборов этот вновь получил политический вес: его занимал Николай Бордюжа, долгое время рассматриваемый как возможный преемник Бориса Ельцина.
В отдельные периоды секретарями Совбеза становились отставленные чиновники федерального уровня. Так, на этом месте побывали экс-председатель Госдумы Иван Рыбкин, бывшие главы МВД и МИД Владимир Рушайло и Игорь Иванов.
Строго наоборот сложилась судьба нынешнего вице-премьера Сергея Иванова. Он пришел на пост секретаря Совбеза из замов директора ФСБ Владимира Путина в 1999 году. В его "правление" структура получила особое значение: Россию тогда сотрясали один теракт за другим, а на южных рубежах начиналась Вторая чеченская война. Многие оперативные решения о ходе боевых действий принимались именно на заседаниях Совбеза.
После ухода Иванова в 2001 году Совбезом фактически руководил глава государства, созывая его не реже раза в неделю по оперативным вопросам. А должность секретаря отошла на второй план: не случайно ее занимали два отставных министра.
Теперь же президент решил усилить роль Совбеза и соответственно позиции секретаря структуры Николая Патрушева, который получил назначение в СБ в 2008 году. Если в прежнем Положении о Совете безопасности РФ его задачи были обрисованы общими словами, то в новом документе президент четко указывает, чем должен заниматься орган. Так, в компетенцию СБ входит формирование госполитики в области национальной безопасности, оценка военных угроз и выработка мер по их нейтрализации, формирование основных направлений внешней политики, оценка эффективности работы органов власти в части безопасности.
Совбез также получил право готовить для главы государства предложения о мерах по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, инициативы о "применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности", о реформировании существующих и образовании новых силовых ведомств.
Сам секретарь Совбеза сможет контролировать деятельность Вооруженных сил. "Секретарь Совета безопасности... осуществляет... контроль деятельности вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе с привлечением государственных контрольных и надзорных органов", - сказано в Положении. Ранее же Положение давало секретарю возможность лишь контролировать исполнение решений Совета безопасности. Кроме того, по поручению президента секретарь Совбеза сможет проводить выездные совещания в субъектах РФ, по согласованию с полпредами и с участием губернаторов и руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, если прежний Совбез занимался в основном разработкой стратегических ориентиров, то сейчас у него появились весомые функции контролера и координатора.
Совбез должен заниматься не только формированием облика Вооруженных сил и правоохранительных органов, но и следить за бюджетными тратами на них. Отметим, что в 2011 году из 10,7 триллиона рублей расходов бюджета России на эти статьи приходится примерно 1,6 триллиона. Следовательно, Совбез сможет контролировать 1/10 федерального бюджета, а реформа полиции получает более высокого надзирателя, чем МВД. Новые полномочия Совбеза будут также покрывать работу МЧС, МИД, финансово-экономического блока правительства, силовых ведомств, включая госнаркоконтроль. К сфере компетенции Совбеза теперь отнесен и анализ деятельности Белого дома. Правительство обязано предоставлять в СБ отчет о своей работе, который в отличие от думского будет носить закрытый характер.
Таким образом, любая угроза национальной безопасности, из каких бы сфер она ни исходила: внутренней политики, экономической деятельности, международных отношений и проч., теперь получит ответную реакцию Совбеза.