Культура — 29 июля 2011

Куда идет российское кино?

Версия для печати 2783 Материалы по теме
Куда идет российское кино?

кинотавр
Кинофестиваль «Окно в Европу» пройдет в Выборге с 7 по 14 августа. Он завершает фестивальный сезон текущего года. В конкурс отбирают премьерные фильмы, которые не успели или по каким-то причинам не попали в конкурс июньского «Кинотавра» и российскую программу Московского международного кинофестиваля. Однако организаторы фестиваля не любят называть свой фестиваль «итоговым», что невольно наводит на мысль о сусеках и амбарах. Акцент, напротив, делается на том, что фестиваль открывает сезон российских премьер. Конкурсный показ приурочен к осеннему релизу.

В этом году в конкурс игрового кино вошли 14 картин, среди которых «Чужая мать» Дениса Родимина, «Бездельники» Андрея Зайцева, «Дом ветра» Вячеслава Златопольского, «Дом» Олега Погодина, «Земля людей» Сергея Говорухина, «Калачи» Нурбека Эгена, «Пять невест» Карена Оганесяна, «Рейден» Всеволода Аравина и другие. Большая часть конкурса – дебюты. Однако не все дебютанты – новички в кино. Денис Родимин – известный и очень популярный сценарист, автор сценария обоих «Бумеров», Андрей Зайцев – режиссер документального кино, фильмы которого «Мой дом», «Глеб» отмечены на десятках международных кинофестивалей. Также среди конкурсантов – известный театральный режиссер Владимир Мирзоев и его «Борис Годунов», переложение истории Пушкина на жизнь современной Москвы.

Еще одна особенность игрового конкурса XIX фестиваля – участие картин, снятых в копродукции со странами дальнего и ближнего зарубежья. «Долина роз» - совместное производство Латвии и России, «Четыре дня в мае» - Германия, Россия и Украина. Одновременно этот фильм покажут в конкурсе кинофестиваля в Локарно. По словам генерального продюсера фестиваля Геворга Нерсисяна, «тенденция включать копродукцию с зарубежными кинематографистами в конкурс фестиваля российского кино будет только увеличиваться», поскольку сегодня это один из наиболее возможных способов существования российского кино.

Вообще, судьба российского кинематографа у организаторов фестиваля не вызывает оптимизма. В связи с этим г-н Нерсисян высказался о том, что «российского и зарубежного кино не бывает, бывает кино плохое и хорошее». Реплика довольно странная даже из уст продюсера, прокатчика и президента компании «Парадиз», который может позволить себе оценивать фильм по принесенному в прокате доходу, не обращая внимания на страну-производителя. Президент фестиваля Армен Медведев выразился еще жестче: «Мы начинали наш кинофестиваль девятнадцать лет назад в пору рассеянности и смуты в нашем кино. Сегодня мы задаем себе тот же вопрос: куда мы идем?»

На поверку – выбор в игровой конкурс в этом году не был большим. По словам дирекции, «брали один фильм из двух, ориентируясь на качество ленты». Другим главным параметром отбора картин в нынешний конкурс стало тематическое разнообразие. «Мы выбирали картины, которые могли дать как можно больше пищи для размышлений о том, куда сегодня идет российское кино», - сказал Медведев. Остается надеяться, что фестиваль как панорама кино хотя бы частично ответит на эти вопросы, которые сегодня так остро стоят перед нашим кинематографом. Безусловна положительная тенденция Выборгского кинофестиваля – ежегодное увеличение числа зрителей. «Окно в Европу» - городской фестиваль, главную аудиторию которого составляют жители города и близлежащих районов. В этом году, чтобы вместить всех желающих, будет организована дополнительная фестивальная площадка – кинотеатр под открытым небом на Рыночной площади Выборга.

Поделиться