«Так. Билеты в Большой не будут по 2,5 млн. руб. Это чушь. И это раз. На открытие вообще билеты не продавались — были только приглашения. Это два. Гала-концерт — всегда сборная солянка.
В этом и преимущества, и очевидные недостатки. Это три. Ну и, наконец, Большой — это не московский театр. А наше ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ДОСТОЯНИЕ. Всем спасибо за внимание к теме!» — резкость, а вернее будет сказать определенность в этом кратком замечании, по ходу дискуссии вызвана остротой дискуссии, развернувшейся на медведевской странице в Facebook. Ссылка на фотографии, опубликованные на официальной президентской странице, открыла «шлюзы». Рядом с восторгами и воспоминаниями о давнишних походах в Большой появились и другие мнения. Пользователь «Наталья Иванова» написала: «красное с золотом... роскошь востока... насколько благороднее глубокий синий с серебром... если уж хотите красный — возьмите вишневый с серебром...)) и кто был там дизайнером по интерьерам... интересно...))))))))». Она же дописала позднее: «А где же антикварные люстры и ручки на дверях бронзовые... Дмитрий Анатольевич!!! Разберитесь, пожалуйста!! Это антиквариат и народное достояние вообще-то!!» Про цены на билеты — они росли от одной записи к другой на порядок: «Дмитрий Анатольевич, правда ли что билеты в Большой Театр будет стоить от 250 000 рублей?» — «билеты по 2,5 миллиона рублей? добро пожаловать». Следом кто-то снова интересуется, куда делись бронзовые канделябры. Наконец, кто-то предъявляет весь список претензий: «опять отмыли бабло. вместо реставрации сделали реконструкцию. от большого театра ничего не осталось. также как и с храмом христа, где плюшивые художники рисовали лица себя и членов своих семей. все быдло ликует, все искусствоведы смеются» (орфография оригинала).
С уверенностью можно сказать, что Большой открылся 28 октября исключительно благодаря тому, что эту дату назвал Дмитрий Медведев. Иначе, боюсь, нам пришлсь бы ждать еще какое-то время, ведь еще год назад предполагалось, что открытие главной сцены состоится месяцем раньше гастролями Ла Скала в рамках Года Италии в России.
Важно отметить на редкость корректное поведение ФСО: можно предположить, что недавний опыт посещения журфака тому поспособствовал.
Многие, поверив слухам, что в зале помимо президента появится и премьер-министр, начали фантазировать о причинах отсутствия Владимира Путина. Но слухи остались слухами. Визит Медведева на открытие был вставлен в его график примерно за год до нынешних торжеств. О возможном появлении в Большом еще и Путина заговорили за несколько дней до открытия. Говорили и о возможном визите Ангелы Меркель в связи с тем, что все оборудование поставлялось немецкими компаниями Bosch Rexroth и Muller BBM. Но Путин и Меркель в зале так и не появились.
Президент Медведев выдержал black tie, как большинство, но не все пришедшие на гала-концерт. Иностранцы обсуждали в фойе тех, кто black tie проигнорировал. В своем выступлении Медведев трижды назвал Большой брендом и один раз — символом России, хорошо известным во всем мире. Многие — и из тех, кто был на открытии, и тех, кто смотрел гала-концерт по телевизору, еще больше — из тех, кто и не был, и не смотрел, пеняют Большому, что реставрация проведена неправильно и некачественно. Вероятно, говорить о реставрации следует с некоторой осторожностью. То есть, вероятно, важнейшим стало решение о том, чтобы появились, например, лифты. Если принято решение о лифтах и эскалаторах, то правильнее говорить о том, что мы получили театр на следующие 100 лет. Не забудем, что Медведев открывал театр, который до него открывал... Александр II в 1856 году.
Комментируя вопросы о бронзовых ручках, гипсе, появившиеся на страничке Дмитрия Медведева, а накануне открытия — в нескольких интервью премьера балета Большого театра Николая Цискаридзе, официальный представитель генподрядчика, директор департамента по связям с общественностью компании «Сумма Капитал» Михаил Сидоров пояснил корреспонденту «НГ», что в зале вообще нет пластмассы, за исключением проводов: «В зале только папье-маше, резонансная ель и материалы, которые прошли акустическую экспертизу. Ни одного пластмассового элемента декора в зале нет. Декор выполнен из папье-маше, за исключением трех гербов и двух мальчиков — над царской ложей, но так было задумано Кавосом». По словам Михаила Сидорова, «территория реставрации ровно рассекается порталом сцены», там, где ходят артисты, уже речь идет о реконструкции, туалеты — тоже реконструкция, иначе бы пришлось делать все, как это было в XIX веке. Туалеты оборудованы очень экономно.
Ручки и люстры, заверяет Сидоров, «все на местах, все накладки на дверях тоже сохранены. Вообще весь XIX век и начало XX — все осталось в театре». Многие отметили компьютерную графику, которая «отбивала» один номер от другого, а в иных случаях становилась и самостоятельным номером гала-концерта — режиссером мультимедиа стал Андрей Болтенко. Он, кстати, был режиссером церемонии инаугурации президента Медведева. Он же — автор видеопроекции на фасад Большого, показанной по окончании гала-концерта. Находившаяся среди зрителей директор Московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова тут же выразила готовность предложить Болтенко провести выставку. В Большом театре нам рассказали, что каждая секунда компьютерной графики изначально придумана была режиссером и художником гала-концерта Дмитрием Черняковым: «Всё, и утку, которая пролетала на занавесе с видом на Воробьевы горы и так позабавившую всех, тоже придумал Черняков», — заметил собеседник «НГ».