Культура — 14 февраля 2012

Библиотеки всеми способами пытаются заманить читателей

Версия для печати 2347 Материалы по теме
Библиотеки всеми способами пытаются заманить читателей

библиотека
Что делать, если ребенок не хочет читать? Какие картинки должны быть в хорошей книге? Для чего в библиотеках проводить игры? Об этом рассказывает Светлана Мицул, которая сегодня руководит Российской государственной детской библиотекой.

Российская газета: Светлана Дмитриевна, современные подростки не любят читать книги. Социальные сети и sms — вот их способы получения информации о мире. Можно ли вернуть любовь к книге?

Светлана Мицул: Если вы имеете в виду подростков, то я не совсем согласна с вами. Те из них, кто с раннего детства воспитан читателем, а не пользователем, ищут в Интернете нужную вещь, читают одну-две страницы с экрана, а потом берут в руки обычную книгу. Российское общество почти молится на Интернет: вот сейчас проведем провода по всей России и все у нас будет хорошо! У нас телефонная связь уже проведена по всей стране, но мы же не звоним родителям каждый день! Тот, кто их любит — приезжает и этим показывает свою любовь. То же с Интернетом, который является лишь инструментом для облегченного доступа к информации и, в том числе, художественному слову. Отказываться от современных возможностей, конечно, никто не собираемся. Наоборот, мы требуем всё больше и больше: надо и компьютерные презентации делать, и ролики монтировать, и редактировать изображения. Специально, чтобы познакомить с лучшим и наиболее интересным, создаем «Электронную библиотеку редкой детской книги». Участвуем в корпоративных библиотечных проектах. Важно, для чего всё это нужно, о чем говоришь современным языком, куда ведешь по сетевым дорогам.

Российская газета: Школьные стандарты не требуют, чтобы ребенок к 1 классу умел читать, в то же время педагоги при записи в школу отдают предпочтение тем, кто хотя бы знает слоги. Так все-таки когда учить детей читать?

Светлана Мицул: Приучать. Знакомить ребенка с книгой надо как можно раньше, — с двух-трех лет. Замечательный педагог Елена Кузьменкова, которая работала у нас, разработала методику раннего литературного развития. Детям предлагаются занятия, на которых они слушают хорошие стихи и играют. Возьмем, например, стихотворение Валентина Берестова «Вот девочка Марина, а вот ее машина...». Ребенку показывают — вот она, машина, ее можно потрогать, поиграть с ней. Потом с детьми занимаются лепкой, рисованием, опять же по сюжетам услышанных стихов. На такие занятия в библиотеке очередь. Причем, среди родителей много молодых успешных людей, айтишников, в том числе таких, кто одного ребенка ведет за руку, а второй еще и ходить не умеет, а только ползает в игровом зале между книжек.

Российская газета: Ваша дочь когда начала читать?

Светлана Мицул: Заинтересовалась книгами в три года, а к четырем уже начала читать

Российская газета: А что делать, если ребенок не хочет читать, потому что это «трудно, скучно»!

Светлана Мицул: Можно предложить книгу полегче, читать по очереди с ребенком, договориться, что ежедневное чтение хотя бы десять минут — обязательный пункт в распорядке дня. В крайнем случае, пусть ребенок рассматривает картинки в книге.

Российская газета: После начальной школы, примерно в пятом классе некоторые дети вообще перестают читать. И что тут делать?

Светлана Мицул: В этом возрасте им уже интересно не только книги с мамой бок о бок просматривать. И надо уже прилагать усилия, чтобы поддерживать интерес к чтению. У нас в библиотеке, например, сейчас проходит выставка художников, которые иллюстрировали сказки братьев Гримм. Мы провели для детей квест-игру, когда семь команд, активно перемещаясь от «станции» к «станции», от «сказки» к «сказке» познакомились с возможностями библиотеки и выполняли задания, связанные с историей собирания сказок, сюжетами и иллюстрациями к ним. Потом было подведение итогов конкурса на лучший рисунок к сказкам. А чтобы сделать иллюстрацию, надо, естественно, сказки прочитать. В каждой библиотеке идут подобные конкурсы. Есть они и в музеях. Например, сейчас такой конкурс по книгам о животных проходит в зоологическом музее им. Тимирязева. Ищите, участвуйте!

Российская газета: По мнению читателей «РГ», прививать любовь к чтению должны и родители, и школа. В то же время на походы классом в библиотеку лишних часов в программе не предусмотрено. Какой интерес учителю тратить время на это?

Светлана Мицул: Для того, чтобы показать, что мир гораздо шире школьной программы. И многие педагоги это понимают. Негосударственные, воскресные школы и школы с православным уклоном у нас частые гости. С государственными школами мы контактируем не меньше, но сложнее. Одним трудно найти транспорт, другие стараются решить все вопросы своими силами. Библиотеки сейчас есть в каждой школе, но с тем, что имеем мы, нет никакого сравнения. Есть и еще одна причина. К сожалению, многие родители думают, что библиотеки — это избушки на курьих ножках, где сплошные бабки-ежки и пыль по углам. Ничего подобного! Библиотеки сейчас давно уже не избы-читальни, а современные центры досуга и образования. У нас есть сайты, странички в Facebook, в Вконтакте, в ЖЖ, работает больше двадцати секций и кружков, почти все — бесплатные, изостудию, например, ведет заслуженный художник России Валерий Васильевич Васильев. Некоторые студии мы вообще уже не рекламируем, потому что записываются по сто человек и никто не хочет бросать занятия. Когда к нам приходит ребенок, главная задача, которую мы ставим перед собой: вырастить Читателя. И читатели всех детских библиотек знают: чтение — это не скучно!

Российская газета: Что читают нынешние дети? Берут ли советских писателей, вот, допустим, «Тимур и его команда» спрашивают?

Светлана Мицул: И Гайдара часто спрашивают, читают и Бориса Житкова, Виктора Голявкина, Ирину Токмакову, Владислава Крапивина, Марину Москвину, Юрия Кушака.. Из тех, что помоложе, интересны Андрей Усачев, Стас Востоков, Дина Сабитова... Можно и еще называть, лучше приходите: расскажем обо всех авторах и всех книгах.

Российская газета:
Назовите детскую книгу, которая лично вас «зацепила»?

Светлана Мицул:
«Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти, это перевод с итальянского. Книга вошла в список выдающихся книг для детей «Белые вороны», составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Но поскольку дедушка в итоге умирает, то не всем детям стоит читать книгу раньше 11-12 лет. Из российских книг — «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой о том, как благополучные родители запрещали своим детям общаться со сверстниками, которые были не такие как они.

Российская газета: Прилавки заполнены книжкам, но выбрать хорошую не так-то просто. Где-нибудь можно найти рекомендации для родителей, какие книги давать детям, чтобы поддерживать у них интерес к чтению?

Светлана Мицул: У нас на сайте в Интернет-проекте «Библиогид» можно найти такую информацию. Одно из издательств, с которым мы сотрудничаем, выпускает книги под рубрикой «Библиогид рекомендует» и это определенная гарантия качества. К сожалению, сегодня нет ни телевизионной передачи, популярного печатного издания, которое было бы посвящено только детской литературе и ее качеству. Книжный рынок так устроен, что решает все издатель. И он часто делает выбор не в пользу читателя. Некоторые из книги, которые лежат на прилавках, ребенку ни за что нельзя давать. Я имею в виду не только содержание, но и оформление. Ведь для ребенка иллюстрация важна не меньше, чем текст. Среди лучших российских иллюстраторов — Владимир Лебедев, который много иллюстрировал Маршака и Чуковского, Ника Гольц, работавшая со сказками Андерсена, Гофмана, Перро, или Лев Токмаков, который иллюстрировал Анатолия Алексина, Бориса Заходера, многие другие, о которых мы (детские библиотекари) пишем, рассказываем, берите их книги — это беспроигрышный вариант.

мнение

Читатели «РГ» считают, что в обязательный список 100 лучших книг для школьников должны войти:

Мастер и Маргарита, М.Булгаков

Собачье сердце, М.Булгаков

Преступление и наказание, Ф.Достоевский

Доктор Живаго. Б.Пастернак

Робинзон Крузо, Д.Дефо

Война и мир, Л.Толстой

Республика «Шкид», Г.Белых, Л.Пантелеев

Капитанская дочка, А.Пушкин

Маленький принц А.Экзюпери

от автора!

Ирина Токмакова, детский поэт и прозаик, лауреат Госпремии России:

— Родители должны читать детям с года. Лучше начинать с народных песенок, потешек. Родителям первоклассников советую книжку «Аля, Кляксич и Вреднюга»: там есть все базовые понятия русского языка, которые дают в этом возрасте ребенку в школе. Потом можно взять продолжение «В гостях у Мудрослова». Мой сын стал читать в 6-7 лет, а дальше — полный захлеб.

Меня иногда спрашивают: «Вы стали писать стихи для сына?» Нет. После филфака МГУ я поступила в аспирантуру, писала диссертацию и подрабатывала экскурсоводом. Однажды в делегации электроэнергетиков прочла одному шведу стихотворение прекрасного шведского поэта Густава Фрединга. Он был растроган, а через какое-то время прислал мне в подарок книжечку его стихов. Я ее перевела, и перевод напечатали. Так вот все началось.

Поделиться