Российская газета: Светлана Дмитриевна, современные подростки не любят читать книги. Социальные сети и sms — вот их способы получения информации о мире. Можно ли вернуть любовь к книге?
Светлана Мицул: Если вы имеете в виду подростков, то я не совсем согласна с вами. Те из них, кто с раннего детства воспитан читателем, а не пользователем, ищут в Интернете нужную вещь, читают одну-две страницы с экрана, а потом берут в руки обычную книгу. Российское общество почти молится на Интернет: вот сейчас проведем провода по всей России и все у нас будет хорошо! У нас телефонная связь уже проведена по всей стране, но мы же не звоним родителям каждый день! Тот, кто их любит — приезжает и этим показывает свою любовь. То же с Интернетом, который является лишь инструментом для облегченного доступа к информации и, в том числе, художественному слову. Отказываться от современных возможностей, конечно, никто не собираемся. Наоборот, мы требуем всё больше и больше: надо и компьютерные презентации делать, и ролики монтировать, и редактировать изображения. Специально, чтобы познакомить с лучшим и наиболее интересным, создаем «Электронную библиотеку редкой детской книги». Участвуем в корпоративных библиотечных проектах. Важно, для чего всё это нужно, о чем говоришь современным языком, куда ведешь по сетевым дорогам.
Российская газета: Школьные стандарты не требуют, чтобы ребенок к 1 классу умел читать, в то же время педагоги при записи в школу отдают предпочтение тем, кто хотя бы знает слоги. Так все-таки когда учить детей читать?
Светлана Мицул: Приучать. Знакомить ребенка с книгой надо как можно раньше, — с двух-трех лет. Замечательный педагог Елена Кузьменкова, которая работала у нас, разработала методику раннего литературного развития. Детям предлагаются занятия, на которых они слушают хорошие стихи и играют. Возьмем, например, стихотворение Валентина Берестова «Вот девочка Марина, а вот ее машина...». Ребенку показывают — вот она, машина, ее можно потрогать, поиграть с ней. Потом с детьми занимаются лепкой, рисованием, опять же по сюжетам услышанных стихов. На такие занятия в библиотеке очередь. Причем, среди родителей много молодых успешных людей, айтишников, в том числе таких, кто одного ребенка ведет за руку, а второй еще и ходить не умеет, а только ползает в игровом зале между книжек.
Российская газета: Ваша дочь когда начала читать?
Светлана Мицул: Заинтересовалась книгами в три года, а к четырем уже начала читать
Российская газета: А что делать, если ребенок не хочет читать, потому что это «трудно, скучно»!
Светлана Мицул: Можно предложить книгу полегче, читать по очереди с ребенком, договориться, что ежедневное чтение хотя бы десять минут — обязательный пункт в распорядке дня. В крайнем случае, пусть ребенок рассматривает картинки в книге.
Российская газета: После начальной школы, примерно в пятом классе некоторые дети вообще перестают читать. И что тут делать?
Светлана Мицул: В этом возрасте им уже интересно не только книги с мамой бок о бок просматривать. И надо уже прилагать усилия, чтобы поддерживать интерес к чтению. У нас в библиотеке, например, сейчас проходит выставка художников, которые иллюстрировали сказки братьев Гримм. Мы провели для детей квест-игру, когда семь команд, активно перемещаясь от «станции» к «станции», от «сказки» к «сказке» познакомились с возможностями библиотеки и выполняли задания, связанные с историей собирания сказок, сюжетами и иллюстрациями к ним. Потом было подведение итогов конкурса на лучший рисунок к сказкам. А чтобы сделать иллюстрацию, надо, естественно, сказки прочитать. В каждой библиотеке идут подобные конкурсы. Есть они и в музеях. Например, сейчас такой конкурс по книгам о животных проходит в зоологическом музее им. Тимирязева. Ищите, участвуйте!
Российская газета: По мнению читателей «РГ», прививать любовь к чтению должны и родители, и школа. В то же время на походы классом в библиотеку лишних часов в программе не предусмотрено. Какой интерес учителю тратить время на это?
Светлана Мицул: Для того, чтобы показать, что мир гораздо шире школьной программы. И многие педагоги это понимают. Негосударственные, воскресные школы и школы с православным уклоном у нас частые гости. С государственными школами мы контактируем не меньше, но сложнее. Одним трудно найти транспорт, другие стараются решить все вопросы своими силами. Библиотеки сейчас есть в каждой школе, но с тем, что имеем мы, нет никакого сравнения. Есть и еще одна причина. К сожалению, многие родители думают, что библиотеки — это избушки на курьих ножках, где сплошные бабки-ежки и пыль по углам. Ничего подобного! Библиотеки сейчас давно уже не избы-читальни, а современные центры досуга и образования. У нас есть сайты, странички в Facebook, в Вконтакте, в ЖЖ, работает больше двадцати секций и кружков, почти все — бесплатные, изостудию, например, ведет заслуженный художник России Валерий Васильевич Васильев. Некоторые студии мы вообще уже не рекламируем, потому что записываются по сто человек и никто не хочет бросать занятия. Когда к нам приходит ребенок, главная задача, которую мы ставим перед собой: вырастить Читателя. И читатели всех детских библиотек знают: чтение — это не скучно!
Российская газета: Что читают нынешние дети? Берут ли советских писателей, вот, допустим, «Тимур и его команда» спрашивают?
Светлана Мицул: И Гайдара часто спрашивают, читают и Бориса Житкова, Виктора Голявкина, Ирину Токмакову, Владислава Крапивина, Марину Москвину, Юрия Кушака.. Из тех, что помоложе, интересны Андрей Усачев, Стас Востоков, Дина Сабитова... Можно и еще называть, лучше приходите: расскажем обо всех авторах и всех книгах.
Российская газета: Назовите детскую книгу, которая лично вас «зацепила»?
Светлана Мицул: «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти, это перевод с итальянского. Книга вошла в список выдающихся книг для детей «Белые вороны», составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Но поскольку дедушка в итоге умирает, то не всем детям стоит читать книгу раньше
Российская газета: Прилавки заполнены книжкам, но выбрать хорошую не так-то просто. Где-нибудь можно найти рекомендации для родителей, какие книги давать детям, чтобы поддерживать у них интерес к чтению?
Светлана Мицул: У нас на сайте в Интернет-проекте «Библиогид» можно найти такую информацию. Одно из издательств, с которым мы сотрудничаем, выпускает книги под рубрикой «Библиогид рекомендует» и это определенная гарантия качества. К сожалению, сегодня нет ни телевизионной передачи, популярного печатного издания, которое было бы посвящено только детской литературе и ее качеству. Книжный рынок так устроен, что решает все издатель. И он часто делает выбор не в пользу читателя. Некоторые из книги, которые лежат на прилавках, ребенку ни за что нельзя давать. Я имею в виду не только содержание, но и оформление. Ведь для ребенка иллюстрация важна не меньше, чем текст. Среди лучших российских иллюстраторов — Владимир Лебедев, который много иллюстрировал Маршака и Чуковского, Ника Гольц, работавшая со сказками Андерсена, Гофмана, Перро, или Лев Токмаков, который иллюстрировал Анатолия Алексина, Бориса Заходера, многие другие, о которых мы (детские библиотекари) пишем, рассказываем, берите их книги — это беспроигрышный вариант.
Читатели «РГ» считают, что в обязательный список 100 лучших книг для школьников должны войти:
Мастер и Маргарита, М.Булгаков
Собачье сердце, М.Булгаков
Преступление и наказание, Ф.Достоевский
Доктор Живаго. Б.Пастернак
Робинзон Крузо, Д.Дефо
Война и мир, Л.Толстой
Республика «Шкид», Г.Белых, Л.Пантелеев
Капитанская дочка, А.Пушкин
Маленький принц А.Экзюпери
от автора!Ирина Токмакова, детский поэт и прозаик, лауреат Госпремии России:
— Родители должны читать детям с года. Лучше начинать с народных песенок, потешек. Родителям первоклассников советую книжку «Аля, Кляксич и Вреднюга»: там есть все базовые понятия русского языка, которые дают в этом возрасте ребенку в школе. Потом можно взять продолжение «В гостях у Мудрослова». Мой сын стал читать в
Меня иногда спрашивают: «Вы стали писать стихи для сына?» Нет. После филфака МГУ я поступила в аспирантуру, писала диссертацию и подрабатывала экскурсоводом. Однажды в делегации электроэнергетиков прочла одному шведу стихотворение прекрасного шведского поэта Густава Фрединга. Он был растроган, а через какое-то время прислал мне в подарок книжечку его стихов. Я ее перевела, и перевод напечатали. Так вот все началось.