— Николас, чем американская система высшего образования отличается от российской?
— В США есть три типа высших учебных учреждений: государственные, частные и коммерческие. В государственных вузах год обучения обходится в сравнительно небольшую сумму — две-три тысячи долларов. В частных университетах образование стоит на порядок выше. Например, в нашем университете за год нужно заплатить порядка 15 тыс. долл. Но учиться в частных вузах гораздо престижней. Там выше качество образования, больше традиций. Кроме того, если в государственных вузах образовательная программа корректируется властями, то в частных университетах это невозможно. Никто не может указывать частному университету, что и как мы должны преподавать своим студентам. В коммерческих учебных заведениях человек получает не высшее образование, а определенные знания. Например, изучает языки, совершенствует навыки управления или готовится к ведению бизнеса. Но дипломы коммерческих вузов не свидетельствуют о получении высшего образования.
— А в каком университете учится ваш сын?
— В государственном. Он выбрал государственный университет просто потому, что там интереснее, учится гораздо больше студентов. В частном университете общее число студентов может составлять полторы тысячи человек, а в государственном — в десять раз больше. Хотя, надо отметить, что в последнее время стоимость государственного образования стремительно растет. В Калифорнии стоимость обучения равна уже 5 тыс. долл. в год, а это ощутимая сумма для родителей и студентов. Тем самым, я считаю, нарушается принцип равенства в отношении права на образование. С этой ситуацией надо бороться.
— Какое же здесь может быть равенство, если обучение в частном университете требует весьма внушительной — даже для среднего класса — суммы?
— На обучение в частном университете большинство студентов получают кредит у властей штата или у частных фондов. Причем полученные в фонде средства, как правило, безвозмездные. Например, у нас учатся 15 боснийских студентов. Фонд, помимо оплаты обучения, выплачивает им стипендии, покупает билеты на проезд к месту учебы. Кстати, средства, полученные в фонде, не обязательно привязаны к месту обучения. Если студент решит продолжить образование в другом месте, грант на обучение переводится в выбранный им университет. Деньги же, полученные в кредит у властей штата, надо возвращать, но на каких условиях — я точно не могу сказать. Но уверен, что есть масса послаблений и льгот, облегчающих возврат кредита на образование.
— В нашей стране проводится эксперимент, согласно которому зачисление в вуз производится не по результатам вступительных экзаменов в вузы, а по результатам единого госэкзамена. А в США происходило что-нибудь подобное?
— Да, такая система была и у нас, но от нее пришлось отказаться. Это обусловлено политическими причинами. Дело в том, что по результатам школьных экзаменов учащиеся из числа афроамериканцев оказывались в менее выгодном положении, чем другие школьники. Условно говоря, оценка в 5 баллов для среднего учащегося соответствует оценке в 4 бала для ученика из числа афроамериканцев. Поэтому мы отменили практику зачисления в вузы по результатам аттестата. Я считаю это справедливым, поскольку низкие показатели успеваемости афроамериканцев обусловлены не природными способностями, а худшими социальными условиями.
— Вы учились и в США, и в России. В чем различие наших образовательных систем с точки зрения студента?
— В США учиться гораздо легче, проще сдавать экзамены. Не знаю, чем объяснить этот феномен, но это факт. Возможно, дело в том, что в России студентам, как правило, дают очень широкий спектр знаний, а у нас предмет изучения специализирован и сужен до необходимого предела. Поэтому в России обучение развивает в первую очередь память и основано на запоминании. У нас же студент свободно ориентируется в узкой программе и поэтому может оперировать понятиями предмета, развивая мышление.
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.
— В США есть три типа высших учебных учреждений: государственные, частные и коммерческие. В государственных вузах год обучения обходится в сравнительно небольшую сумму — две-три тысячи долларов. В частных университетах образование стоит на порядок выше. Например, в нашем университете за год нужно заплатить порядка 15 тыс. долл. Но учиться в частных вузах гораздо престижней. Там выше качество образования, больше традиций. Кроме того, если в государственных вузах образовательная программа корректируется властями, то в частных университетах это невозможно. Никто не может указывать частному университету, что и как мы должны преподавать своим студентам. В коммерческих учебных заведениях человек получает не высшее образование, а определенные знания. Например, изучает языки, совершенствует навыки управления или готовится к ведению бизнеса. Но дипломы коммерческих вузов не свидетельствуют о получении высшего образования.
— А в каком университете учится ваш сын?
— В государственном. Он выбрал государственный университет просто потому, что там интереснее, учится гораздо больше студентов. В частном университете общее число студентов может составлять полторы тысячи человек, а в государственном — в десять раз больше. Хотя, надо отметить, что в последнее время стоимость государственного образования стремительно растет. В Калифорнии стоимость обучения равна уже 5 тыс. долл. в год, а это ощутимая сумма для родителей и студентов. Тем самым, я считаю, нарушается принцип равенства в отношении права на образование. С этой ситуацией надо бороться.
— Какое же здесь может быть равенство, если обучение в частном университете требует весьма внушительной — даже для среднего класса — суммы?
— На обучение в частном университете большинство студентов получают кредит у властей штата или у частных фондов. Причем полученные в фонде средства, как правило, безвозмездные. Например, у нас учатся 15 боснийских студентов. Фонд, помимо оплаты обучения, выплачивает им стипендии, покупает билеты на проезд к месту учебы. Кстати, средства, полученные в фонде, не обязательно привязаны к месту обучения. Если студент решит продолжить образование в другом месте, грант на обучение переводится в выбранный им университет. Деньги же, полученные в кредит у властей штата, надо возвращать, но на каких условиях — я точно не могу сказать. Но уверен, что есть масса послаблений и льгот, облегчающих возврат кредита на образование.
— В нашей стране проводится эксперимент, согласно которому зачисление в вуз производится не по результатам вступительных экзаменов в вузы, а по результатам единого госэкзамена. А в США происходило что-нибудь подобное?
— Да, такая система была и у нас, но от нее пришлось отказаться. Это обусловлено политическими причинами. Дело в том, что по результатам школьных экзаменов учащиеся из числа афроамериканцев оказывались в менее выгодном положении, чем другие школьники. Условно говоря, оценка в 5 баллов для среднего учащегося соответствует оценке в 4 бала для ученика из числа афроамериканцев. Поэтому мы отменили практику зачисления в вузы по результатам аттестата. Я считаю это справедливым, поскольку низкие показатели успеваемости афроамериканцев обусловлены не природными способностями, а худшими социальными условиями.
— Вы учились и в США, и в России. В чем различие наших образовательных систем с точки зрения студента?
— В США учиться гораздо легче, проще сдавать экзамены. Не знаю, чем объяснить этот феномен, но это факт. Возможно, дело в том, что в России студентам, как правило, дают очень широкий спектр знаний, а у нас предмет изучения специализирован и сужен до необходимого предела. Поэтому в России обучение развивает в первую очередь память и основано на запоминании. У нас же студент свободно ориентируется в узкой программе и поэтому может оперировать понятиями предмета, развивая мышление.
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.