Наука — 05 апреля 2012

Названы победители премии "Инновации"

Версия для печати 1178 Материалы по теме
Названы победители премии "Инновации"

инновации
Церемония вручения премии «Инновации», проходившая в центре дизайна ARTPLAY, в этом году сочетала оперную торжественность с легким налетом фронды. Камерный ансамбль и оперные певцы с прекрасными голосами приветствовали финалистов и зрителей торжественным «Инновация, виват!» (на музыку Ираиды Юсуповой). За ними высилась прозрачная стена, за стеклом которой на четырех уровнях подтанцовывали, аплодировали, двигались «люди в белом». Статисты кордебалета, они же группа поддержки, они же рассеянные в пространстве интернета юзеры, но не лузеры, были одеты в униформу, напоминавшую то ли зимние маскировочные костюмы военных, то ли защитные костюмы атомщиков. Словом, вся креативная армия интернета стояла стеной за инновации вообще и современное искусство, в частности.

Их представителем в «реале» стал Филипп Дзядко, главный редактор «Большого города», который вместе с Айдан Салаховой и Анной Монгайт вел церемонию награждения. Ведущая телеканала «Дождь», который вел прямую трансляцию из АRTPLAY, оставалась в телестудии и участвовала в обсуждении с экрана на «прозрачной» стене. Дзядко честно попробовал несколько снизить оперный пафос церемонии, заметив, что вообще-то его больше современного искусства волнует то, что группа Pussy Riot сидит в тюрьме, а должна бы быть на свободе. Его слова были встречены аплодисментами. После чего телеведущая предложила вернуться к вопросу, «кто сегодня настоящие звезды» в современном искусстве.

Выяснилось, что современное искусство поддерживает «вся королевская рать». Точнее, академическая. Символический приз за поддержку современного искусства России, который до этого получали представители частных фондов и меценаты-предприниматели, впервые вручен руководителю госучреждения — президенту Академии Художеств Зурабу Церетели. Не менее выразительно, что приз замечательным художникам-концептуалистам Елене Елагиной и Игорю Макаревичу «за творческий вклад в развитие современного искусства» передала директор ГТГ Ирина Лебедева.

Наконец, за современное искусство голосуют рублем и премиями частные фонды. Речь не только об увеличении призового фонда «Инновации» (которое было бы невозможно без поддержки меценатов), но и о подготовке выставки номинантов «Инновации» в Лондоне во время летних Олимпийских игр. О лондонском проекте упомянул в своем выступлении Михаил Миндлин, директор ГЦСИ. «Инновация» тут явно идет по следам Премии Кандинского, которая показывает выставки участников шорт-листа за рубежом. Но это как раз тот случай, когда хороший пример заразителен. Кроме того, свои специальные призы молодым художникам вручили Stella Art Foundation (Роман Мокров получил творческую командировку на выставку Documenta в Кассель), французское посольство и Британский совет (они единодушно выбрали Александра Гронского, который после трехмесячной командировки в Париже проведет три недели в Оксфорде).

На этом фоне вручение «Инновации» за лучший кураторский проект Виктору Мизиано, в течение двух лет готовившего выставку «Невозможное сообщество» (она проходила параллельно с Московской биеннале), выглядит жестом не только справедливым, но и красноречивым. Современное искусство сегодня никак не можется пожаловаться на маргинальность, оно прочно вписано в музейные экспозиции и арт-рынок, поддерживается, как видим, и Академией. Но тогда возникает вопрос, а как, собственно, сохранить то, за что оно и ценилось: неангажированность и искренность, нон-конформизм, любовь к свободе и изящество интеллектуального поиска? Как соединить маргиналов и граждан мира, антибуржуазное презрение к сытости арт-рынка и желание принадлежать к арт-истэблишменту? В этом смысле весь мир современного искусства — «невозможное сообщество». Невозможное, но и необходимое.

Среди споров, которые разгорелись вокруг номинаций, нельзя не упомянуть «Региональный проект». Лет семь назад номинация была придумана, чтобы поддержать художников и кураторов, живущих вне «столиц». Но сегодня, когда возникли биеннале в Екатеринбурге и Красноярске, когда яркие проекты создаются в Перми, Воронеже, Калининграде, награда по «территориальному» принципу выглядит несколько странной. Словно столицы снисходительно предлагают поощрить провинциалов, в то время, как «провинциалы» не только участвуют, но и инициируют крупные международные проекты. Достаточно вспомнить хотя бы Уральскую биеннале в Екатеринбурге. Не удивительно, что кураторы польско-российского проекта «Анклав», сделанного в Калининграде, получая «Инновацию» за лучший «региональный проект», предложили придумать приз за лучшее название для этой номинации.

В номинации «Теория. Критика. Искусствознание» приз достался Андрею Фоменко, исследователю фотоавангарда и производственного искусства, посвятившему им свою книгу. Среди молодых художников победителем стала Таус Махачева со своим проектом «Быстрые и неистовые», который Александр Боровский, вообще-то не большой любитель видеоарта, назвал «живым и привлекательным», «человечным и человеческим», и вообще «изумительным».

Что касается главного приза «Инновации» (800 000 руб.), то лучшим «произведением визуального искусства» названа «Цистерна» Александра Бродского. Его сумрачная инсталляция, превратившая «страннейшее и страшноватое» здание коллектора, в пространство лирических переживаний, обошла перформансы Андрея Кузькина и группы «Куда бегут собаки», проекты Витаса Стасюнаса и группы «МишМаш».

Поделиться