Инвестиции№5 Май 2012 — 15 июня 2012

Московский международный финансовый центр: главные задачи

Москва

Версия для печати 6989 Материалы по теме
Московский международный финансовый центр: главные задачи

Гарбер
В столице формируется площадка для активизации сотрудничества международных инвесторов и организаций, нуждающихся в привлечении капитала, — Московский международный финансовый центр. Этот проект призван сделать российский финансовый рынок полноценной частью глобального, повысить его привлекательность в глазах иностранных инвесторов и эмитентов. По сути МФЦ — это система взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран. Российские регионы могут к этому взаимодействию присоединиться, чтобы ради инвестиций поучаствовать в решении проблем и управлении рисками российского финансового рынка, в том числе на своей территории. Наталья Михаэлевна ГАРБЕР, консультант по инвестиционному развитию территорий

Динамика, проблемы и перспективы российской финансовой системы

Доля российского продукта в мировом ВВП составляет всего около 3 %. Одна из причин — неразвитость российского финансового рынка, который слишком мал для масштабов страны. Задача России сегодня состоит в увеличении объема финансового рынка и изменении его структуры, и Московский МФЦ должен стать одним из ключевых инструментов этих перемен. Впрочем, этот путь отнюдь не усыпан розами.

Основы МФЦ заложили Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и соответствующая ей Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, обе принятые в 2008 году. В этих документах запланирован существенный рост многих показателей финансового рынка, однако такой показатель, как соотношение капитализации к ВВП планируется довести с 97,4 всего лишь до 104 %. Объективные препятствия для более существенного роста включают коррупцию, сопротивление любым программам инноваций, ориентированность страны на сырьевую модель развития и огромный размер государственного сектора.

Главная из этих проблем — традиционное сопротивление российского экономического мышления рыночным переменам, особенно инновационным. Невозможность серьезного роста обусловлена тем, что, несмотря на все государственные проекты, проблемы финансирования инноваций в России по-прежнему имеют две ключевые причины. Первая — низкие расходы на инновации со стороны частного сектора, который стремится к быстрым прибылям и не вкладывает в НИОКР. Между тем российская экономическая, правовая и политическая действительность нисколько не стимулирует переориентацию владельцев бизнеса на долгосрочные перспективы и инновационный путь развития: сегодня по-прежнему выгоднее дешево купить и дорого продать, а не производить всегда рисковую и требующую дорогостоящей раскрутки инновацию. К тому же на прибыль с нее будет претендовать и коррумпированное государство, и масса других игроков рынка, при том что защитить права на ноу-хау в России все также крайне сложно. К слову, развитые государства организуют экономическую инфраструктуру так, чтобы значительную долю расходов на НИОКР и их внедрение брали на себя компании.

Вторая причина — нерачительное использование государственных средств, выделяемых на НИОКР. Объемы этой поддержки значительны — примерно 0,83 % ВВП, что больше, чем в Великобритании, Китае и даже в Японии. Однако коммерческие результаты технологических новшеств пока весьма скромны — финансовый цикл идей не замыкается, инвестиционные деньги пока плохо приносят прибыль с внедрения и продажи инноваций. Если Стратегия развития РФ до 2020 года не изменит модели развития экономики, государственные вливания в инновации по-прежнему будут давать весьма слабый экономический эффект.

Между тем в недавнем аналитическом докладе «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010–2015 гг.)», подготовленном коллективом авторов под руководством профессора Я. М. Миркина, отмечается, что и Концепция долгосрочного развития РФ, и Стратегия развития финансового рынка России не используют каких-либо новых идей, а являются лишь «переизданием» советских подходов XX века. Это означает, что оба документа, опираясь на экстенсивную «сырьевую» модель развития страны, упускают и возможности, и риски XXI века, включая международную динамику других финансовых центров и рынков. Однако инерционность, неинновационность и немобильность нашей экономики и тех, кто определяет экономическую политику, — это реальность, с которой приходится считаться Московскому МФЦ.

таб 1
Данную проблему подтвердил и прошлогодний доклад Всемирного экономического форума по финансовому развитию стран мира (The Financial Development Report 2011), поставивший Россию на общее 39-е место своего рейтинга, включая 41-е место по состоянию развития финансовых рынков и 53-е место по уровню финансовой доступности любых услуг (кредитование, ипотека, различные банковские сервисы и т. д.). По показателю финансовой стабильности Россия оказалась на 43-м месте в мире, по степени развития банковских финансовых услуг — на 57-м, по условиям для ведения бизнеса — на 31-м, а по уровню институционального развития аж на 56-м месте из 60 возможных. На 39-е место в общем рейтинге Россию вытягивает сектор небанковских финансовых услуг (в России огромное число уличных банкоматов — 184,2 тыс.). Однако надо признать, что по доступности финансовых услуг населению мы все еще держим «почетное» 92-е место в мире.

Хуже всего то, что, несмотря на все усилия по модернизации экономики, Россия в последние годы так и перемещается где-то между 36-м и 39-м местами в общемировом рейтинге, а это означает, что ключ к реальным переменам в экономике страны еще не найден. Мы так крепко застряли в своей экстенсивной колее, что «это не езда, а ерзанье», как пел Высоцкий. И без серьезной смены моделей развития экономики мы будем только углублять ту яму, которую сами себе выкопали.

Глобальные риски: нас это тоже касается

Как же выглядит финансовая система, к построению которой стоит стремиться современной России? Для ответа на этот вопрос обратимся к рейтингу The Financial Development Report 2011 (см. таблицу). Вверху вполне стабильные игроки первой десятки: Гонконг, США, Великобритания, Сингапур, Австралия, Канада, Нидерланды, Япония, Швейцария, а также совершившая в 2011 году рывок с 15-го на 10-е место Норвегия. Кстати, из числа стран — членов СНГ в рейтинг вошли только Украина, которая спустилась с 53-го на 54-е место, и Казахстан, который совершил если не рывок, то значительный подъем — с 49-й позиции на 46-ю.

Чтобы повторить успехи Казахстана или тем более Норвегии, России нужна работающая, эффективная и системная инновационная стратегия, способная эффективно управлять современными рисками. Судя по результатам мирового отчета по рискам (Global Risk Report) Всемирного экономического форума, основные риски, с которыми эта стратегия должна управиться, можно свести в пять основных блоков, и в 2012 году они имеют следующий вид.

Экономика. Здесь ведущие факторы риска — хроническая финансовая неустойчивость, вызываемая отказом возместить чрезмерные правительственные долговые обязательства; циклические кризисы ликвидности в банковской сфере и на рынках капитала; стремительное увеличение разрыва между богатыми и бедными. В крайних формах все это может породить системный финансовый провал, когда на глобальном уровне сбивается режим работы финансового сектора или падают основные мировые валюты. Кроме того, чрезвычайная изменчивость в ценах на энергию и продукты сельского хозяйства, когда эти серьезные ценовые колебания лишают население предметов первой необходимости, замедляют экономический рост, провоцируют протесты и увеличивают геополитическую напряженность.

Экология страдает от возрастающих выбросов парниковых газов и нашей глобальной неспособности справиться со всемирным потеплением как на личном или корпоративном, так и на государственном или межгосударственном уровне.

Геополитические проблемы привели к глобальным неудачам управления на государственном уровне, при которых традиционные институты и договоренности держав препятствуют их реальному сотрудничеству. К этому блоку проблем следует отнести распространение оружия массового поражения благодаря широкой доступности ядерных, химических, биологических и радиологических технологий, а также проявления терроризма как крайней формы политической недееспособности правительств и международных организаций, занятых обеспечением безопасности или миротворчеством.

Социальные процессы вызывают опасения в первую очередь в связи с тотальным старением населения земного шара в развитых странах и перенаселением стран «третьего мира». Неумелое руководство этим вопросом порождает все возрастающие затраты и социальные вопросы. Бедным странам грозит нехватка продовольствия и кризисы водоснабжения на фоне усиливающегося соревнования за воду между ресурсоемкими системами, такими как производство все тех же пищевых продуктов или выработка энергии. Развитый мир порождает встречный комплекс социальных проблем избыточного потребления и массового перехода своих граждан в роль рантье, создавая интенсивное и все возрастающее давление на имеющиеся у человечества ресурсы, государственные учреждения и социальную стабильность.

Технологическое развитие благодаря тесной связанности всего со всем создает опасность эффекта домино, когда пробой одной части системы порождает провал всей инфраструктуры в целом, и в кризис 2008 года мы наблюдали, к чему это приводит в финансовых структурах. Кибератаки демонстрируют нам силу киберпреступности безо всяких кризисов, причем в них замешаны как преступные группы, так и государственные структуры. Третьим, наиболее рисковым «подарком» развития технологий является массовое мошенничество с помощью манипуляции данными, паролями и прочими способами получения незаконного доступа к частным, корпоративным и государственным данным.

Все основные современные риски переплетены друг с другом. Например, ведущие экономические риски тесно связаны с неэффективным управлением государствами и социальной нестабильностью, усугублением проблемы массового старения населения и неудачами инновационных секторов экономики. В России, в частности, есть еще одна важная проблема — наш рынок не вполне «белый».

По оценкам заместителя директора Банковского института Высшей школы экономики А. Ф. Пушко, представленным в его докладе на Форуме финансовых инноваций 28 марта 2012 года, объем наличных в обороте вне банковского сектора в России составляет почти 5,2 трлн руб., то есть более 36 тыс. руб. на человека. При этом 96,3 % операций с банковскими картами в России — это операции по снятию наличных. Между тем доля наличных в обороте в развитых странах не превышает 20 %, а Швеция, например, планирует вообще отказаться от оборота наличных денежных средств в ближайшие годы.

Поэтому, формально развивая финансовый сектор России, ММФЦ нацелен на более широкие задачи, связанные с управлением как экономическими, так и тесно связанными с ними политическими, социальными, технологическими рисками, и в конечном счете на выталкивание России из экстенсивной экономической колеи, в которую она попала. Превращая Москву в международный финансовый центр, МФЦ обеспечивает стране инфраструктуру для активного привлечения и эффективного использования серьезных инвестиций, поддержки развития бизнеса и финансовой активности населения, решения широкого ряда социально-экономических задач РФ.

Повышение инвестиционной привлекательности

Российский финансовый рынок исторически территориально сконцентрирован в Москве. По оценкам А. Ф. Пушко, в Москве концентрируется порядка 80 % отечественных операций с ценными бумагами, причем 30 % из них приходится на долю иностранных инвесторов. В России крайне неравномерно распределены точки доступа к финансовым услугам: в Москве совершается около 56 % всех операций, а несколько десятков миллионов россиян, по оценкам Госсовета, вообще лишены доступа к банковским продуктам.

Между тем Москва занимает второе место в мире по числу живущих здесь долларовых миллиардеров. Так что столице пора распространить свои успехи на другие города и регионы, тем более что у нее есть для этого все шансы: в Москве сконцентрированы основные рычаги влияния на финансово-экономическую и политическую ситуацию в стране.

Рейтинг международных финансовых центров, составленный консалтинговой компанией Z/Yen Group, и исследование PwC под названием «Города возможностей — 2011» говорят о том, что у Москвы как российского и международного финансового центра есть неплохие перспективы. Для этого город должен стать примером того, как можно делать бизнес в России и распространить этот опыт на все регионы.

график
Сегодня в странах Запада открыть компанию можно за пару дней, в России на это нужен минимум месяц. У нас очень тяжело работать с государством и проверяющими органами и небезопасно держать бизнес. Недвижимость в России приходится регистрировать по полгода, в то время как в развитых государствах на это уходит пара недель. В России низкий уровень производительности труда и большие налоги. Список проблем можно продолжить. Принимая во внимание эти проблемы, ММФЦ разработал дорожную карту своего развития, используя экспертизу представителей бизнеса, федеральной и московской власти, общенациональных организаций и международных экспертов из Европы и США. Ключевые проблемы, которые надо преодолеть, — это высокая концентрация российского рынка капитала и низкая инвестиционная активность населения, недоразвитость институтов коллективных инвестиций и слабая эффективность судебной системы, несбалансированность регулирования финансовых рынков и негибкое законодательство. Рабочие группы ММФЦ сегодня активно занялись проектами по решению этих проблем.

Первым шагом работы Московского МФЦ будет развитие и применение законодательства в интересах инвесторов и бизнеса в целом. В имеющемся правовом и экономическом поле прекрасные идеи сложно реализовать, поэтому Центр займется согласованием интересов инвесторов, властных структур и общества. Руководство ММФЦ полагает, что во всех регионах РФ следует активнее стимулировать частные инвестиции и защитить права гражданина как инвестора. Сегодня потребителям финансовых услуг не хватает механизмов защиты, в регионах серьезно ограничен доступ населения к финансовым инструментам, просматривается существенная налоговая дискриминация, есть проблемы с регулированием деятельности институциональных инвесторов.

Поэтому в числе ближайших задач Центра — содействие усилению роли внесудебных и административных процедур по всей стране, стимулирование применения медиации, а также создание международного коммерческого (третейского) суда МФЦ и выведение преступлений «белых воротничков» из-под юрисдикции МВД. Стратегический маркетинг ММФЦ сфокусирован на повышении кредитных рейтингов, возврате эмитентов, укреплении позиции руб­ля среди мировых валют, проектах вложения пенсионных средств в развитие инфраструктуры. Центр также планирует создать компенсационные фонды для НПФ и профессиональных участников рынка и получить разрешение на создание НПФ в форме коммерческих организаций. ММФЦ поможет введению удобных налоговых режимов для индивидуальных инвестиционных и пенсионных счетов в РФ, а также расширению круга инвестиционных инструментов для НПФ и индивидуальных инвесторов.

ММФЦ намерен создать совместные международные институты в сфере технологий и ИТ-менеджмента, развивать сервисную ИТ-модель в финансовом секторе и содействовать созданию специализированных аутсорсинговых решений. Чтобы сократить разрыв между отечественной и международной практикой регулирования финансовой сферы, ММФЦ намерен стимулировать внедрение в России международных стандартов и развивать законы, охраняющие интеллектуальную собственность. ММФЦ также займется созданием индустрии финансовых консультантов и внедрением федеральной образовательной программы по основам инвестирования.

Дорожная карта Центра вполне отвечает системе главных рисков Global Risk Report Всемирного экономического форума и дает России в целом и каждому из ее регионов в частности надежду на улучшение инвестиционного климата. И если в дальнейшем все пойдет как задумано, у регионов есть шансы поднять на новый уровень свои финансовые рынки и инвестиционные возможности с помощью ММФЦ.

Поделиться