С 1 января 2008 года власти значительной части регионов России будут лишены возможности резервировать земли под нужды строительства, если не будут внесены поправки в Градостроительный кодекс. Это может поставить под угрозу реализацию многих крупных строительных проектов, включая нацпроект «Доступное жилье». Только четыре региона согласовали с Минрегионразвития схему территориального планирования — а без этого плана строить будет нельзя.
С разработкой территориальных схем регионы катастрофически опаздывают, сообщило в пятницу Минрегионразвития: схемы на согласование представили только 11 субъектов, а одобрены всего четыре. В 16 субъектах эту работу вообще не начинали, заявил замминистра Владимир Дедюхин, в остальных схемы еще находятся в разработке.
Напомним: схема территориального планирования, разрабатываемая в регионе и утверждаемая в Минрегионе, фиксирует разграничение территории региона по типам входящих в него земель, в том числе разграничивает сельскохозяйственные земли и земли под застройку. В схему включаются планируемые размещения новых объектов электро- и газоснабжения, дорог, мостов.
Лучше всего дела обстоят на юге: схему разрабатывают уже все регионы, кроме Ингушетии, — большинство из них должны быть готовы в 2008 году. Ростовская область потратила на градостроительное проектирование 1,3 млрд руб., признался министр архитектуры и градостроительства области Владимир Киргинцев.
Хуже всего — в Дальневосточном округе: из девяти регионов над территориальными схемами начали работать три. Представители субъектов объясняют отставание отсутствием денег, кадров, топографической основы для планирования, говорит директор департамента Минрегионразвития Максим Перов. Правительство рассмотрит этот вопрос 13 декабря.
“Те субъекты, которые не подали документы в Минрегионразвития, за несколько месяцев сделать план-схему не успеют — а таких регионов 76”, — знает Перов. Согласно Градостроительному кодексу, с 1 января 2008 года при отсутствии у субъектов утвержденных документов территориального планирования органы госвласти и местного самоуправления не имеют права принимать решения о резервировании земель, об изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков, о переводе земель из одной категории в другую. Также без схем с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство в регионе.
Таким образом, если схемы терпланирования не будут приняты в срок, резервирование земель под строительство дорог и жилья на территории большей части страны должно прекратиться. "Регионы недооценивают последствия непринятия документов. Отсутствие схем не позволяет субъектам развиваться",- заявил на заседании замглавы Минрегиона Владимир Дедюхин. Санкции для регионов скажутся больше на государстве, чем на бизнесе: без предварительного резервирования и последующего изъятия земли оно не сможет реализовать ни один строительный проект, замечает партнер “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Виталий Можаровский. Но и бизнес пострадает: в городах мест для строительства осталось немного, а леса и сельхозугодья надо сперва переводить в другую категорию — так что санкции фактически заморозят и коммерческую стройку, говорит руководитель департамента юркомпании “Вегас-Лекс” Юрий Борисенко. Так можно разорить любой бизнес, считает замгендиректора агентства недвижимости “Новый город” Наталья Ветлугина: “Стоимость перевода земли из одной категории в другую возрастет в разы”. Сейчас это стоит около 1000 долл. за сотку в Московской области. Коммерческий директор MR Group Ирина Дзюба полагает, что сроки разработки схем продлят: “Примерно то же самое было в отношении земельного кадастра”.
Под угрозой срыва все программы, где предполагается масштабное строительство инфраструктурных объектов: автодорог, аэродромов, морских портов, предупреждает замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. Единственная возможность не сорвать их, полагает он - передвинуть сроки. Перов согласен: “Надо отсрочить санкции года на два”, — под угрозой могут оказаться и ФЦП по развитию Дальнего Востока, и нацпроект “Доступное жилье”, и олимпийские объекты в Сочи, и инфраструктура для подготовки саммита АТЭС во Владивостоке.
Представители регионов ссылаются на множество проблем, мешающих им представить в Минрегион схемы, в том числе отсутствие топографической съемки региона и конфликты с муниципалитетами. Ключевой же проблемой оказалось нежелание федеральных властей софинансировать программу составления схем. "Пока мы не подготовим документацию, не сможем пригласить инвестора, но денег на работу по схеме в региональном бюджете нет. Замкнутый круг",- говорит глава комитета по градостроительству Ленинградской области Валерий Ким. "Подготовка схемы обходится не более 1% годовых расходов бюджета субъекта федерации",- уверен и. о. начальника департамента регионального развития Минрегиона Максим Перов.
Но мнение регионов о дороговизне программы поддерживают эксперты. "Для регионов это приличные деньги. На все инвестцели регион закладывает 3-5%, в лучшем случае 7% расходов бюджета в год",- утверждает гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. «Сроки подготовки схем, конечно, надо откладывать - и минимум на три года. Если сейчас этого не сделать, то вступление нормы в силу затормозит развитие всей страны»,- уверен Игорь Меламед.
В Минрегионе возможность переносов сроков не исключают, хотя и не в восторге от этой перспективы. «Мы проанализируем ситуацию и, если поймем, что сроки будут вредить качеству работы, сформулируем предложения о переносе»,- заявил «Коммерсанту» Владимир Дедюхин. Однако глава комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский заявляет, что перенос сроков – это последнее, о чем он будет говорить. И сперва предлагает подумать о финансовых санкциях к неисполнительным руководителям.
С разработкой территориальных схем регионы катастрофически опаздывают, сообщило в пятницу Минрегионразвития: схемы на согласование представили только 11 субъектов, а одобрены всего четыре. В 16 субъектах эту работу вообще не начинали, заявил замминистра Владимир Дедюхин, в остальных схемы еще находятся в разработке.
Напомним: схема территориального планирования, разрабатываемая в регионе и утверждаемая в Минрегионе, фиксирует разграничение территории региона по типам входящих в него земель, в том числе разграничивает сельскохозяйственные земли и земли под застройку. В схему включаются планируемые размещения новых объектов электро- и газоснабжения, дорог, мостов.
Лучше всего дела обстоят на юге: схему разрабатывают уже все регионы, кроме Ингушетии, — большинство из них должны быть готовы в 2008 году. Ростовская область потратила на градостроительное проектирование 1,3 млрд руб., признался министр архитектуры и градостроительства области Владимир Киргинцев.
Хуже всего — в Дальневосточном округе: из девяти регионов над территориальными схемами начали работать три. Представители субъектов объясняют отставание отсутствием денег, кадров, топографической основы для планирования, говорит директор департамента Минрегионразвития Максим Перов. Правительство рассмотрит этот вопрос 13 декабря.
“Те субъекты, которые не подали документы в Минрегионразвития, за несколько месяцев сделать план-схему не успеют — а таких регионов 76”, — знает Перов. Согласно Градостроительному кодексу, с 1 января 2008 года при отсутствии у субъектов утвержденных документов территориального планирования органы госвласти и местного самоуправления не имеют права принимать решения о резервировании земель, об изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков, о переводе земель из одной категории в другую. Также без схем с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство в регионе.
Таким образом, если схемы терпланирования не будут приняты в срок, резервирование земель под строительство дорог и жилья на территории большей части страны должно прекратиться. "Регионы недооценивают последствия непринятия документов. Отсутствие схем не позволяет субъектам развиваться",- заявил на заседании замглавы Минрегиона Владимир Дедюхин. Санкции для регионов скажутся больше на государстве, чем на бизнесе: без предварительного резервирования и последующего изъятия земли оно не сможет реализовать ни один строительный проект, замечает партнер “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Виталий Можаровский. Но и бизнес пострадает: в городах мест для строительства осталось немного, а леса и сельхозугодья надо сперва переводить в другую категорию — так что санкции фактически заморозят и коммерческую стройку, говорит руководитель департамента юркомпании “Вегас-Лекс” Юрий Борисенко. Так можно разорить любой бизнес, считает замгендиректора агентства недвижимости “Новый город” Наталья Ветлугина: “Стоимость перевода земли из одной категории в другую возрастет в разы”. Сейчас это стоит около 1000 долл. за сотку в Московской области. Коммерческий директор MR Group Ирина Дзюба полагает, что сроки разработки схем продлят: “Примерно то же самое было в отношении земельного кадастра”.
Под угрозой срыва все программы, где предполагается масштабное строительство инфраструктурных объектов: автодорог, аэродромов, морских портов, предупреждает замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. Единственная возможность не сорвать их, полагает он - передвинуть сроки. Перов согласен: “Надо отсрочить санкции года на два”, — под угрозой могут оказаться и ФЦП по развитию Дальнего Востока, и нацпроект “Доступное жилье”, и олимпийские объекты в Сочи, и инфраструктура для подготовки саммита АТЭС во Владивостоке.
Представители регионов ссылаются на множество проблем, мешающих им представить в Минрегион схемы, в том числе отсутствие топографической съемки региона и конфликты с муниципалитетами. Ключевой же проблемой оказалось нежелание федеральных властей софинансировать программу составления схем. "Пока мы не подготовим документацию, не сможем пригласить инвестора, но денег на работу по схеме в региональном бюджете нет. Замкнутый круг",- говорит глава комитета по градостроительству Ленинградской области Валерий Ким. "Подготовка схемы обходится не более 1% годовых расходов бюджета субъекта федерации",- уверен и. о. начальника департамента регионального развития Минрегиона Максим Перов.
Но мнение регионов о дороговизне программы поддерживают эксперты. "Для регионов это приличные деньги. На все инвестцели регион закладывает 3-5%, в лучшем случае 7% расходов бюджета в год",- утверждает гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. «Сроки подготовки схем, конечно, надо откладывать - и минимум на три года. Если сейчас этого не сделать, то вступление нормы в силу затормозит развитие всей страны»,- уверен Игорь Меламед.
В Минрегионе возможность переносов сроков не исключают, хотя и не в восторге от этой перспективы. «Мы проанализируем ситуацию и, если поймем, что сроки будут вредить качеству работы, сформулируем предложения о переносе»,- заявил «Коммерсанту» Владимир Дедюхин. Однако глава комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский заявляет, что перенос сроков – это последнее, о чем он будет говорить. И сперва предлагает подумать о финансовых санкциях к неисполнительным руководителям.
ОРЕС.ру