Система спасения пострадавших туристов, которую создал в этом году Ростуризм, проходит сегодня первое испытание. По состоянию на 4 сентября в Болгарии находились около 300 российских туристов, пострадавших от прекращения деятельности туроператора «Черри Тур». При этом 56 человек из них должны были уже вчера вернуться на родину. Вылет остальных российских туристов запланирован на 10 и 11 сентября. Об этом сообщил вчера Ростуризм. По словам главы Ростуризма Александра Радькова, тревожных сигналов от застрявших в Болгарии туристов сейчас не поступает. Ростуризм провел переговоры с болгарской стороной, что позволило уладить конфликт с принимающей туркомпанией, которая ранее требовала от россиян оплаты услуг.
Ростуризм вчера подвел итоги полугодия и обрисовал планы на будущее. По итогам первых шести месяцев 2012 года выездной турпоток из РФ вырос на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По мнению Радькова, это свидетельствует о том, что рынок выездного туризма не испытывает никаких сложностей, материальное состояние россиян не ухудшилось, доверие к туристического рынку не потеряно. В то же время Радьков признает, что, конечно, банкротства на рынке туристических услуг вполне могут отпугнуть россиян от туроператоров и простимулировать их все чаще путешествовать самостоятельно. Радьков отметил: «Количество банкротств на рынке не уменьшается, это объективная ситуация, и мы не сможем застраховать рынок от банкротств. Другое дело — должны создаваться эффективные механизмы защиты прав туристов».
Не позднее ноября 2012 года начнет работу своеобразный «туристический МЧС» — Общероссийское объединение туроператоров в сфере выездного туризма. В рамках объединения будет функционировать компенсационный фонд. Средства фонда предназначены на случай банкротства туроператора для оплаты проживания российских туристов в гостинице до первого возможного вылета на родину и для оплаты самого вылета. «Туристы живых денег на руки получать не будут. Фонд будет компенсировать затраты непосредственно тем компаниям, которые оказывают услуги по перевозке и проживанию», — уточнил Радьков.
По его словам, сам по себе механизм финансовой ответственности туроператоров налажен в стране эффективно. Однако для того, чтобы турист смог предъявить туроператору претензию, он для начала должен вернуться на родину. И, как выясняется, это чуть ли не самый болезненный и сложный процесс. Радьков посетовал, что принимающая сторона порой начинает третировать туристов, выселять из гостиницы, отнимать документы, требовать повторной оплаты услуг. Туристы не должны быть крайними в споре двух хозяйствующих субъектов, считают в ведомстве.
В Ростуризме прогнозируют, что к маю 2013 года в спасательном компенсационном фонде будет накоплено около 230 млн. руб. «Этой суммы будет достаточно, если проблемы возникнут у туроператоров среднего масштаба», — объясняет глава ведомства. Первый взнос в фонд составляет для туроператора 100 тыс. руб. В дальнейшем ежегодно туроператор должен отчислять в фонд 0,1% от общего объема средств, полученных от реализации турпродукта.
Ростуризм уверен: участие туроператоров в фонде увеличит доверие граждан к туристическому рынку, повысит качество предоставляемых услуг. Радьков не исключает, что взносы могут стать непосильными для некоторых игроков. С рынка могут уйти микроскопические компании и компании, для которых турбизнес не является основным. В настоящий момент в реестре туроператоров России насчитывается 2,3 тыс. компаний разного масштаба, занимающихся выездным туризмом, поэтому в Ростуризме не ждут каких-либо серьезных структурных изменений рынка и не опасаются монополизации.
С появлением компенсационного фонда страховые компания будут более тщательно контролировать финансовое состояние туроператоров. «Закончилось время, когда страховые компании страховали всех подряд. Сейчас усиливается дисциплина на туристическом рынке», — говорит Радьков. Однако одного компенсационного фонда, судя по всему, недостаточно. «Мы вносили и будем повторно вносить предложение ввести в стране для руководителей обанкротившихся компаний временный запрет на занятие туроператорской деятельностью. Потому что не дело, когда непрофессиональные действия руководителей компаний приводят к столь сложным социальным проблемам», — отметил Радьков.
Опрошенные «НГ» эксперты соглашаются с тем, что компенсационный фонд — лишь первый, а не единственный шаг на пути к созданию эффективной системы защиты прав туристов. «Фонд позволит более оперативно решать вопросы в кризисных ситуациях, а также уменьшит риски государства. Однако очевидно, что обанкротиться может и крупный туроператор, и тогда средств фонда будет недостаточно», — считает аналитик компании «Инвесткафе» Андрей Шенк.
«Создание компенсационного фонда — это необходимая и полезная мера. Но говорить о полной защищенности российских туристов еще рано», — рассуждает главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев. Кроме того, по его словам, туристам сегодня нужно готовиться к подорожанию поездок. Ведь лишняя страховка и гарантии — вещи далеко не бесплатные. «Взнос в 100 тысяч рублей для средней турфирмы — сумма достаточно большая, как и 0,1% от общего объема средств, полученных от реализации турпродукта», — указывает Боташев. И компании в любом случае будут компенсировать свои издержки за счет потребителей.