№12 Декабрь 2013 — 15 декабря 2013

Хотят ли русские на биржу?

Версия для печати 2241 Материалы по теме
Хотят ли русские на биржу?

Социальный форум «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития» обсудил позиции государства, науки и бизнеса по вопросам стратегии развития рынка труда, а также обеспечения занятости населения в условиях новых глобальных возможностей и рисков. Организаторами форума стали Федеральная служба по труду и занятости, Департамент труда и занятости населения города Москвы и Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

Необходимость согласования позиций всех заинтересованных сторон отметил в своем вступительном слове ректор РЭУ В. И. Гришин. Социальные перспективы — актуальная тема, особенно в свете модернизации отечественной экономики, в рамках которой преобразуется и сам рынок труда. В мире формируется новый технологический уклад, хотя у нас это пока менее заметно. Тем не менее при инновационной экономике на первый план выйдет высококвалифицированный человеческий труд, производящий интеллектуальный продукт. Эффективность будет зависеть от постоянного обновления знаний, качественной работы с информацией. Поэтому первостепенную значимость обретают вопросы взаимодействия рынка труда со сферой образования. Сегодня, как сказал ректор, мы имеем дисбаланс между спросом и предложением на данном рынке, причем не только количественный, но и качественный.

Коснувшись зарубежного опыта, он обратил внимание на практику, сложившуюся в Германии и Дании. Там модель указанного взаимодействия основана на максимальном приближении образования к запросам рынка труда с ориентацией на практическую сторону обучения. Для США и Великобритании характерны взаимосвязь образовательных учреждений с бизнесом, интеграция научно-образовательных организаций и производственных структур в виде технопарков или государственно-частных партнерств. В Швеции и Франции отмечается значительное присутствие государства на этом рынке — особенно в плане трудоустройства молодежи, организации стажировок на государственных и частных предприятиях. А Япония, например, славится сильной системой профориентации. России, по мнению Гришина, требуется согласование системы подготовки кадров с потребностями экономики с упором на практическую составляющую, а также постоянное повышение квалификации занятого населения с учетом происходящих изменений и внедрения новых технологий. Без эффективного стратегического планирования и прогнозирования нам, разумеется, не обойтись.

На пути к Австралии

В целом в позитивном ключе выступил заместитель министра труда и социальной защиты РФ А. В. Вов­ченко. Он проинформировал участников форума об общих договоренностях в сфере рынка труда, которые были достигнуты лидерами G20. Политики ведущих экономик мира намерены развивать в своих странах благоприятный деловой климат в отношении малого и среднего бизнеса, проводить реформы для создания новых рабочих мест, снижать занятость в неформальном трудовом секторе, проводить политику, направленную на увеличение трудовой активности молодежи, пожилых людей и инвалидов. При этом ключевым направлением для России замминистра назвал необходимость снижения неформальной занятости. Экономическая, фискальная и финансовая политика должна быть интегрирована с политикой на рынке труда, считает Вовченко. И министры финансов «двадцатки», как сообщил он, поддержали эту идею. О ходе реализации инициатив, закрепленных в Санкт-Петербургской декларации, Правительство РФ намерено отчитаться на следующем саммите в Австралии. В настоящее время развернута подготовка соответствующих поручений президента.

Обратившись к злободневной теме миграции, руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы А. А. Кириллин заявил, что столичные власти уже сейчас пытаются сократить долю труда мигрантов. Трудоустройство россиян проводится в тесном контакте с региональными службами труда и занятости, заверил он. Вообще столица в своем развитии идет по пути других крупнейших мегаполисов мира: опережающими темпами растет занятость в сферах торговли и услуг, свыше 50% работников сосредоточено именно в них. Что характерно, в центре столицы работает около 40% москвичей, а живет там всего 6%. Снизить концентрацию трудовых ресурсов поможет планируемое создание более 1 млн новых рабочих мест на территориях, присоединенных к Москве 1 июля 2012 года. Это должно пойти на пользу и Подмосковью.

Тему безработицы осветила заместитель руководителя Роструда Е. А. Сулягина. По данным статистики, которые она привела, по состоянию на 1 ноября 2013 года на учете в службе занятости состоит примерно 850 тыс. чел. Таким образом, регистрируемая безработица составляет 0,6%. Показатель на первый взгляд невысокий. Но Международная организация труда по своей методологии оценивает уровень безработицы в России, в том числе скрытой, иначе — в 5,5%, что свидетельствует о необходимости структурной перестройки российской экономики. Демографические процессы, идущие в стране, определяют количество и качество трудовых ресурсов, и их влияние на ситуацию тоже следует учитывать. Кроме того, растет доля граждан, идущих в службу занятости сразу после получения образования. Уровень подготовки специалистов недостаточен, но люди в России хотят и могут работать, подытожила Сулягина. Правда, их активность сдерживает низкий уровень оплаты труда.

Исследовать, потом бороться

Пенсионная система тоже существенно влияет на рынок труда, напомнил первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ А. В. Куртин. А она в свою очередь зависит как от текущего состояния экономики, так и ее перспектив на 20–30 лет вперед. Мировая практика свидетельствует: страны, на которые еще вчера у нас смотрели с восхищением (Греция, Португалия), сегодня вынуждены резать по живому, уменьшая размеры уже назначенных и выплачиваемых пенсий. В основе происходящего — финансовая устойчивость, вернее, ее отсутствие. Приходится искать новые подходы к социальной защите населения. Куртин выразил сожаление по поводу того, что проблемы пенсионного обеспечения и социального страхования — в частности, формирования доходной части государственных внебюджетных фондов — чрезвычайно редко обсуждаются в узком кругу специалистов.

В проекте бюджета ПФР на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов доходы в 2014 году предусматриваются в объеме 6,29 трлн руб. (8,6% ВВП), расходы — 6,42 трлн руб. (8,8% ВВП), из них 6,4 трлн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части пенсий. Из федерального бюджета на покрытие дефицита средств на выплату трудовой пенсии направляется около 1 трлн руб. Сократить дефицит можно при правильном определении тарифов на пенсионное страхование, заметил докладчик. Взносов в размере 22% фонда оплаты труда на самом деле вполне хватило бы, однако этого не происходит из-за льготного режима, который действует в отношении отдельных видов экономической деятельности. Например, предприятия, работающие в сфере ИТ-технологий, начиная с 2011 года уплачивают указанные взносы в размере 8% и будут продолжать делать это до 2018 года включительно.

Говоря о борьбе с неформальной занятостью, заведующая кафедрой экономики труда и персонала МГУ им. М. В. Ломоносова профессор И. П. Колосова подчеркнула, что ее можно вести только на научной основе, а начаться она должна с исследования нынешней архитектуры рынка труда. Возврата к классическим нормам прошлого не будет, и очень жаль, что десять лет потребовалось на то, чтобы ввести в законодательство понятие дистанционной занятости. Ведь сетевая экономика формирует иную систему трудовых отношений. В выступлении Колосовой также прозвучала тревога за будущее высшей школы, которую косвенно подтвердил заместитель руководителя Росстата К. Э. Лайкам. «У нас не предусмотрено на будущий год финансирование обследования экономической активности, занятости и безработицы. Ни о каком мониторинге рынка труда, ни о каком анализе, ни о каких планах, разработке программ, тем более по субъектам РФ, речи быть не может», — сказал он. Впрочем, на форуме выразили надежду, что Минфин России скорректирует проект бюджета.

Ранее

Отбор чиновников будет усовершенствован

Минфин и Счетная палата ищут пути повышения эффективности госрасходов

Федеральная контрактная система: мнения и статистика

Обзор законодательства. Индексация зарплат и штрафы по госзакупкам

Поделиться