Версия для печати 5052 Материалы по теме
Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом

Малый бизнес ответственно, согласно статистике, относится к выполнению госзаказа. Однако пока небольшие компании не могут полноценно участвовать в госзакупках, чему, в частности, мешает ситуация с банковскими гарантиями, считают в Ассоциации менеджеров России. Вопросами госзаказа также станет заниматься еще одна структура — Экспертный совет при правительстве. Тем временем третейские суды не вправе рассматривать споры госзаказчиков с контрагентами, полагает ВАС.

Требования банков к малому бизнесу завышены

Председатель комитета по финансовым рынкам Ассоциации менеджеров России Вадим Вяльшин полагает, что малые предприниматели с точки зрения бизнес-процесса скорее всего готовы участвовать в госзакупках. Об этом, по его словам, «свидетельствует статистика: менее 0,5% неисполнения от общего объема госзаказа. А вот организационно и финансово — нет. Банки согласно нормам Центробанка предъявляют завышенные требования к субъектам малого бизнеса, которых рассматривают как клиентов на получение банковской гарантии».

В.Вяльшин отмечает, что компания должна несколько лет существовать на рынке, иметь положительный баланс. «Но если объем заказа крайне мал, то она способна его выполнить, а согласно критериям банка нет! Известны факты, когда собственники компаний идут в микрофинансовые организации и берут кредиты под высокие проценты как физические лица и при этом все равно выполняют условия контракта. Есть еще одно препятствие — отсутствие инфраструктуры по вовлечению предпринимателей в систему госзаказа, особенно в регионах».

На вопрос о том, как можно изменить ситуацию с банковскими гарантиями, представитель Ассоциации менеджеров отвечает, что «требования в рамках контрактной системы достаточно жесткие, срок выдачи гарантии очень короткий. Поэтому рынок принадлежит не столько банкам, сколько брокерам. Большинство предпринимателей работают через них. Банк требует залога, обеспечительных мер. Понятно, что многие субъекты, выполняя контракты на 3–5 млн рублей, не обладают такими возможностями».

«Гарантия обходится им в 3-4% от суммы контракта, но возник серый рынок, где гарантии стоят 1-2%, хотя не всегда подтверждены банками, — отмечает эксперт. — По оценкам аналитиков, в регионах от 50 до 70% рынка охвачено серыми брокерами. А заказчики не всегда могут проверить легитимность гарантии. Фактов выявления серых гарантий крайне мало, так как они возможны только при невыполнении госзаказа. Дело просто не доходит до проверки, а клиент экономит деньги».

Каков вывод по ситуации? «Контрактная система обязывает создать специальный реестр банковских гарантий, и банки будут обязаны на следующий день после их выдачи размещать соответствующую информацию. Сейчас есть несколько реестров, которые некоторые банки совместно с торговыми площадками ведут в добровольном порядке, однако этого недостаточно», — говорится в интервью В.Вяльшина. (Подробнее см. журнал «Бюджет», № 1) 2014 года.

Формула и максимальное значение цены контракта

Премьер Дмитрий Медведев 13 января подписал постановление № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула и максимальное значение цены контракта». Разработанный Минэкономразвития в целях реализации закона 44 ФЗ документ, который вступил в силу 1 января, определяет случаи, когда при заключении контракта о закупке указывается максимальное значение его цены.

Постановление распространяется на следующие случаи заключения контрактов: на предоставление услуг обязательного страхования; на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения клиента и на предоставление услуг по оценке недвижимости при условии установления в контракте пропорционального отношения вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Правила игры: кому разбирать споры госзаказчиков с подрядчиками

Третейские суды не вправе рассматривать споры госзаказчиков с контрагентами, считает коллегия судей Высшего арбитражного суда (ВАС). Не одобряет обращения госзаказчиков в третейские суды и ФАС. Многие госконтракты, однако, содержат третейскую оговорку: так, каждый четвертый клиент арбитражного третейского суда Москвы является госучреждением. Если ВАС запретит третейские оговорки в госконтрактах, заказчиков ждут проблемы при взыскании неустоек и авансов, а подрядчиков — при взыскании оплаты по договору.

Подробнее см. http://www.kommersant.ru/doc/2390612

  Экспертный совет определил ключевые вопросы на 2014 год

Члены Экспертного совета при правительстве на встрече с Д.Медведевым определили ключевые направления совместной работы на 2014 год. Главными приоритетами деятельности в рамках Открытого правительства названы повышение эффективности экономики и улучшение качества и эффективности работы госинститутов.

По информации Открытого правительства, в 2014 году Экспертный совет намерен также сопровождать решение проблем в сфере повышения эффективности экономики и системы разрабатывать меры по совершенствованию контрольно-надзорных функций и госзакупок, а также по обеспечению прозрачности и качества проведения государственных закупок по крупным проектам.

В социальной сфере предполагается оказывать адресную поддержку нуждающихся, независимую оценку качества социальных услуг, госзаказ (определенный в виде лимитов) на оказание соцуслуг.

Продолжение темы читайте 28 января

Ранее

МЭР готовит рейтинг госкомпаний по уровню прозрачности их закупок

Банки будут контролировать исполнение госконтрактов

Какой закон о закупках нам нужен

Поделиться