Версия для печати 2484 Материалы по теме
Персоны и мнения. Стагфляция и «плавающий» рубль для лечения экономики

Прошедший первый месяц нового 2014 года был богат на дискуссии. Состояние российской экономики и перспективы ее развития горячо обсуждалось в рамках двух форумов — мирового и российского масштабов — Гайдаровского и Давоса. Самой «востребованной» была, пожалуй, тема падения курса рубля. Другая тема — очистки банковского рынка от сомнительных банков — продолжает «оставаться на плаву» с прошлого года.

Экономическая ситуация в стране

Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: «В целом, в круге стран с развивающейся экономикой, в том числе и в России, можно говорить о такой проблеме как стагфляция, то есть об экономическом росте и его замедлении, который сопровождается всплеском инфляции. Мы видим такое в России, мы видим такое в ряде стран, например, в Бразилии».

«Российской экономике сейчас очень нужны инвестиции с длинными сроками окупаемости. Низкая инфляция как раз способствует развитию финансового рынка, и прежде всего „длинных“ денег — в странах с высокой инфляцией „длинные“ деньги не живут. Нам нужно, чтобы люди делали долгосрочные сбережения, не боялись вкладываться в долгосрочные проекты. 2014 год станет годом создания заделов на будущее. В отношении политики Центрального банка — сто процентов».

Первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Важная вещь — чтобы не было под контролем государства такого количества предприятий и такого объема экономики. И, конечно, к 2020 году этот объем должен значительно сократиться. По окончании этого политического цикла (2018 год — „Прайм“) необходимо стремиться к тому, чтобы не более четверти экономики контролировалось государством».

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «В проведении прежней политики, когда любые проблемы решались выделением средств, мы дошли до предела возможностей».

Замминистра МЭР Андрей Клепач: «Это начинает выглядеть как ситуация, которая, по воспоминаниям деда, была в конце 1941 — начале 1942 года: „Патронов не давать — высоту взять“. [...] У нас, на самом деле, есть серьезная разбалансированность между денежной политикой, бюджетной политикой и политикой роста, развития и преобразования тех или иных секторов. Они могут сойтись на этапе низких темпов роста. В этом смысле самое стабильное существо — это вообще покойник. Он никуда не движется, и упасть никуда не может».

Вице-премьер Аркадий Дворкович: «Коррупция остается проблемой, но не такой большой, как раньше. У нас есть понимание — как двигаться вперед. Если вы выполняете обещания и продолжаете это делать, инвесторы начинают менять свое отношение к вам».

Министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Принципиальная проблема нашего делового климата состоит в том, что его оценки гораздо хуже, чем фундаментальные экономические основания. В России хорошие макроэкономические, фискальные, монетарные и другие показатели. Они гораздо лучше, чем у большинства развивающихся рынков, но, несмотря на это, инвесторы оценивают наш климат хуже. Это во многом связано с отсутствием информации, отсутствием контакта с регионами».

«Надо идти инвесторам туда, где возврат на капитал пока еще большой, пока еще низки издержки на рабочую силу, подключение к сетям, на перевозки, логистику — то есть, в российские регионы».

Премьер-министр Дмитрий Медведев: «Хочу отметить, что эти наши сегодняшние проблемы, на мой взгляд, во всяком случае, не являются результатом ошибок прошлого. Во всяком случае, их было не так много. Напротив, это, скорее, следствие успешной реализации экономической политики последних 10-12 лет, которая и позволила нашей стране совершить рывок вперед, подняться на иную качественную ступень, на которой мы сталкиваемся с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовами, по сравнению с теми, которые стояли перед нами еще 10-15 лет назад».

Член правления Сбербанка Александр Базаров: «Не надо придумывать, что у нас в России суперситуация. Если у нас суперситуация, то почему мы растем на 1,5%, а не на 7,7%, как Китай, или на 5%, как ожидается рост в Индии, или хотя бы на 3%, как в Америке? Те темпы роста, которые мы показываем сейчас, абсолютно непривлекательны, в частности, для финансовых инвесторов, которые смотрят на рынок в целом».

Лишение лицензий банков и финансовых организаций

Президент Владимир Путин: «Сейчас у нас около тысячи банков, чуть поменьше. Для нашей экономики, конечно, это большое количество финансовых учреждений. [...] часть финансовых учреждений должна увеличивать свой капитал и свои активы, для того чтобы чувствовать себя уверенно и бороться за качество кредитного портфеля».

Первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Цель заключается в том, чтобы, во-первых, убрать с рынка тех, кто занимается сомнительными операциями, а у нас это целая статья незаконного бизнеса. Во-вторых, чтобы не было банков с недостаточностью капитала: им надо искать партнеров, возможно, сливаться с другими банками».

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков: «Есть абсолютное понимание, что в этой сфере (банковской) надо что-то упорядочить, что-то улучшить. Вот если бы Сбербанк банкротили, тогда я бы сказал: и правда банковский кризис, беда... А какие-то трехсотый, четырехсотый банк...».

Падение курса рубля

Президент Владимир Путин: «Что касается курса национальной валюты, то на сегодняшний день Центральный банк занимается только определенным регулированием при выходе за верхнюю и нижнюю отметку плавающего курса. И чем более свободной будет российская валюта, тем лучше. Это заставляет саму экономику более эффективно реагировать на происходящие в ней процессы».

Министр финансов Антон Силуанов: «Я не вижу пока проблем. Это политика ЦБ, финансовых властей делать курс все более плавающим. Политика ЦБ абсолютно правильная. [...] фундаментальных оснований для того, чтобы рубль ослаблялся или укреплялся, нет».

Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: «Нельзя одновременно угнаться за всеми зайцами: поддержание стабильного курса рубля и стабильных процентных ставок — противоречащие друг другу задачи. Для нас сейчас важнее сконцентрироваться на инфляции как на основной цели и процентной политике как основном инструменте влияния. Это (снижение инфляции и инфляционных ожиданий) нельзя делать резко, чтобы окончательно не задавить экономику, но постепенное снижение — как раз та цель, которую мы перед собой поставили. И это может стать нашим вкладом в структурные реформы. [...] Так называемая ключевая ставка, становится главным инструментом нашей политики. Кроме того, будем пытаться взаимодействовать с правительством в координации наших ожиданий в отношении регулируемых цен».

Перспектива повышения в России пенсионного возраста

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин: «Более высокий возраст выхода на пенсию, как правило, установлен в тех странах, где продолжительность жизни составляет 75-80 лет. В России продолжительность жизни пока не такая высокая: в 2012 году этот показатель составил 70,2 года, прогноз на 2018 год — 74 года. Таким образом, повышение пенсионного возраста для России неприемлемо».

Министр финансов Антон Силуанов: «Мы провели серьезную работу по пенсионной реформе, сделав ее более справедливой, более стимулирующей для того, чтобы наши граждане дольше трудились и позже выходили на пенсию. Тем не менее, это только первый шаг. Пенсионная система по-прежнему не сбалансирована. На решение этой проблемы бюджет ежегодно тратит больше триллиона рублей. Поэтому вопрос о пенсионном возрасте все равно придется поднимать».

Исполнение бюджета-2013

Министр финансов Антон Силуанов: «План по доходам даже перевыполнили. И дефицит получился меньше, чем было запланировано, — 0,5% ВВП вместо 0,8. Мы оставляли за собой возможности страховки — при необходимости залезть в Резервный фонд и взять оттуда 200 млрд рублей. Но, наоборот, по итогам 2013 года планируем пополнить фонд на эту сумму».

По материалам «Российской газеты», «Ведомостей», агентств «Прайм» и «Интерфакс», «Эха Москвы», сайта Минэкономразвития.

Ранее

О пенсионной реформе, ЖКХ и материнском капитале

Персоны и мнения. Встряска экономической политики и контроль госкомпаний

Персоны и мнения. Госбюджет и угроза банковского кризиса

Поделиться