Версия для печати 4609 Материалы по теме
К концу 2012 года долг вырос до 64 млрд. евро
 Долги и кредиты городского бюджета Берлина

Берлин, столица первой по мощи экономики Европы, многие годы, начиная с окончания Второй мировой войны, переживал непростые времена, борясь за решение бюджетных вопросов. Добиться реальных результатов городу мешали многие факторы.

РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОРОД

Одним из них было разделение Берлина на две части. Для бизнеса это создавало массу сложностей и неудобств, что, в частности, негативно сказывалось на получаемых прибылях. В результате компании постепенно уходили из западного Берлина в различные части ФРГ.

Так поступил, в частности, известный в России с дореволюционных времен концерн Siemens, который на рубеже пятидесятых городов перебрался из Берлина в Мюнхен. Из-за бегства компаний из западного Берлина экономики в городе практически не осталось.

Конечно, руководители ФРГ, отмечая процесс ухода бизнеса из города, выделяли субсидии для мелких предпринимателей и компаний, чтобы их удержать. Ресурсы шли на строительство инфраструктуры, создание рабочих мест в госсекторе. Однако негативные факторы все-таки оставались преобладающими. И преодолеть их воздействие, несмотря на все усилия западногерманских властей, удавалось лишь частично. При этом обе части германской столицы тратили значительные бюджетные средства на создание так называемой «витрины», подчеркивающей преимущества западного и восточного образа жизни.

СЛОЖНЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ

В 90-е годы, после объединения Германии, ситуация для городского бюджета единого Берлина во многих отношениях серьезно поменялась. Так, прежние трансферты прекратились. В этой ситуации власти города не смогли сбалансировать бюджет, и он был сформирован с дефицитом.

Потеря дотаций не только ухудшила ситуацию с госфинансами. Она вновь негативно сказалась на бизнесе, компании либо просто закрылись, либо перебирались в другие части ФРГ. Из крупных структур в столице остался только Deutsche Bahn, германский аналог РЖД. Сам же Берлин, где насчитывалось 223 тыс. промышленных рабочих, быстро (всего за пару лет) превратился в город с большим количеством безработных.

Финансовое положение Берлина не было столь безысходным, как некоторым казалось. Город, конечно, лишился финансовой поддержки и производственных мощностей. Но он мог самостоятельно разобраться со своими проблемами. Нужно было решиться на введение режима экономии и не набирать новые долги. Хотя соблазн взять кредиты под за 1,5% (столько предлагали банки) был достаточно велик. Почти «бесплатный» кредит давал быстрые деньги и не заставлял биться со сложными проблемами в рамках осуществления режима экономии. Ясно, что столичная власть не устояла перед такой удобной возможностью.

КАК РОС ДОЛГ ГОРОДА

В течение девяностых годов муниципальный долг Берлина вырос более чем втрое — до 37,2 млрд. евро. Затем, в следующее десятилетие, он преодолел, согласно данным из негосударственных источников, рубеж в 60 млрд. Правда, не будем забывать, что все эти годы столица Германии, куда переехали ведущие государственные структуры и возвратился бизнес, интенсивно росла. И кардинально поменяла свой облик, став местом притяжения для туристов (до 15 млн в год) и предпринимателей. Новый облик, безусловно, требовал от столицы дополнительных бюджетных расходов, хотя федеральная власть старалась помогать городу.

Нельзя не сказать еще об одной проблеме бюджета Берлина, как, впрочем, и других городов Германии. Это небольшое количество вариантов, как наполнить городской бюджет. «Регионы практически не имеют контроля над налогами. Ставки определяет федеральный центр, а собранные деньги в соответствии со сложной трехуровневой системой распределяются между ним и администрациями. И если кто-то испытывает сложности с финансированием расходов, единственный способ увеличить свой бюджет — кредиты и размещение облигаций», — констатирует профессор Института экономических исследований в Галле Мартин Альтемейер-Барчер, слова которого приводит журнал «РБК».

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Нужно отдать должное, Берлин поначалу влезал в долги осторожно. Это продолжалось до конца 90-х. Однако в 2006 году, когда долг муниципалитета достиг около двух годовых бюджета, Берлин, по примеру Бремена и Саара, попросил поддержки, но не получил ее. Конституционный суд, который решал подобные вопросы, объяснил свое решение тем, что столица может сами разобраться со своими долгами. Для этого необходимо заняться приватизацией большого числа объектов недвижимости, которые в тот момент находились в собственности города, сократить численность персонала в госсекторе и субсидии.

Муниципалитет согласился и взялся уменьшать расходы. За четыре года (до 2010 года) власти уволили порядка 10 тыс. чиновников, уменьшили финансирование учреждений культуры. Это решило часть проблемы — налоговые поступления покрыли половину затрат. Но городу пришлось вновь занимать. К концу 2012 года долг вырос до 64 млрд. евро. Количество безработных увеличилось до 13,3% (по стране этот показатель был вдвое ниже).

Ситуация, сложившая в Берлине в начале 2013 года, экспертами воспринималась как критическая. Усилия главы города Клауса Воверайта проблему долгов кардинально не решили. Конечно, Берлин за последние годы добавил динамизма, стал популярнее в стране и в мире. Вложение в спорт и культуру, как оказалось, были оправданы. Но это не исключает решения долговых проблем. Городу, как минимум, нужно продолжать приватизацию недвижимости и повышать эффективность государственного управления. У него нет прозрачных и четких планов, как уменьшать расходы и как развивать город. Однако финансисты полагают, что текущие платежи по кредитам вполне по силам Берлину.


Подробнее по теме: Как Берлин избавился от бюджетного дефицита
Поделиться