Финансовый контроль — 15 апреля 2014

Татьяна Голикова не верит в эффективность ФКС

Российская Федерация

счетная палата, татьяна голикова, фкс, росавтодор, росреестр, бюджетное законодательство, бюджетное правило, проверки

Версия для печати 3260 Материалы по теме
«Я против корректировки в сегодняшних условиях бюджетного правила. Эффективней средства использовать».
Татьяна Голикова не верит в эффективность ФКС

Счетная палата за 2013 год провела 470 проверок. В начале апреля были представлены итоги проделанной работы. О работе своего ведомства, самых крупных нарушениях, эффективности госпрограмм и бюджетном правиле в интервью «РБК» рассказала глава СП Татьяна Голикова.

Нарушения, выявленные СП по итогам 2013 года

За год — на 722,6 млрд рублей. 53% из этой суммы приходятся на нарушения бюджетного законодательства, порядка 233 млрд — на нарушения в сфере закупок. Всего было 470 проверок. Самые крупные нарушения были выявлены по Росреестру — 42,6 млрд. Аудитор, который осуществлял проверку, как раз Росреестр и возглавил. Ему карты в руки для того, чтобы исправить же нарушения, которые он установил.

Проверка Росавтодора по Московской области

Очень много нарушений, и они миллиардные. Сильное удорожание стоимости, финансирование в конце года, перечисление в регион, возврат из региона, по новому кругу перепроверка, снова возврат. Там и неэффективное, и нецелевое использование средств, и выполнение одних и тех же работ. В результате четыре объекта, которые должны были ввести в строй в 2012 году, введены не были. На вопрос по поводу ответственности в области быстро сориентировались, сказав, что тех, кто за это отвечал, уже нет и на всех их возбуждены уголовные дела. А Росавтодору есть над чем задуматься. Они, может быть, считают, что создали эффективную систему управления строительством дорог, но у меня к этому более пессимистичное отношение. Хотя ничего незаконного в том, что они создали, нет, тот факт, что в структуре Росавтодора созданы казенные учреждения, которым переданы полномочия по проведению всех конкурсных процедур, есть некий уход от ответственности за результат.

Контрольный орган Крыма

Действительно, в Республике Крым контрольно-счетный орган состоит из 21 человека, причем двое из них — водители. В городе федерального значения Севастополе юридического лица, который бы назывался «контрольно-счетный орган», вообще нет. Достаточно ли этих людей, будет понятно после того, как местные власти определятся с наличием или отсутствием у них муниципальных органов финансового контроля. Если будет принято решение, что все полномочия будут выполнять контрольно-счетные органы Крыма и Севастополя как региональные органы, то, возможно, потребуется увеличение численности.

[...] Не думаю, что будут какие-то проблемы с социальными выплатами в Крыму, а на инвестиционные расходы стоит обратить более пристальное внимание. Важно изначально правильно организовать работу, которая связана с этой темой, — по имуществу, по оформлению земли и недвижимости. И, конечно, сложен для постижения вновь принятый 44-й закон о Федеральной контрактной системе.

Эффективность госпрограмм

Каждую пятницу, когда у нас проходят коллегии, я наблюдаю недостаточно эффективное расходование бюджетных средств. Госпрограммы — это нечто, работающее пока механически. Средства на них раньше выделялись по разным направлениям бюджетной классификации, и пока обозначенные в программах результаты мало корреспондируются со стратегическими документами правительства. Все ведомства, отвечающие за разработку госпрограмм, должны до 15 апреля внести в переработанном виде, чтобы правительство их приняло согласно законодательству к 1 мая. Мы осуществляем экспертизу госпрограмм. Многие программы мы возвращали на доработку с замечаниями. Значительное количество программ не согласовано с Минфином, мы их тоже возвращаем. Что касается сокращения бюджетных ассигнований на программы, то с учетом результатов контрольных мероприятий такой потенциал имеется. Но пока применительно к действующему бюджету вопрос так не стоит.

Корректировка бюджетного правила

Я против корректировки в сегодняшних условиях бюджетного правила. Эффективней средства использовать. То, что я вижу по итогам первого квартала, и то, что видела в процессе исполнения бюджета 2013 года, не дает мне оснований предположить, что сейчас настало время поменять бюджетное правило. Сначала нужно задать вопрос, почему главные распорядители бюджетных средств значительную их часть используют перед самым новым годом, загоняя все в авансы и объемы невыполненных работ. А потом уже думать над изменением бюджетного правила. И кстати говоря, надо понять, ради какой суммы призывают менять бюджетное правило, стоит оно того или нет.

Исполнение бюджетов за 2013 год

Мы изменили в этом году подходы к проверкам исполнения бюджета. Мы обязаны теперь обращать внимание на качество госзакупок, на тех главных распорядителей, которые в течение года недоиспользовали средства, но смогли вдруг к концу года показать результат, близкий к 100%. Отдельно изучаем тему взносов в уставные капиталы: ряд наших проверок свидетельствует о том, что деньги, попадая в качестве взносов в соответствующие АО, сразу не используются, а какое-то время находятся на депозитах, а потом могут быть использованы на цели текущих расходов, а не на инвестиции, как это предполагалось изначально.

Федеральная контрактная система

Честно сказать, я в какую-то особую эффективность нового закона не верю. Пока не вижу результатов, потому что ведомства крайне осторожно относятся к проведению закупочных процедур, и первый квартал с этой точки зрения не показателен. Проводили на днях коллегию, задавали вопросы регионам, пока все занимают выжидательную позицию, крупные торги не объявляют.

Поделиться