Версия для печати 2678 Материалы по теме
Елизавета Евгеньевна ГОРЯЧЕНКО, заведующая сектором муниципального управления Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, руководитель социологической лаборатории АСДГ, кандидат экономических наук
Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях

В апреле — мае 2014 года в рамках мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях социологическая лаборатория Ассоциации сибирских и дальневосточных городов совместно с Ассоциациями городов Поволжья, «Города Урала» и Союзом городов Центра и Северо-Запада России провела очередной экспресс-опрос руководителей муниципалитетов.

Цель проведенного опроса — выявить проблемы, возникающие в муниципальных образованиях в современных условиях, оценить подходы к их решению, динамику ситуации на местах, изменения в деятельности ОМС и возможные направления совершенствования системы местного самоуправления. Всего было опрошено 94 руководителя муниципальных образований разных типов России из 39 субъектов РФ, в том числе 36 региональных административных центров. Это позволило представить широкий спектр ситуаций, возникающих в муниципальных образованиях, отследить их динамику и результативность предпринимаемых властями мер.

Динамика оценок

Прежде всего следует обратить внимание на то, что начиная с 2011 года наблюдается существенное преобладание позитивных оценок социально-экономической ситуации на местах (рисунок 1). Сегодня 72,5% опрошенных руководителей оценивают социально-экономическую ситуацию в их муниципальных образованиях в целом как нормальную, еще 18,7% отмечают наличие некоторых элементов напряженности, 6,6% расценивают ее как не­определенную и 1,1% считают ситуацию в муниципальном образовании крайне напряженной.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2014 году сохранилась та же доля оценивающих ситуацию как нормальную, что и в 2013 году (в свою очередь, в 2013 году она оказалась на 7% ниже, чем годом ранее, за счет некоторого повышения доли указавших на элементы напряженности). Наиболее оптимис­тичными были оценки 2012 года. В 2014 году наблюдался также некоторый рост уровня неопределенности. И хотя по каждой из этих позиций прирост невелик, но в целом, по-видимому, можно говорить о том, что в 2014 году негативные тенденции не были преодолены. Возможно, это связано с неоднозначными оценками влияния мирового финансового кризиса и неясными перспективами его развития.

Что касается перспектив развития мирового финансово-экономического кризиса (рисунок 2), то оценки руководителей муниципальных образований по сравнению с предыдущими годами стали существенно более сдержанными. На фоне мировых событий 45% опрошенных руководителей ожидают усугубления кризиса (в 2013 году такие опасения высказывали 30,6%, в 2012 году — около 17%), в то время как лишь 25,3% опрошенных полагают, что худшее уже позади, ситуация стабилизировалась и в дальнейшем будет улучшаться (год назад позитивные надежды высказывали 37,6% опрошенных).

Обращает на себя внимание высокая доля оценки «другое». На наш взгляд, это связано прежде всего с нестабильностью, неопределенностью ситуации на фоне целого ряда негативных тенденций, таких как снижение темпов роста экономики, рост инфляции, возможная рецессия, неблагоприятная экономическая конъюнктура на мировых рынках и напряженность международных отношений.

Наибольшая доля позитивных изменений в 2013 году отмечалась в социальной сфере, в сфере занятости населения и на потребительском рынке (на них обращают внимание свыше половины опрошенных). Минимум позитивных изменений наблюдался в малом и среднем бизнесе и в финансово-кредитной сфере. Следует обратить внимание на то, что снижение доли позитивных оценок изменений за 2013 год наблюдалось практически во всех сферах (рисунок 3)

.Рисунок1,2,3.jpg

Роль органов местного самоуправления

В сложившихся условиях основная нагрузка в решении социально-экономических проблем возлагается на систему местного самоуправления, ее основные органы (представительные, исполнительные).

Ключевая роль в решении местных вопросов, по мнению опрошенных, принадлежит главе муниципального образования: 81% считает, что его влияние носит определяющий характер, при этом никто не выбрал вариант «не влияет» (рисунок 4). Другим органам местного самоуправления — главе администрации муниципального образования (в случае если глава администрации не является главой муниципального образования) и местной администрации — опрошенные отводят соответственно второе и пятое места.

Сейчас почти никто уже не считает, что необходимость в широком участии жителей в принятии решений отсутствует, поскольку это может привести к нежелательным конфликтам, и лишь 6,5% опрошенных говорят о невозможности активизации жителей в решении местных вопросов. Две трети руководителей муниципальных образований сегодня видят возможности для повышения активности населения в решении местных вопросов, хотя каждый четвертый пока сомневается в соответствующих перспективах. В целом это распределение достаточно устойчиво, и, вероятно, можно говорить о некотором сокращении неверия руководителей муниципалитетов в возможность эффективного участия населения в решении местных проблем. Многие опрошенные отмечают рост заинтересованности населения, которому небезразличны процессы, происходящие в муниципальном образовании, и, соответственно, повышение ответственности за свое место жительства и готовности к участию в решении его проблем.

Среди наиболее полезных форм участия населения в самоуправлении, по мнению опрошенных, участие в обсуждении вопросов социального развития, внесение предложений, участие в работе общественных организаций и представительных органов влас­ти, участие в сходах, общих собраниях, конференциях (рисунок 5). Добавим, что полезность митинговой активности оценивается весьма низко.

Показательно отношение руководителей муниципальных образований к роли органов территориального общественного самоуправления: их упоминают две трети опрошенных муниципальных руководителей, обеспечивая тем самым органам ТОС третье место среди полезных форм участия жителей в местном самоуправлении. Это означает, что в ряде муниципальных образований удалось преодолеть сомнения в полезности данных структур (еще недавно широко распространенные среди муниципальных руководителей) и в их реальных возможностях по решению некоторых местных проблем.

Рисунок 4.jpg

Вместе с тем пока еще население в глазах большинства руководителей выступает скорее как объект управления, а не его субъект — полноправный партнер, способный участвовать в выработке и принятии решений.

Основными препятствиями к активному участию жителей в самоуправлении главы муниципальных образований, помимо традиционно называемого неверия в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения, считают иждивенчество, привычку населения надеяться на готовое, индивидуализм, недостаток знаний, некомпетентность, безразличие к общим делам (рисунок 6). Следует сказать, что эти цифры достаточно устойчивы и повторяются на протяжении ряда лет.

Рисунок 5.jpg

К сожалению, население по-прежнему представляется многим руководителям местной власти в виде некоторой пассивной массы, не только неготовой к реальным делам, но и незаинтересованной в своем участии и привычно ожидающей помощи со стороны властей. В то же время различные социологические опросы населения (в том числе и проводимые нами в муниципальных образованиях разного типа) показывают, что сами жители основным препятствием считают в первую очередь незаинтересованность местных властей в активном сотрудничестве. Следовало бы обратить внимание на такое рассогласование (или даже противопоставление) мнений, которое в известной мере может быть снято путем более активного информирования населения и привлечения его к решению отдельных вопросов.


2014

2013

2012

2011

Государственные дотации и субсидии

76,6

80,0

77,9

65,0

Собственные силы и ресурсы муниципального образования

74,5

63,5

83,1

66,3

Централизованные капвложения

68,1

68,2

54,5

58,8

Мобилизация внебюджетных средств

50,0

44,7

37,7

37,5

Налоговые и иные льготы

44,7

30,6

27,3

23,8

Межрегиональные связи внутри России

25,5

21,2

14,3

10,0

Внешнеэкономические связи

18,1

15,3

15,6

12,5

Иностранные инвестиции

14,9

11,8

11,7

20,0

Объединение усилий нескольких МО внутри региона

11,7

18,8

11,7

11,3

Экономические связи со странами СНГ

7,4

4,7

5,2

2,5

Возможности улучшения социально-экономической ситуации

В качестве основного источника улучшения современной ситуации (таблица 1) 76,6% опрошенных рассматривают государственные дотации и субсидии, кроме того, значительна роль централизованных капвложений (68,1%).

Следует заметить, что надежды на государство в последние два года стабильны: оценка централизованных капвложений как источника улучшений повысилась по сравнению с 2012 годом почти на 14%. В результате ориентация на государственную поддержку в 2013 году сохранила первое место среди возможных источников улучшения ситуации, опередив ориентацию на собственные силы и ресурсы. Вопрос о том, с чем в большей степени связана такая переориентация — с представлением о расширении государственных возможностей и повышении внимания государственных органов к решению местных проблем или с динамикой реальных оценок собственных возможностей, — заслуживает специального изучения.

Другим важным источником улучшения три четверти опрошенных называют собственные силы и ресурсы муниципального образования и половина — мобилизацию внебюджетных средств. При этом в 2014 году такая ориентация на собственные силы несколько укрепилась, но все же не дос­тигла уровня 2012 года. Собственные возможности для улучшения ситуации руководители муниципальных образований связывают, как правило, с выгодным географическим положением, а также кадровым, промышленным, научно-образовательным потенциалом муниципалитета.

Продолжение материала читайте в следующем выпуске приложения «Экономика общественного сектора».
Поделиться