Версия для печати 5011 Материалы по теме
По-прежнему основной задачей, основным приоритетом бюджетной политики для всех уровней власти на предстоящий период остается безус­ловное обеспечение принятых публично-правовых обязательств
Бюджетные новации  для муниципалитетов

В конце сентября в Москве состоялось очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП «СФР». На нем обсуждались новации бюджетной и налоговой политики при формировании бюджетов на трехлетку, изменения в организации МСУ и связанные с ними изменения в Бюджетный кодекс, финансовое обеспечение бюджетов муниципальных районов в связи с передаваемыми с 2015 года от сельских поселений вопросов местного значения и многое другое.

В прошлом году десять регионов-доноров перешли в разряд реципиентов, сведя свои бюджеты с дефицитом. Во многом это стало следствием недостаточно продуманных решений по изменению налогового законодательства, сказала Н. С. Максимова, председатель Совета НП «Сообщество финансис­тов России», депутат Государственной думы. Так, в 2013 году был зарегистрирован целый ряд консолидированных групп налогоплательщиков, в результате чего многие субъекты РФ приобрели дополнительные источники доходов, в частности по налогу на прибыль, но многие другие регионы потеряли очень большие суммы. И Федерации пришлось в течение года изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы помочь этим субъектам.

На доходах субъектов негативно сказалось и решение об ускоренной амортизации — многие предприятия воспользовались этой нормой, тем самым снизив поступления в бюджеты регионов от налога на прибыль. Недостаточно хорошо сработали некоторые ГРБС — отраслевые министерства, которые с опозданием разработали порядки механизмов субсидирования по госпрограммам. Почти 81% порядков был принят с опозданием, в результате чего ресурсы были освоены не в полном объеме. Как следствие, из 800 с лишним объектов, которые должны были быть введены в строй, было введено лишь 528. Деньги, конечно, не пропали, в ноябре 2013 года законодатели внесли изменения в федеральный бюджет, сэкономленные средства были учтены и распределены по субъектам РФ. Дополнительные средства были направлены на покрытие их текущих расходов и выплату заработной платы.

Впрочем, 2013 год был объективно тяжелый, рост экономики снизился, макроэкономические показатели несколько раз менялись, исполнение бюджетов шло непросто. Но все социальные выплаты были обеспечены, регионам оказана соответствующая помощь из федерального бюджета. Более того, расходы федерального бюджета были выполнены на 99,7%, а доходы даже перевыполнены, хоть и всего на 0,9%.

Бюджет 2015–2017 годов формируется в еще более сложных условиях — усугубление геополитической обстановки, санкции привели к тому, что у нас резко сократились возможности заимствования на зарубежных финансовых рынках, возникла острая необходимость изыскивать внутренние ресурсы, чтобы поддерживать отрасли народного хозяйства. В бюджете 2015 года закладывается 30 миллиардов рублей для поддержки предприятий, наиболее пострадавших от санкций, и для организации импортозамещения. Также создается антикризисный резерв (не менее 150 миллиардов рублей) на случай неучтенных рисков, в том числе риска снижения заложенной в бюджете цены на нефть — 100 долларов за баррель. Сейчас она уже снизилась до 95 долларов за баррель, и если тенденция сохранится, то федеральный бюджет недополучит порядка 400 и более миллиардов рублей.

На формирование бюджетов регионов и муниципалитетов на следующие три года существенное влияние окажут сразу несколько решений в налоговой сфере. Это введение налога на имущество по кадастровой стоимости жилых домов, помещений (0,1%), введение местных сборов (на право торговли, гостиничный, такси), зачисление в региональные бюджеты 100% поступлений от выдачи патентов для иностранцев и 100% акцизов на ГСМ. Также принято решение не вводить в ближайшую трехлетку налог с продаж, равно как и сохранить в прежнем объеме ставку НДС. Зато в течение трех лет возрастут лесной и водный налоги и т. д.

Кроме того, принято решение о том, что в 2015 году зарплаты бюджетников будут проиндексированы лишь в размере инфляции — 5,5%, а к определенным майским указом президента параметрам зарплаты планируется привести в 2018 году.

По-прежнему основной задачей, основным приоритетом бюджетной политики для всех уровней власти на предстоящий период остается безус­ловное обеспечение принятых публично-правовых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.

Проанализировав параметры проекта Закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов», А. Н. Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, внес предложения по повышению сбалансированности региональных и местных бюджетов. А именно: предоставить субъектам РФ право размещать временно свободные средства их бюджетов на банковских депозитах, отменить федеральные льготы по налогу на имущество организаций и ограничения максимальных ставок по региональным и местным налогам. Кроме того, по словам докладчика, необходимо перевести с регионального на федеральный уровень обязательство по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения, поскольку это в чистом виде федеральный и при этом нефинансируемый мандат.

Новая редакция БК РФ

Заместитель министра финансов России А. М. Лавров сделал обзор ключевых моментов ожидаемой к концу года новой редакции Бюджетного кодекса. Среди новаций, вступающих в силу с 2015 года, он назвал разработку долгосрочных бюджетных прогнозов. На уровне Федерации и субъектов они разрабатываются каждые шесть лет на 12 и более лет на основе долгосрочной программы социально-экономического развития (ПСЭР), а на уровне муниципалитетов — каждые три года на шесть и более лет. Бюджетный прогноз может быть изменен в связи с изменением ПСЭР и изменением принятого закона (решения) о бюджете, но, подчеркнул Лавров, без продления периода.

Изменится структура организации норм кодекса — будет 10 разделов, 30 глав, 300 статей. Расширится предмет кодекса, ожидается совершенствование методологии расходов бюджетов и межбюджетных отношений. Будет устранена излишняя детализация бюджетных полномочий, уточнены системы документов бюджетного планирования, введена глава о системе бюджетных платежей, новая модель распределения нормативов поступлений от уплаты штрафов в бюджеты и пр.

Расширение предмета БК РФ. Из-за развития финансовых отношений государства с организациями различных форм собственности (например, осуществление операций с бюджетными средствами, отчетности за их использование) необходимо распространить действие отдельных норм кодекса на бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации и компании; иные юридические лица, в отношении которых государственные (муниципальные) органы выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) — владельца более 50% акций (долей).

В части совершенствования методологии расходов бюджетов ожидаются следующие изменения. Документы стратегического планирования, дорожные карты, инструменты программно-целевого планирования не могут являться основанием для возникновения расходных обязательств публичного правового образования. Публичное нормативное расходное обязательство возникает исключительно из законов и указов Президента РФ. Понятие «публичные обязательства» из БК РФ предлагается исключить. А помимо постоянных налоговых обязательств вводятся новые виды расходных обязательств: контрактные, межбюджетные, долговые и международные.

Распределение доходов от штрафов построено таким образом, что местные бюджеты, вероятно, финансово пострадают. Распределение штрафов предлагается реализовать, как сформулировал Лавров, по принципу подведомственности. В федеральный бюджет — за уголовные преступ­ления и налоговые правонарушения; в федеральный и региональные бюджеты — штрафы, установленные КоАП РФ и КоАП субъектов РФ (кто рассматривает дело, тот и получает доходы); штрафы с хозяйствующих субъектов по договорам или в силу закона — в тот бюджет, чей получатель бюджетных средств является стороной сделки.

Совершенствование межбюджетных отношений. Субъектам будет дано право передавать местным бюджетам поступления от неналоговых доходов (плата за негативное воздействие на окружающую среду, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, штрафы за отдельные административные правонарушения). Произойдет расширение и уточнение форм межбюджетных трансфертов. Предполагается введение дотации на сбалансированность, «горизонтальных» межбюджетных трансфертов. Распределять субсидии станет возможно только законами (решениями) о бюджете, а «консолидированные» субсидии могут быть предоставлены без софинансирования.

Более подробно об изменениях в Бюджетный кодекс в части полномочий муниципальных образований рассказала заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Д. С. Хворостухина. Согласно новому распределению, установленному Законом № 136-ФЗ, из ранее существовавших у поселения 39 вопросов местного значения остается 13, а 26 передаются на уровень района. Это около 70% всех расходных обязательств, что порождает проблему перераспределения и доходных источников. Согласно изменениям в БК РФ из 10% НДФЛ, имеющихся у поселений, 8% планируется передать на уровень районов. В части единого сельхозналога — из 50%, которые сейчас закреплены за сельскими поселениями, 20% передается районам, а гос­пошлина по транспортным средствам передается районам целиком. Неналоговые доходы, связанные с арендой и продажей земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, предлагается зачислять в бюджет муниципальных районов. Акцизы на нефтепродукты — в бюджет того органа МСУ, который исполняет полномочия по дорожной деятельности. Скорее всего, это будет бюджет района, если субъект РФ своим законом не решит иначе, так как регион вправе передать любые полномочия районов обратно на уровень поселений.

В части налогового регулирования тоже есть новшества — субъект теперь устанавливает четыре типа единых нормативов — отдельно по сельским поселениям, по городским поселениям, по внутригородским районам и по городским округам с внутригородским делением.

Также Хворостухина познакомила участников заседания с изменениями, которые планируется внести в механизм выравнивания бюджетной обес­печенности. В части фонда финансовой поддержки поселений субъектам РФ будет дано право «выравнивать» сельские поселения отдельно от городских — устанавливать специальные критерии выравнивания. Кроме того, регионам дается право «выравнивать» городские округа и городские поселения по бюджетной обеспеченности (в действующей редакции БК РФ «выравнивание» городских округов возможно только по численности населения).

В. С. Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института сообщил, что сейчас НИФИ совместно с Минфином России готовит методические рекомендации для регионов по формированию межбюджетных отношений с учетом последних законодательных изменений — реформы местного самоуправления, запущенной Законом № 136-ФЗ. Ожидается, что в ноябре текущего года рекомендации будут переданы представителям финорганов субъектов РФ, муниципалитетов и экспертному сообществу для ознакомления и обсуждения.

Роль финансистов в контрактной системе

Полтора года назад вступил в силу Закон № 44-ФЗ, имеющий много норм отложенного действия, поэтому к выполнению некоторых своих новых функций финорганам еще предстоит приступить в 2015 и 2016 годах (в рамках исполнения постановлений Правительства РФ № 1043 и № 1044). Заместитель генерального директора компании «БФТ» Н. В. Гвоздева, рассказывая участникам заседания об их новых полномочиях, в частности, подчеркнула, что планы и планы-графики закупок должны формироваться и утверждаться в течение десяти рабочих дней. Очевидно, что ни один заказчик в течение десяти дней после доведения до него лимитов бюджетных обязательств, не сможет сделать с нуля план закупок и план-график, поэтому данную работу финансистам следует начать уже весной следующего года.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться