Версия для печати 1659 Материалы по теме
Владимир Михайлович СОЛОВЬЕВ, министр культуры и туризма Удмуртской Республики
Культура в бюджете

Деятельность 1,4 тысячи бюджетных и автономных учреждений сферы культуры Удмуртской Республики на современном этапе ведется в условиях реализации государственной программы «Культура Удмуртии» и плана мероприятий «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Удмуртской Республике». Общее руководство культурной политикой в регионе проводит министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики (МКПИ УР). Финансирование учреждений осуществляется в форме субсидий на выполнение 23 государственных услуг (работ). Соответственно производится расчет нормативов затрат на оказание услуг (работ), содержание имущества, составляются планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений, проводится оценка деятельности учреждений по исполнению показателей результативности и эффективности, мониторинги удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг и качества финансового менеджмента органов исполнительной власти, внедряются автоматизированные системы управления, программные комплексы.

Внедрена система оплаты труда, обеспечившая в 2013 году увеличение заработной платы 8,7 тысячи работников отрасли на 35,4%, средняя заработная плата превысила 12,9 тысячи рублей, соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в регионе — 60,3%.

Отрицательные факторы

К факторам, препятствующим успешному развитию отрасли, относятся недостаточное финансирование, неэффективная система распределения средств, неоптимальная структура бюджетных расходов, низкая обеспеченность квалифицированными кадрами сельских учреждений культуры, изношенность основных средств, отсутствие современной оргтехники, специализированного технического оборудования и транспортных средств. Недостаточная информационная база не отражает всего многообразия процессов, протекающих в сфере культуры.

Имеют место недостатки, связанные с отсутствием учета специфики отрасли, перегруженностью количественных критерий оценки, слож­ностью определения качественных показателей деятельности учреждений культуры и их работников.

Расходы на культуру

В консолидированном бюджете республики расходы на культуру составляют 4%. Исполнение бюджета в сфере (без учета капитальных вложений) за 2013 год составило около 2,9 миллиарда рублей, или 125% к уровню 2012 года. От приносящей доход деятельности привлечено 532,4 миллиона рублей, в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом возросли поступления из федерального бюджета (20,7 миллиона рублей). В структуре финансирования доля средств бюджета субъекта составляет 83,8%, приносящая доход деятельность — 15%.

За счет средств федерального бюджета осуществлены мероприятия по программам «Культура России», «Доступная среда» — господдержка работников и учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений, подключение к интернету и комплектование книжных фондов муниципальных библиотек, исполнение полномочий по охране и использованию памятников культуры.

Бюджеты муниципальных образований республики, направляемые на сферу культуры, исполнены в 2013 году на сумму чуть более 2 миллиардов рублей, или 124,2% к уровню 2012 года. От приносящей доход деятельности привлечено 201,3 миллиона рублей (98,8% к 2012 году). Соотношение бюджет — приносящая доход деятельность составляет 90,9% к 9,1%.

Бюджет субъекта в сфере культуры исполнен в сумме 849,2 миллиона рублей, или 125% к уровню 2012 года. От приносящей доход деятельности привлечено 331,1 миллиона рублей (113% к 2012 году). Соотношение бюджет — приносящая доход деятельность составляет 71,9% к 28,1%.

В структуре расходов бюджета Удмуртии 74%, или 628,6 миллиона рублей, составляют расходы на финансирование государственных услуг (работ), из них на целевые мероприятия в сфере культуры направлено 58,6 миллиона рублей, или 6,9% (в бюджете 2012 года 9,4%).

В целях обеспечения повышения заработной платы работников учреждений культуры 7% средств бюджета республики, предусмотренных на реализацию мероприятий в сфере культуры, было перераспределено на оплату труда. Таким образом, при росте бюджетных поступлений в сфере в 2013 году на 125% расходы бюджета на оплату труда увеличились на 135,7% за счет сокращения расходов бюджета на целевые мероприятия в сфере культуры, в том числе на обеспечение безо­пасности учреждений культуры, комплектование фондов библиотек.

Сложившаяся тенденция финансирования сферы культуры в 2013 году находит отражение и в процессе исполнения бюджета 2014 года, и в проекте бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Исключение из бюджета республики статей расходов на организацию и проведение целевых мероприятий в сфере культуры ставит под угрозу выполнение показателей дорожной карты, в том числе по увеличению количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России, учреждений культуры, имеющих сайт, количеству виртуальных музеев.

Меры по сокращению расходов

Сложная финансовая ситуация обязывает МКПИ УР, органы управления культуры муниципальных образований принимать незамедлительные меры по проведению серьезных оптимизационных мероприятий. В целях сокращения расходов предусматривается сокращение административно-управленческого и вспомогательного персонала, незамещенных в течение длительного времени штатных должностей, создание (укрепление) централизованных библиотечных и клубных систем, реорганизация учреждений, изменение структуры должностей в муниципальных учреждениях культуры путем сокращения численности работников, не занятых в производственно-творческом процессе и пр.

Требует дальнейшего совершенствования нормативная правовая база республики, МСУ, учреждений культуры, системы информирования потребителей услуг, учета и отчетности деятельности учреждений, расчета оптимальных нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Необходимо развитие многоканального финансирования и принципов финансового менеджмента, привлечение внебюджетных средств, обеспечение соответствия качества предоставляемых услуг нормативным требованиям, формирование гибкой ценовой политики и обеспечение перевода специалистов на «эффективный контракт», который должен четко соотносить условия оплаты труда с количеством и качеством выполняемой работы. При выполнении указанных мероприятий будут достигнуты намеченные цели по повышению эффективности деятельности сферы культуры и обеспечению достойной оплаты труда работников учреждений культуры в республике.

Поделиться