Здравоохранение — 05 мая 2015

Замглавы Минфина Айрат Фаррахов рассказал о рисках для системы финансирования здравоохранения

Версия для печати 1867 Материалы по теме
Фото: пресс-служба Минфина РФ
Замглавы Минфина Айрат Фаррахов рассказал о рисках для системы финансирования здравоохранения

В интервью ТАСС заместитель министра финансов Айрат Фаррахов рассказал о том, какие риски угрожают системе финансирования здравоохранения, и как можно предупредить их. Речь шла также о методах повышения эффективности медицинских расходов. «Бюджет» публикует интервью замглавы Минфина без изменений.

ТАСС: Айрат Закиевич, многие связывают сегодняшнюю реформу в системе здравоохранения с сокращением финансирования. Из-за чего возникла необходимость в столь резких изменениях?

Айрат Фаррахов: На самом деле, Россия в последние 10 лет занимает лидирующее место по темпам прироста расходов на здравоохранение, при этом результативность в сравнении с сопоставимыми затратами в других странах гораздо ниже.

При аналогичной доле расходов в здравоохранение в ВВП (6,3%) и объеме государственных расходов на душу населения, в ряде стран ОЭСР достигнуты лучшие результаты в снижении смертности и увеличении ожидаемой продолжительности жизни.

При этом важно отметить, что объем частных расходов на здравоохранение в этих странах существенно ниже (точнее, в 2 раза). Это говорит о том, что определенная доля расходов неэффективна, и продолжение реформ в отрасли позволит добиться лучших результатов.

Как же тогда бороться с неэффективностью расходов? С чего стоит начать?

На наш взгляд, решение этих вопросов лежит в последовательном устранении диспропорций между стационарной и амбулаторной помощью, укреплении и развитии страховой модели здравоохранения, конкретизации состава программы государственных гарантий, развитии дополнительного страхования или накопления с целью оплаты услуг не гарантированных государством.

Насколько я понимаю, это потребует больших затрат.  Какие проблемы могут помешать выполнению всех пунктов, о которых Вы только что говорили?

Страновые риски ближайших лет в сфере финансового обеспечения доступными медицинскими услугами связаны с увеличением численности населения пожилого и старческого возраста, требующего увеличения объемов медицинской помощи. С другой стороны - существенное удорожание медицинских услуг: бурное развитие инноваций в области биотехнологий  предлагают новые методы диагностики, лекарственные препараты, методы лечения.

Эти методы меняют наши представления о возможностях медицины, меняют качество жизни  больных людей, увеличивают продолжительность жизни.

Как я понимаю, это все объективные риски, с которыми рано или поздно мы все равно столкнемся. А какие пути решения этих проблем Вы видите?

На наш взгляд, единственный выход - это развитие страховых принципов, формирование базовых гарантий, а на ближайшее время, включение в базовую программу ОМС оставшихся методов ВМП. Решение о включении новых, инновационных методов должно приниматься  только после детальных расчетов и балансировки бюджета ФФОМС с целью сохранения финансовой устойчивости системы.  Добровольное страхование должно покрывать то, что не гарантировано программой государственных гарантий. Описанные риски делают страховую модель более адаптированной по сравнению с бюджетной.

Не получится ли так, что переход на страховую модель сделает медицину полностью платной?

- Бесплатная медицинская помощь в Российской Федерации гарантирована 41 статьей Конституции. Инструментом выполнения гарантированной  государством медицинской помощи служит программа государственных гарантий, которая принимается с 1998 года ежегодно на 3 года постановлением правительства, которая определяет формы, условия, виды бесплатной помощи.

А что нужно сделать, чтобы эта программа стала эффективнее с точки зрения расходов?

Программа госгарантий должна  быть конкретизирована. Это касается видов помощи (первичная, скорая, специализированная), методов лечения, условий пребывания в больнице и так далее. Таким образом, суть реформы заключается в создании стандартизированных параметров во всех направлениях медицины, которые будут обязательными для исполнения.

Примером  такого подхода может служить Франция, где перечни медицинских услуг, изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов покрываемые системой обязательного страхования  утверждаются на общегосударственном уровне и в дальнейшем принимаются региональными властями в качестве основы.

Получается, отсутствие четко прописанных стандартов сильно тормозит реформу?

Да, сейчас  это одна из основных проблем реформы, из-за которой невозможно сбалансировать систему госгарантий, так как неизвестна, в том числе, стоимость обязательств. Решение этой проблемы позволит не только внедрять инновационные методы в случае финансовых возможностей.

Но и будет способствовать развитию отечественной медицины: по данным различных источников от 70 до 200 тыс.  российских граждан предпочитают зарубежные клиники. Общий объем субсидирования зарубежной медицины превышает 3 млрд долларов в год.

Очередным  этапом реформы стало включение в  базовую программу ОМС оказания скорой помощи и части высокотехнологичной медицинской помощи. Этот процесс уже завершен, есть ли уже какие-то результаты?

На данный момент в базовую программу погружены 459 методов из почти 1500. В отношении дальнейшего погружения методов высокотехнологической медицины в базовую программу обязательного медицинского страхования: мы считаем, что этому подходу нет альтернативы.

Уже сейчас можно говорить об эффекте погружения 459 методов  - это  увеличение доступности высокотехнологичной медицины, что отразилось на показателях здоровья населения. Кроме этого оплата каждого страхового случая происходила после экспертизы качества оказанной помощи.

И за счет чего происходит увеличение доступности?

Рост доступности происходит благодаря замещению  малоэффективных и поэтому затратных методов лечения – в этом основа изменений и повышения эффективности расходов в системе обязательного медицинского страхования.

Что Вы думаете о месте федеральных медицинских учреждений в системе здравоохранения?

Мы против любых форм ведомственной медицины. В части федеральных медицинских учреждений: эти учреждения имеют ряд конкурентных преимуществ. Вместе с тем оказание медицинской помощи в них сопровождается существенно большими затратами, уровень менеджмента в этих учреждениях в целом ниже. Мы считаем, что численность федеральных медицинских учреждений избыточна.

Поделиться