Версия для печати 1820 Материалы по теме

К 1 июля 2015 года 18% всех товаров и услуг для госкомпаний должен поставлять малый и средний бизнес. Такая цель была поставлена в правительственной дорожной карте. Однако пока большинство госкомпаний подходит к сотрудничеству с малым бизнесом формально, на деле не выполняя положений карты.

Цель — 18%

Дорожная карта по расширению доступа малого бизнеса к закупкам государственных компаний была утверждена постановлением Правительства РФ от 29 мая 2013 года № 867-р. Документ предписывал госкомпаниям внести изменения в свои локальные нормативные акты, в том числе в положения о закупках. Кроме того, от госкомпаний дорожная карта требовала создать совещательные органы по вопросам закупок. В их состав нужно было включить представителей некоммерческих организаций, объединений предпринимателей, независимых экспертов. Сроки реализации карты — с 2013 по 2018 год.

Впоследствии нормативная база, обязывающая госкомпании работать с малым бизнесом, расширялась. Так, 11 декабря 2014 года Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подписал постановление № 1352. Согласно документу с 1 июля 2015 года в закупках госкомпаний с выручкой более 10 миллиардов рублей доля поставок от малых компаний должна составить минимум 18% (с учетом субподряда) и 10% в виде прямых договоров. С 2016 года требование распространится на все остальные гос­компании.

По экспертным оценкам, малый бизнес должен был получить доступ к рынку размером около триллиона рублей. Однако пока крупные госкомпании формально подходят к выполнению дорожной карты. Об этом заявили участники заседания рабочей группы Агентства стратегических инициатив, состоявшегося 29 апреля 2015 года. В ходе заседания было высказано опасение, что многие госкомпании могут на бумаге показать желаемую цифру в 18%, хотя в реальности доля небольших предприятий в их закупках будет намного меньше.

В мероприятии приняли участие представители Министерства экономического развития России, Федеральной антимонопольной службы, а также руководители департаментов по закупкам крупнейших компаний с государственным участием, в том числе «Газпрома», «Роснефти», «РусГидро», РЖД и других. Экспертов и бизнес представляли «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата, Национальная ассоциация институтов закупок, Ассоциация факторинговых компаний, Союз производителей композитов.

Что настораживает экспертов

Как заявил руководитель рабочей группы, член президиума генсовета «Деловой России» С. Б. Фахретдинов, до сих пор результаты мониторинга выявляли достаточно низкий уровень выполнения правительственных директив. Так, из 664 акционерных обществ, которым были направлены поручения, только 40 создали совещательный орган, отвечающий за аудит эффективности проводимых закупок. И только десять разработали программы партнерства с малым и средним бизнесом.

При этом из 40 совещательных органов работающими эффективно можно считать не более десяти, так как большинство подобных органов состоит из работников структурных подразделений самих компаний. Независимых наблюдателей туда не приглашают. Яркий пример: в Объединенной зерновой компании из 10 членов совещательного органа только один не является работником этого акционерного общества.

Кроме того, во многих госкомпаниях совещательный орган, созданный на бумаге, не проводит заседаний. В некоторых, напротив, работа ведется буквально по дорожной карте, однако об этом никто не знает, и даже на сайтах гос­компаний практически нет информации о работе вышеупомянутых структур. В итоге активность этих совещательных органов, качество их работы и содержание документов, которые они вырабатывают, вызывают сомнения в их эффективности. При этом профессиональные ассоциации предпринимателей обращаются в совещательные органы, чтобы принять участие в их работе, но часто их просто игнорируют. Однако есть и положительные примеры: это «Автодор», «Российские сети» и «РусГидро», порядок формирования и работы их совещательных органов понятен, и активность этих структур на высоком уровне.

В АСИ считают, что решить этот вопрос можно с помощью специального нормативного акта, который следует разработать Правительству РФ. Документ должен закрепить, что не менее половины участников совещательных органов должны составлять представители независимых от заказчика объединений предпринимателей и отраслевых организаций. Рабочая группа постановила, что будет добиваться такого решения.

Чем недоволен бизнес

В ходе заседания рабочей группы представили малого и среднего бизнеса рассказали о барьерах, которые мешают им принимать участие в тендерах крупных госкомпаний. В частности, размещение заявок на электронных площадках, на которых госкомпании вывешивают свои заказы, обходится малым предпринимателям чересчур дорого. Электронных площадок слишком много — не менее сотни, и каждая госкомпания предпочитает работать со своей. При этом участие в каждом тендере обходится в несколько тысяч рублей, и в сумме издержки предприятий малого бизнеса оказываются неприемлемыми.

Так, участники программы «Д­елай бизнес» констатировали, что подача заявок на конкурсы слишком затруднена. Им приходится сдавать документы и на бумажных, и на электронных носителях, держать деньги на разных площадках, при этом быстро перевести средства с одной на другую невозможно. Обеспечение по контрактам также часто оказывается неподъемным для малого бизнеса — компании не могут изъять из оборота такие большие суммы.

Малый бизнес пришел бы и принял участие в закупках, если бы со стороны государственных компаний были четкие, понятные и вменяемые правила, которые любой предприниматель может изучить и попытаться пройти конкурсный отбор, констатировали участники заседания. При этом шансы победить, как правило, низки, и затраты сводят на нет всю потенциальную прибыль. Одним из предложений, выдвинутых представителями малого бизнеса на заседании, стало сокращение числа площадок хотя бы до пяти.

Надежды на поручения президента

Накануне мероприятия Президент России В. В. Путин по итогам Госсовета дал поручения Правительству РФ по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Первое поручение: создание нового акционерного общества — единого института развития малого и среднего предпринимательства. Структура будет создана на базе Агентства кредитных гарантий Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства.

Институт займется оказанием методической, юридической, финансовой и иной помощи малому и среднему бизнесу. В рабочей группе уверены, что акционерное общество будет сотрудничать с АСИ, чтобы помочь малому бизнесу в вопросах участия в тендерах крупных государственных компаний.

Второе поручение президен­та — составить до 1 октября 2015 года единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Уже неоднократно говорилось, что сейчас у крупных компаний част­о нет необходимой информации о том, у кого они могут купить те или иные товары или услуги. В рабочей группе считают, что эти поручения главы государства помогут упростить доступ малых предприятий к тендерам государственных компаний.

В свою очередь, представители малого и среднего бизнеса часто считают, что их предложения не востребованы госкомпаниями, так как последние ориентируются в основном на продукцию собственных дочерних и зависимых обществ. Не исключено, что этот реестр может быть интегрирован с порталом zakupki.gov.ru. Единый список поможет тем госкомпаниям, которые уже запустили собственные программы партнерства, но малый и средний бизнес не проявил к ним интереса из-за недостаточной информированности. Однако и эта мера сработает эффективно только в том случае, если госкомпании будут реально заинтересованы в сотрудничестве с малым и средним бизнесом.

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться