Версия для печати 7531 Материалы по теме

Дискуссии об эффективности российской системы обязательного медицинского страхования не прекращаются вот уже 20 лет. Особенно часто о недостатках ОМС говорили в минувшем году. Мнения относительно бесперспективности страховой модели высказывали представители профессионального медицинского сообщества, общественных организаций, политики и чиновники. Однако ситуация в бюджетной системе по итогам 2014 года подтвердила эффективность принятого в свое время решения о привлечении для финансирования здравоохранения внебюджетных целевых источников — фондов ОМС.

Вусловиях бюджетных ограничений в 2014 году возросла роль фондов ОМС в обеспечении качества и доступности медицинской помощи в государственном секторе здравоохранения. Сокращение финансирования из бюджетов различных уровней было компенсировано увеличением средств ОМС, имеющих закрепленные источники доходов — целевые взносы страхователей.

Бюджет Территориального фонда обязательного медицинског­о страхования Воронежской области (далее — ТФОМС) на 2014 год был утвержден в сумме 17,4 миллиарда рублей. Рост к 2013 году составил 13,2%. В основу бюджетного плана в качестве основных параметров для расчета финансовых показателей легли нормы Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», целевые значения программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи жителям Воронежской области на 2014 год и период 2015–2016 годов. Конструкция бюджетного плана на 2014 год сложилась достаточно жесткой для того, чтобы обеспечить исполнение всех расходных обязательств и ограничить бюджетный дефицит до минимального размера.

Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием эффективного функционирования бюджетной системы ОМС. В соответствии с законом об обязательном медицинском страховании финансовое обеспечение организации ОМС происходит за счет субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС из бюджета ФФОМС, что обеспечивает сбалансированность территориальных программ в рамках базовой программы ОМС. Различия между территориями в части факторов, влияющих на потребность в объемах и стоимости медицинской помощи, учитываются для каждого субъекта в коэффициентах дифференциации.

Основным источником формирования субвенций являютс­я страховые взносы на ОМС работающего и неработающего населения. В 2014 году размер субвенции ФФОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования в Воронежской области составил 16,2 миллиарда рублей, с ростом к 2013 году на 13,9%. Межбюджетные трансферты ФФОМС на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году после окончания образовательного учреждения на работу в сельские населенные пункты, составили 32 миллиона рублей.

В доходную часть, исполнение которой зависело от эффективности работы ТФОМС, вошли межбюджетные трансферты из областного бюджета на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи — 957,3 миллиона рублей. Рост к 2013 году составил 45,6 миллиона, или 5%. Прочие межбюджетные трансферты в бюджет фонда в части возмещения затрат другими территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Воронежской области иногородним гражданам, составили 176,3 миллиона рублей, или 109,7% от утвержденных годовых назначений (рост к уровню 2013 года — 19,4%). Прочие поступления составили 7,5 миллиона рублей.

Реальные задачи и конкретные цели

В условиях одноканального финансирования здравоохранения актуальность задачи эффективного расходования средств ОМС значительно возросла. Средства бюджета ТФОМС выделяются под реальные задачи, под достижение конкретных целевых показателей территориальной программы ОМС, плана мероприятий дорожной карты. Расходная часть бюджета фонда в 2014 году была исполнена в сумме 18,2 миллиарда рублей, с приростом к 2013 году более чем на 3 миллиарда рублей, или на 21,2%. Основным направлением расходования средств бюджета фонда стало финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования — 17,9 миллиарда, или 98,9% в общем объеме расходов бюджета фонда.

Рост финансирования территориальной программы к 2013 году составил 21,6%. Подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы составил в среднем около 7,8 тысячи рублей, что выше федерального значения на 8,4%. По сравнению с 2013 годом средний подушевой норматив вырос на 21,5%.

С 2014 года с целью повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи из средств территориальной программы ОМС Воронежской области (далее — ТПОМС) оплачивалось оказание 65 наиболее растиражированных видов высокотехнологичной медицинской помощи (453 метода лечения), ранее финансируемых из средств бюджетов различных уровней. Всего из средств бюджета ТФОМС в 2014 году было оплачено почти 3,9 тысячи случаев оказания жителям области высокотехнологичной медицинской помощи по 16 профилям, в том числе по сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, акушерству и гинекологии, неонатологии, онкологии, офтальмологии, на сумму 618,3 миллиона рублей.

На формирование здорового образа жизни населения области, развитие профилактических направлений медицинской помощи, в том числе проведение диспансеризации, медицинских осмотров детского и взрослого населения с целью ранней диагностики заболеваний, включая социально значимые, в рамках ТПОМС в 2014 году в медицинские организации области было направлено 840,9 миллиона рублей. В финансировании расходов медицинских организаций на оплату труда медицинского персонала средства ТПОМС составили 90%. Выполнение показателей дорожной карты по заработной плате младшего медицинского персонала достигло 99%, среднего медперсонала — 103,8%, врачей — 106%.

Софинансирование из бюджета ТФОМС единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в размере 1 миллиона рублей позволило привлечь в 2014 году в сельские населенные пункты и рабочие поселки области 64 молодых специалистов. Нормированный страховой запас, сформированный в составе бюджета территориального фонда для обеспечения финансовой устойчивости ОМС, составил 1,3 миллиарда рублей. Расходы ТФОМС на выполнение управленческих функций не превысили 1% общих расходов фонда.

Задачи на текущий год

В 2015 году задачи по обес­печению финансовой стабильности системы ОМС становятся сложнее. Объем расходных обязательств и финансовой ответственности фондов ОМС увеличивается в связи с дальнейшим расширением базовой программы обязательного медицинского страхования. Увеличиваются по сравнению с 2014 годом подушевой норматив финансирования, нормативы объема и стоимости профилактической медицинской помощи, стоимость одного случая гос­питализации пациенто-дня в условиях дневного стационара. Финансирование скорой медицинской помощи полностью переходит в базовую программу ОМС. С текущего года в систему ОМС полностью входит и высокотехнологичная медицинская помощь с оплатой по полному тарифу, включающему в стоимость лечения все статьи расходов.

В целях обеспечения всех направлений развития источниками финансирования и во избежание сокращения доходов бюджетов фондов ОМС в условиях ухудшения показателей социально-экономического развития на федеральном уровне принято законодательное решение об отмене с 2015 года регрессивной шкалы начисления страховых взносов на ОМС работающего населения сверх предельной величины облагаемой базы. Улучшение показателей программы госгарантий, финансируемых в 2015 году за счет средств ОМС, также будет обеспечиваться за счет увеличения размера платежа на ОМС неработающего населения. В соответствии с законом об обязательном медицинском страховании в РФ уплата страховых взносов в 2015 году производится по полной ставке тарифа (в 2014 году она составляла 75%, в 2013 году — 50%). Таким образом, зависимость бюджетов фондов ОМС от федерального бюджета в 2015 году будет сведена к минимуму.

Структурная эффективность

Актуальным направлением повышения эффективности расходов на здравоохранение в 2015 году является развитие экономических механизмов, успешное внедрение которых обеспечивают страховые принципы финансирования медицинской помощи. Это мероприятия, направленные на создание условий для дальнейшего повышения структурной эффективности системы медицинской помощи, в том числе улучшение планирования объемов медицинской помощи и потоков пациентов, усиление ее профилактической направленности, сокращение необоснованной потребности в стационарной помощи, экономию на текущих расходах медорганизаций, внедрение инновационных систем оплаты медицинской помощи.

С 2015 года система ОМС при оплате наиболее затратной медицинской помощи — стационарной — перешла на финансирование на основе федеральных клинико-статистических групп заболеваний (КСГ). Это метод оплаты, ориентированный на результат деятельности организации. По оценкам ФФОМС, использование единых федеральных КСГ уменьшит разброс фактических затрат между однотипными медицинскими организациями, обеспечит предсказуемость бюджетных обязательств и условия для ограничения необоснованного роста расходов при оплате больничной помощи.

Резюмируя сказанное, можно предположить увеличение роли фондов ОМС в обеспечении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в ближайшие годы. Учитывая объемы средств, образующиеся в системе обязательного медицинского страхования, и тенденцию к увеличению их доли в общей сумме расходов на здравоохранение, а также принимая во внимание потенциал системы по наиболее оптимальному управлению данными ресурсами, уместно сделать вывод о перспективности страховой модели финансирования медицинской помощи в государственном секторе здравоохранения. Итоги исполнения бюджета 2014 года также позволяют говорить о преимущественном положении здравоохранения, имеющего защищенные источники финансирования — фонды ОМС, по отношению к остальным отраслям общественного сектора.

Поделиться