Регионы — 17 июня 2015

Воспользуются ли при создании «Большого Екатеринбурга» опытом Мельбурна?

город Екатеринбург

Версия для печати 1153 Материалы по теме
Вид на Екатеринбург
Воспользуются ли при создании «Большого Екатеринбурга» опытом Мельбурна?

Тема возможных контуров «Большого Екатеринбурга» активно обсуждается в прессе — поглотит он города-спутники или будет создана агломерация независимых муниципалитетов, связанных одной стратегией развития? Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев склоняется к формату ассоциации.

«Создание ассоциации городов-спутников — этот путь мне лично кажется на сегодняшний день самым правильным. Он самый демократичный. Это не требует от нас быстрого объединения территорий, когда необходимо ломать всю систему координат», - отметил он.

Председатель совета свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич предложил воспользоваться опытом властей австралийского города Мельбурна, сообщает региональная пресса.

По версии журнала The Economist с 2002 года Мельбурн входит в тройку лучших по качеству жизни мегаполисов, а с 2011-го — возглавляет этот рейтинг. С 2013 года Мельбурн опережает все австралийские города по интенсивности прироста населения (свыше 90 тысяч человек в год), причем значительный процент дают окраинные муниципалитеты, входящие в «Большой Мельбурн».

«Мне кажется, — рассуждает председатель совета Свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич, — вполне корректно сравнивать Мельбурн с Екатеринбургом. Численность населения Мельбурна с пригородами составляет около 4,3 млн человек. Екатеринбург, если рассматривать его как агломерацию, конечно же, меньше, но вполне сопоставимо. Мельбурн стал бурно расти на фоне золотой лихорадки, Екатеринбург — на металле и других полезных ископаемых».

Первый план развития Мельбурна был представлен в 1954 году. Потом были планы 1971 и 1981 года. В 1995 году написали стратегию «Живые пригороды», посвященную взаимосвязанности Центрального города, окраин и пригорода. В 2002 году разработали «Мельбурн-2030» и, наконец, документ под названием «План Мельбурна», работу над которым начали в 2011 году и который успешно реализуется сейчас. Таким образом, Мельбурн методом проб и ошибок прошел сложный путь к тому, чтобы выработать если не идеальную, то максимально устраивающую всех модель развития, стратегию, позволяющую мегаполису гармонично расти, а не хаотично разрастаться.

На создание своего плана развития власти Мельбурна потратили чуть более двух лет. При этом на каждом этапе в той или иной форме план проходил процедуру общественного одобрения. В процесс были вовлечены органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, общественность.

Кстати, параллельно с созданием «Плана Мельбурна» прошла реформа системы территориального планирования, в результате которой упростились процедуры подготовки и согласование градостроительной документации. Время выдачи разрешения на строительство в Мельбурне в настоящий момент составляет всего 10 дней.

В городе нет единой администрации. Большая часть решений принимается региональным правительством. Оно отвечает за общественный транспорт, правопорядок, образование, территориальное планирование и управление городской инфраструктурой.

Среди приоритетов в плане «Большой Мельбурн» — обеспечение экономического процветания, качество жизни и защита окружающей среды. К 2050 году власти планируют сделать Мельбурн «глобальным городом возможностей и выбора». Среди целей в плане обозначены: увеличение количества рабочих мест и объема инвестиций, доступность жилья вблизи рабочих мест, эффективная транспортная система.

Среди ключевых инициатив — создание новых центров деловой активности и реализация концепции «20-минутный жилой район»: это когда жители должны тратить не более двадцати минут на то, чтобы добраться на работу, в магазин, культурный центр, школу, больницу и т. д.

Главным инициатором «Большого Мельбурна» стало правительство штата Виктория. Именно поэтому в числе прочего в плане прописаны меры по развитию других территорий региона. В первую очередь за счет транспортной доступности.

По замыслу разработчиков, именно качественное и быстрое транспортное сообщение позволит снизить темпы роста численности населения мегаполиса и даст толчок к развитию других территорий штата. Мельбурн в данном случае выступает как локомотив, а не как черная дыра.

Опыт Мельбурна представляется Леониду Гункевичу крайне интересным, особенно с точки зрения организации процедуры общественного одобрения. Взаимодействие с жителями осуществлялось на всех этапах разработки, утверждения и реализации плана и стало, по признанию инициаторов, одним из самых важных, хотя и сложных элементов всего процесса. Проводились фокус-группы, социологические исследования, круглые столы, семинары, конференции и т. д. Была развернута широкомасштабная кампания в интернете: сайт, интернет-форумы, социальные сети. По сути, были использованы все возможные каналы коммуникаций. В результате обсуждение сделали практически всенародным.

Итоговый вариант «Плана Мельбурна» находится в открытом доступе. Существует его краткая версия, имеется интерактивная карта, позволяющая увидеть основные проекты, есть web-библиотека ресурсов, где собраны все дополнительные документы, во всех библиотеках города есть бумажная версия плана. А еще можно заказать аудиоверсию документа и вариант для слабовидящих. Вот такой пример реальной открытости, прозрачности и заинтересованности власти в обратной связи.

Необходимость создания «Большого Екатеринбурга», по словам главы региона, назрела.

«Например, сегодня нет смысла на окраине одного города строить, предположим, новую школу, если она есть в 200 метрах, но уже в другом городе. Такая же ситуация с детскими садами. Таких нюансов много — это и транспортная доступность, это и социальное обслуживание, и медицина», — пояснил губернатор.

Депутаты поддержали Евгения Куйвашева, отметив, что «Большой Екатеринбург» уже существует де-факто.

«Будет создан совет из представителей городов. Произойдет постепенное перераспределение полномочий. Закон нам разрешает иметь вице-премьера, который бы занимался вопросами аккумулирования полномочий», — предложил Евгений Куйвашев.

По словам губернатора, конструктивный диалог по этому вопросу уже складывается с властями Верхней Пышмы и УГМК-Холдингом. В апреле было подписано соглашение о строительстве трамвайной линии, соединяющей Верхнюю Пышму и Екатеринбург.

Он также отметил, что планы по созданию «Большого Екатеринбурга» напрямую связаны с программой подготовки Свердловской области к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Столицу Урала ждут немалые вливания федеральных средств, что положительным образом отразится не только на центральной части города, но и на инфраструктуре городов-спутников.

«Вопрос проведения чемпионата мира по футболу в Свердловской области решен. Очевидно, что регион от этого только выиграет. Сейчас наша главная задача - всю подготовительную работу провести на высоком уровне и вписаться в запланированные сроки. А времени у нас немного. В связи с этим прошу всех вас подключиться к работе по реализации программы подготовки области к мундиалю. Вы члены большой команды, давайте и работать сообща», - заявил глава региона.

Поделиться