Версия для печати 5829 Материалы по теме
Здание Минфина РФ
Система межбюджетных трансфертов требует реформ: анализ Минфина

Минфин России проанализировал существующую систему межбюджетных трансфертов и выявил ряд недостатков. Об этом сообщается в материалах ведомства, подготовленных к парламентским слушаниям по вопросу «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы».

Ведомство выявило следующие проблемы:

— низкая доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов;

— большое число различных субсидий с излишней детализацией направлений расходования бюджетных средств;

— низкая доля трансфертов, распределяемых законом о бюджете;

— значительный объем делегируемых полномочий;

— растущая доля иных межбюджетных трансфертов (их доля в общем объеме трансфертов выросла с 7% в 2014 году до 12% в 2015 году), распределение которых не всегда прозрачно.

Усовершенствовать методику

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности распределяются до начала финансового года на трехлетний период и предоставляются без установления направлений их использования. Это позволяет субъектам РФ самостоятельно расходовать средства исходя из приоритетов их социально-экономического развития. При этом Минфин России считает, что методика распределения дотаций на выравнивание должна учитывать изменения законодательства РФ и при этом сохранять стабильность в целях обеспечения устойчивого исполнения бюджетов субъектов РФ.

Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на основании данных за несколько отчетных лет, по мнению финансового ведомства, приводит к более точному прогнозированию налогового потенциала субъектов РФ в случае нелинейной динамики бюджетных поступлений. Использование показателей налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций, а также применение общей оценки доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ позволяет учитывать изменения законодательства РФ и перераспределять финансовые потоки в связи с созданием института консолидированной группы налогоплательщиков.

Необходима консолидация субсидий

Одним из ключевых направлений совершенствования межбюджетных отношений становится консолидация субсидий. Система предоставления субсидий в РФ характеризуется излишней детализацией направлений расходов. 

Так, в 2014 году число субсидий равнялось 92-м (исходя из количества направлений расходов по субсидиям и учета направлений расходов по субсидиям на софинансирование капитальных вложений как одной субсидии), на 2015 год было запланировано 86 субсидий, но после внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете число субсидий было опять увеличено до 96. Учитывая, что контроль за использованием субсидий в РФ традиционно направлен на соблюдение целевого расходования средств, а не на достижение заданных результатов, раздробленность субсидий увеличивает административные издержки по контролю за их использованием.

Минфин России полагает, что в рамках проводимой работы по консолидации субсидий необходимо обратить особое внимание на субсидии объемом менее 1 млрд. рублей. Финансирование соответствующих направлений можно было бы осуществлять путем предоставления широкоцелевой субсидии или дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с погружением в нее ряда «мелких», разрозненных и узкоориентированных трансфертов. Это будет способствовать не только повышению эффективности бюджетных расходов, но и гармонизации системы межбюджетных отношений в целом.

С 2014 года бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предоставляется единая субвенция, сформированная из 9 субвенций, ранее представлявшихся отдельно. Несмотря на произошедшую консолидацию отдельных субвенций, их количество в 2015 году, напротив, увеличилось до 21 по сравнению с прошлым годом (18 субвенций в 2014 году). 

Следует отметить, что большой объем делегируемых полномочий (субвенции составили в 2014 году 19% от общего объема межбюджетных трансфертов) свидетельствует о наличии резерва повышения эффективности вследствие дальнейшего упорядочивания в системе разграничения полномочий. В настоящее время финансовое ведомство проводит анализ на предмет возможности закрепления части федеральных полномочий, пока делегируемых на региональный уровень, за субъектами РФ с одновременной централизацией некоторых полномочий.

Неэффективное использование средств

Эффективность использования средств субсидии оценивается исходя из достижения показателей результативности использования субсидии. По итогам осуществленного анализа эффективности использования 82 субсидий за 2014 год и оценки достижения 314 показателей их результативности были выявлены 16 наименее эффективно использованных субсидий. 

По таким субсидиям более чем 15 регионов-получателей не достигли показателей результативности и, как минимум, у 5 субъектов отклонение фактического значения от планового составило более 50%. В частности, с недостаточной эффективностью используются субсидии Минсельхоза России и Минобрнауки России, представляющие основной объем трансфертов. Основной причиной неэффективного использования субсидий является нарушение сроков распределения субсидий: когда значительный объем финансирования поступает в декабре, что в свою очередь обусловливает позднее доведение бюджетных средств до конечных получателей.

Поделиться