Законы№ 10 Октябрь 2015 — 02 октября 2015

Законодательные пробелы: работа над ошибками

Версия для печати 2901 Материалы по теме

Законодательные новации, принятые в последнее время на федеральном уровне, призваны облегчить жизнь предпринимателей. Однако не все нормативные правовые акты, вышедшие в свет, так уж хороши. Некоторые изменения не только усложняют ведение бизнеса, но и ставят под угрозу само его существование. В статье рассказывается о том, как Челябинская область решает проблемы, возникшие из-за недальновидности законодателей.

Заинтересованность государства в развитии малого бизнеса подкреплена определенными шагами. Так, проблемам развития МСП был посвящен апрельский Госсовет, создана государственная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Сформирован единый центр экспорта на базе Внешэкономбанка, который призван помогать отечественным предприятиям выходить на экспортную прямую.

Принимаются нормативно-правовые акты, предусмотренные антикризисным планом правительства. К примеру, принят закон, отменяющий с 2016 года на три года все плановые проверки малого и среднего бизнеса, кроме некоторых особо опасных категорий. Еще один закон, принятый в июне, дает регионам право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%, а для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, — с 15% до 7,5%. Кроме того, регионы получили право предоставлять налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей в отдельных сферах и расширять список видов деятельности, где можно работать по патенту.

Безусловно, все эти законодательные новации в значительной степени облегчают жизнь предпринимателей. Однако не все законы, вышедшие в свет, так хороши. Некоторые изменения, напротив, ставят под угрозу существование некоторых видов деятельности, например нестационарной торговли.

Изменения, которых ждали и не ждали

1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171‑ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Надо сказать, что данные поправки в Земельный кодекс, пожалуй, самые глобальные за последнее десятилетие и направлены они на оптимизацию процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на обес­печение прозрачности, конкуренции в данном процессе. В частности, внесенные в Закон № 171‑ФЗ изменения:

  • урегулировали отношения в области установления сервитутов (ограниченное право), перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ;
  • предусмотрели возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;
  • предусмотрели отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • установили обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц по начальной цене, равной кадастровой стоимости земельного участка;
  • определили особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Последняя новация и стала камне­м преткновения. Согласно статье 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Эти же положения касаются и продления сроков договора аренды. При этом никаких преимущественных льгот не предусматривается, то есть не имеет никакого значения, сколько лет предприниматель занимал участок. Кроме того, участок, который выводится на аукцион, не должен быть обременен. Это значит, что перед проведением аукциона бизнесмен обязан полностью демонтировать свой павильон, а в случае выигрыша должен поставить его обратно.

По правилам аукциона побеждает тот, кто предложит большую сумму. В законе сделаны некоторые исключения. Но список случаев предоставления участков в аренду без проведения торгов, как назвали его в Минпромторге России, «весьма специфичен и является закрытым», не касается владельцев нестационарных торговых объектов. Таким образом, хозяйствующие субъекты, добросовестно осуществляющие торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, на основании договоров аренды земельного участка, срок действия которых истек после 1 марта 2015 года, утратили всякое преимущество и вынуждены участвовать в торгах. Это, безусловно, негативно отражается на деятельности малого и среднего предпринимательства, поскольку такие затраты МСП не по карману. Авторы данных изменений рассчитывали создать конкуренцию и прекратить незаконное использование участков, а на самом деле подвели под угрозу существования предприятия, которые арендуют земельные участки.

Следует отметить, что в России насчитывается порядка 200 тысяч нестационарных объектов круглогодичного размещения (лотки, павильоны, киоски) и около 60 тысяч нестационарных торговых объектов сезонного размещения (летние кафе, бахчевые развалы, сезонные лотки и елочные базары). Число граждан, непосредственно стоящих за прилавками в данных торговых объектах, оценивается в более чем 1,5 миллиона человек, без учета иных трудовых ресурсов (рабочий персонал, работники компаний-поставщиков, логистических компаний и т. д.), тем или иным образом вовлеченных в данную сферу, и самих предпринимателей. При этом малые форматы торговли, в том числе нестационарная торговля, являются зачастую единственным каналом сбыта для мелких и средних местных производителей, в первую очередь сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания.

Спасение нестационарной торговли — дело регионов

Понятное дело, что данная ситуация не могла не вызвать негативную реакцию. В Минпромторг России от региональных органов власти, отвечающих за промышленность и торговлю, посыпались обращения с просьбой оперативно решить данный вопрос.

В число регионов, которые крайне озабочены возникшей ситуацией, входит и Челябинская область, где насчитывается около 5,5 тысячи нестационарных торговых объектов. При этом количество их неуклонно растет. По состоянию на 1 июля 2015 года их число увеличилось на 1,5% по сравнению с началом года и на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это без учета сезонных и мобильных объектов торговли.

Индекс ОПОРЫ RSBI

Очередной «Индекс ОПОРЫ RSBI», оценивающий самочувствие малого и среднего бизнеса, показывает, что во втором квартале 2015 года субъекты МСП продолжали ощущать депрессию, хотя и не такую сильную, как в первом квартале года. За последние два года государство выделило на поддержку малого бизнеса более 135 миллиардов рублей, но, видимо, это не помогло МСП почувствовать уверенность в завтрашнем дне.

«Правительство области посчитало, что в условиях нестабильной экономической и геополитической обстановки как никогда важно сохранить рабочие места и сделать все возможное, чтобы помочь добросовестным и законопослушным предпринимателям», — прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Челябинской области Р. У. Гаттаров. В связи с этим Минэкономразвития Челябинской области, руководствуясь Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, подготовленными Минпромторгом России, направило письма главам муниципальных образований региона с рекомендацией продливать хозяйствующим субъектам право на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, срок действия которых истек в 2015 году, на прежних или льготных условиях без проведения торгов. Кроме того, в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года органам местного самоуправления области также рекомендовано:

  • способствовать развитию торговли всех форматов посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности;
  • обеспечить возможность стабильного функционирования и развития нестационарной торговли путем предоставления хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест при необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта, реализуя принцип «меняется место — сохраняется бизнес».

Однако это все лишь полумеры. В корне изменить ситуацию может ликвидация правовых пробелов и усовершенствование законодательной базы, регулирующей порядок нестационарной торговли. Надо сказать, что Минпромторг России уже разработал соответствующие поправки в Земельный кодекс, предусматривающие предоставление преимущественного права при продлении аренды ряду индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Такое право будет предоставлено тем, кто работает в сфере торговли, промышленности, сельского хозяйства, общепита и бытовых услуг.

Кроме того, ведомство подготовило проект изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381‑ФЗ (закон о торговле), преду­сматривающий установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее — схема), общих правил оформления договорных отношений, наделение органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по разработке правил установки нестационарных торговых объектов и механизма включения их в схему. Следует отметить, что принятие данного закона будет хорошим толчком для развития нестационарной и мобильной торговли в регионах России.

Ну а пока эти законы не приняты, субъекты РФ пытаются нивелировать ситуацию. Например, в Челябинской области по поручению губернатора Б. А. Дубровского разработан типовой нормативный правовой акт, регулирующий порядок размещения нестационарного торгового объекта, который органы местного самоуправления могли бы использовать в своей работе, пока не приняты изменения в федеральные законы. «Разработанное типовое Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования без предоставления земельного участка поможет решить и вопрос правового регулирования сезонных (временных) объектов торговли, в отношении которых принцип размещения через аренду земельного участка в „старом“ законодательстве не действовал», — считает министр экономического развития Т. А. Кузнецова. Кроме того, подготовлены поправки в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности. Все эти документы для органов местного самоуправления — действенная помощь в регулировании отношений в области нестационарной торговли.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться