В декабрьском номере журнала «Бюджет» опубликована статья заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области Елены Васильевны Армасовой, посвященная национальным кредитным рейтингам. Мы приводим часть материала, в котором говорится о перспективах использования кредитных рейтингов при предоставлении бюджетных кредитов.
Основные положения предоставления бюджетных кредитов установлены статьей 93.2 Бюджетного кодекса. В ней обозначены стороны кредитного договора, общие условия предоставления/получения бюджетного кредита, общие положения, регулирующие порядок возврата и реструктуризации задолженности по ранее предоставленным кредитам. В статьях 93.3–93.6 БК РФ обозначены условия предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ, муниципальным образованиям, юридическим лицам и особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед РФ.
Порядок предоставления бюджетных кредитов также регулируется нормами федерального закона о бюджете, где определяется общая сумма, планируемая для предоставления бюджетных кредитов на соответствующий год, ставка, взимаемая за пользование заемными средствами, и условия реструктуризации задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам; постановлениями Правительства РФ, в которых определен непосредственно порядок предоставления бюджетных кредитов и также условия реструктуризации задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам; приказами Минфина России и Федерального казначейства.
Материал опубликован в декабрьском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Из анализа нормативных документов, регулирующих порядок предоставления бюджетных кредитов, вытекает, что кредиты предоставляются в основном на определенные цели: для частичного покрытия дефицитов бюджета субъекта РФ, покрытия временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета субъекта РФ, мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории региона, а также на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). При этом условия, на которых будет предоставляться бюджетный кредит, и размер суммы определяются исходя из показателей бюджета — расходной и доходной части.
Однако использование для принятия решения о выдаче кредита и определения условий кредитования такого показателя, как соотношение доходной и расходной части бюджета, значительно ограничивает возможности потенциального заемщика, хотя не всегда этот показатель дает объективную картину его платежеспособности. В свою очередь, кредитный рейтинг оценивает не только способность заемщика выполнять свои кредитные обязательства, но также его способность и готовность выполнять финансовые обязательства и сохранять финансовую стабильность. Эта оценка базируется на качественном финансовом анализе и является комплексным определением вероятности реализации риска неисполнения долгового обязательства.
По мнению автора этой статьи, функцией по составлению кредитных рейтингов, используемых при решении вопроса о бюджетном кредитовании, возможно было бы наделить Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство, уже занимающиеся выдачей бюджетных кредитов, а также имеющие необходимые для рейтингования показатели, которые предоставляются им в форме отчетности. Это было бы эффективно и в части принятия решений о предоставлении бюджетных кредитов, и в части реализации мероприятий по присвоению рейтингов получателям бюджетных средств.
Таким образом, можно говорить о том, что развитие национальных кредитных рейтингов необходимо государству и их наличие является одним из показателей экономической безопасности, особенно в части размещения бюджетных денежных средств. Кроме того, создание кредитных рейтингов на уровне государства, оценка которых будет распространяться на сферу бюджетных правоотношений, позволит расширить возможности предоставления бюджетных кредитов государством с минимальным риском для обеих сторон кредитного договора.