Во всем мире элиту образования составляют частные вузы. В России же их потенциал государство практически не учитывает и недооценивает. О том, что нужно сделать, чтобы роль частных вузов усилилась, «Бюджет» поговорил с Владимиром Алексеевичем Зерновым, ректором РосНОУ, председателем совета Ассоциации негосударственных вузов России. На сайте мы размещаем часть интервью.
— Вы сказали о неравноправном положении государственных и негосударственных вузов. В чем оно проявляется?
— Примеры можно приводить до бесконечности. Россия — единственная в мире страна, где частным вузам государство не представляет ни финансовой поддержки, ни налоговых преференций. Негосударственные вузы платят такие же, как, допустим, ларьки, торгующие семечками. С муниципальных и государственных образовательных учреждений тоже берутся налоги, но оплачивают они их из средств субсидий, предоставленных учредителем, то есть государством.
Материал опубликован в январском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Когда мы поднимаем вопрос о подобной субсидии частным вузам, то слышим в ответ, что такие расходы нам должен компенсировать наш учредитель. Почему? Ведь налоги-то мы платим государству! Получается, что, укрепляя и расширяя материальную базу, негосударственное учебное заведение увеличивает свои расходы. К слову, мы построили прекрасное здание школы, но запустить ее не можем. По закону школа должна иметь пришкольную территорию, с которой, конечно же, будет взиматься налог на землю. В итоге, учитывая все затраты, проект оказался нерентабельным. А между тем во всем мире налогообложение государственных и негосударственных вузов абсолютно одинаковое.
Далее, в соответствии с налоговым законодательством мы не можем иметь доход от интеллектуальной деятельности больше 10 процентов. Почему? Для нас это жизненно важный вопрос. РосНОУ является разработчиком и производителем самых чистых углеродных нанотрубок, уникального прибора «Кардиокод», внедрение которого позволит снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний минимум вдвое. Мы производим и продаем более пяти тонн нанотрубок в час, наши аппараты поставляются в десятки стран мира! Так что же для нас эти 10 процентов? Мы поднимаем данный вопрос на всех уровнях власти, но результата пока нет.
Негосударственным вузам выиграть какой-либо конкурс на получение грантов практически невозможно. Пример из практики: РосНОУ подал заявку на научный проект и проиграл, как нам потом объяснили, по формальным признакам — наш сайт признали слабым.
Это при том, что портал университета по индексу цитирования в поисковой системе «Яндекс» на первой странице, а сайта победителя там вообще не оказалось. И тот факт, что ряд частных вузов, и наш в их числе, по качеству образования, эффективности ничуть не уступает ведущим государственным вузам России, а наукометрия у нас выше, чем у любого федерального или национального научно-исследовательского института, при подведении итогов конкурса не оценивался и не учитывался.
— Авторитет негосударственных подрывают так называемые псевдовузы. Этой проблеме не один год. Ее настолько трудно решить?
— Ликвидировать их довольно просто. Для этого к перечню критериев оценки деятельности учебных заведений нужно добавить еще один — наукометрию (индекс Хирша + доход от интеллектуальной собственности). У состоявшихся негосударственных вузов этот показатель, как я уже говорил, не ниже, чем у ведущих вузов страны. Если же мы возьмем какой-нибудь «заборостроительный», то там наукометрия равна нулю. Давайте введем этот показатель в критерии оценки, и тут же количество псевдовузов уменьшится в разы.
Наглядный пример — Китай. Там за каких-то несколько лет в системе негосударственного образования навели полный порядок. А ведь эта страна начала развивать частные вузы позже России. Отлично помню, как к нам в университет приезжала китайская делегация, чтобы познакомиться с нашим опытом. А сейчас какой у них результат! И все потому, что была поставлена конкретная цель, четкая задача.
— Так, может, для того чтобы государство начало поддерживать негосударственный сектор образовательных услуг, нужна политическая воля?
— Я считаю, что прежде всего нужно понять: чего мы хотим? Мы хотим осваивать деньги или создавать конкурентоспособное образование? Что касается воли, то Президент РФ В. В. Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию четко говорил о необходимости исключить дискриминацию негосударственного сектора. Было и поручение председателя Правительства РФ Д. А. Медведева провести сравнительный анализ ведения образовательной деятельности, особенно в налогообложении. Однако ситуация с мертвой точки не сдвинулась.
— И все-таки, на ваш взгляд, каков должен быть баланс между государственными и негосударственными вузами?
— На мой взгляд, оптимальное количество государственных и негосударственных вузов, которые должны функционировать в России, не стоит определять директивно. Как только будет установлена хоть какая-то корреляция между достижениями учебного заведения и реальной поддержкой, как только будет создана конкурентная среда, все само собой сбалансируется. Что сегодня нужно стране? Научные открытия, на которых можно зарабатывать.
Если бы мы создали, допустим, квантовый компьютер или бы оставались первой страной в мире по производству самолетов, как это было при великом и могучем СССР, можно было бы ввести против нас санкции? Конечно же, нет. Очевидно, что стране как воздух нужны прорывные идеи, но при этом государство не поддерживает тех, кто показывает конкурентоспособные результаты. Однако мы надеемся, что рано или поздно наступит понимание того, что во многом успех России зависит от конкурентоспособной системы образования.
Сегодня во всем мире образование развивается как экспортная отрасль. При этом быстрее всех в плане экспорта образовательных услуг развивается… Австралия. Мне удалось пообщаться с министром образования Австралии, так вот он заметил, что, когда страна инвестировала бюджетные средства только в госвузы, деньги уходили, как в песок. Однако стоило поставить бюджетное финансирование на конкурсную основу, так, чтобы на него смогли претендовать и частные вузы, как ситуация изменилась кардинально.
И сегодня эта страна занимает первое место в мире по приросту экспорта образовательных услуг. Получаемый доход по данной статье сравним с любой другой отраслью страны. А сколько Россия получает от образования? Крайне мало. Однако мы оптимисты и верим, что потенциал негосударственного образования будет востребован и у нас в стране появятся свои Стэнфорды.