Правительство вводит новый режим предоставления бюджетных средств и контроля за их расходованием с этого года. Некоторые из этих процедур предусмотрены в законе о бюджете, по которым разрабатываются подзаконные акты, а некоторые уже утверждены.
Средства будут выделять только в том случае, если потребность в них оправданна, либо для возмещения уже понесенных издержек, причем неизрасходованная часть средств может быть возвращена в бюджет.
Так, законом о бюджете установлена обязанность по возврату всех непотраченных государственных субсидий, к 1 апреля. По словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, речь идет о субсидиях юрлицам, регионам, инвестициях, расчетах по госконтрактам.
Минфин России совместно с министерствами и ведомствами до 1 июля определит дальнейшее движение указанных остатков. По мнению представителя Федерального казначейства, этот механизм позволит обеспечить единый счет казначейства ликвидностью, предоставит бюджету дополнительные средства, поможет снизить и удешевить займы.
Среди механизмов экономии значится и усиление контроля за бюджетными вложениями.
У министерств, ведомств, властей регионов, госкорпораций — задача до 31 марта согласовать проектную документацию по объектам капитального строительства в рамках федеральных адресных инвестиционных программ. В противном случае бюджетное финансирование будет снижено. В случае, если кассовое исполнение не реализовано до октября, то выделенные средства отзовут.
Еще одной мерой выступает ужесточение контроля за субсидиями госкомпаний. Отныне госкомпании вообще не будут получать субсидии, если средства будут размещены на депозитах, либо вложены в финансовые инструменты или в капитал других компаний.
Так, в письме Минфина России от 10.02.2016 № 02-05-10/6868 указано, что в целях контроля за сокращением дебиторской задолженности в объеме остатков неиспользованных субсидий, предоставленных из федеральных бюджетов до 1 января 2016 года Минфином России принято решение о дополнении Указаний (утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н) перечнем соответствующих уникальных направлений расходов. Они детализируют расходы, осуществляемые за счет остатков субсидий прошлых лет при отсутствии расходных обязательств федерального бюджета по предоставлению в текущем году субсидий.
В целях подготовки проекта приказа Минфина России «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.20103 № 65н» главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо предоставить в срок до 26.02.2016 перечень целевых статей расходов, по остаткам субсидий прошлых лет, потребность в направлении которых на соответствующие цели подтверждена.
Среди антикризисных механизмов — новации авансов. Минфин России настаивает на том, чтобы не авансировать госзакупки готовой продукции массового потребления.
Также предложено ввести казначейское сопровождение всех госконтрактов, авансирование которых измеряется в размере более 100 млн рублей, исключение составляет гособоронзаказ. Согласно приказам Минфина России и Казначейства все исполнители госконтрактов обязаны открывать счета в Федеральном казначействе, а получать средства станет возможным лишь после того, как запрос проверят.
Смотря на то, какой вид субсидии, деньги будут выделять авансом или после исполнения контракта. Бюджетное финансирование теперь будет размещаться на казначейском счете, и сниматься с него лишь по конкретным платежным документам. Похожая процедура будет установлена и для авансируемых субсидий.