Главной целью здравоохранения Самарской области являются обеспечение доступной медицинской помощи для населения, эффективное функционирование отрасли как неотъемлемой части государственной системы жизнеобеспечения – важнейшего фактора национальной безопасности.
На протяжении последних лет меры, принимаемые для достижения данной цели, позволяют повысить уровень медицинской помощи всем категориям больных, обеспечить самарцев лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, укрепить материально-техническую базу отрасли, ее кадровый потенциал.
Сегодня система здравоохранения Самарской области развивается на основе ресурсосберегающих технологий и современных методов управления. Дорогостоящие виды медицинской помощи оказываются населению за счет средств федерального и областного бюджетов. В 2007 г. такую помощь получили более 3,3 тыс. человек на сумму 564 млн руб.
Реформирование системы здравоохранения, внедрение инновационных технологий позволяют решать основные проблемы повышения социальной защищенности граждан, обеспечения государственных гарантий.
В соответствии с законом Самарской области от 16 июля 2004 г. «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» для беременных женщин, в семьях которых уровень среднедушевого дохода не превышает прожиточного минимума, предусмотрено ежемесячное пособие на питание в размере 200 руб. В 2006 г. его получателями стали около 4 тыс. беременных женщин, или 13,4% от всех состоящих на учете в женских консультациях области (в ряде сельских территорий – до 70–80% будущих мам). С 2008 г. вводятся пособия на проезд беременных женщин, проживающих на селе, для обследования и лечения в областных лечебно-профилактических учреждениях.
Активно внедряются принципы движения «Больница доброжелательного отношения к ребенку». Совместное пребывание матери и новорожденного практикуется в 91% учреждений (в 2001 г. – 11%). Партнерские роды составляют 22,7% от общего числа родов (в 2001 г. – 0,1%). 94,2% детей выписываются из родильного отделения на исключительно грудном вскармливании (в 2001 г. – 67%).
Особого внимания заслуживает такая инновационная форма деятельности, как кабинеты профилактической работы в женских консультациях. Их целями являются объединение усилий специалистов в деле профилактики гестационных осложнений, гинекологической и онкологической патологии и финансирование данного раздела работы в рамках программы обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день функционирует 74 таких кабинета.
Совершенствование организации первичной медико-санитарной помощи в сельских районах реализуется в рамках перечня мероприятий по развитию скорой и неотложной медицинской помощи населению в сельских районах Самарской области на 2006–2010 гг., утвержденных постановлением правительства Самарской области. В итоге повысились оперативность и качество работы выездных бригад, автоматизируется процесс управления. За счет развития сети офисов врачей общей практики (к концу 2007 г. запланировано создание 128 ОВОП) первичную медико-санитарную помощь смогут получать даже жители самых отдаленных сел.
Самарское здравоохранение продолжает занимать одну из лидирующих позиций в Российской Федерации по уровню информатизации и компьютеризации лечебно-профилактических учреждений. В течение многих лет ведется автоматизированный мониторинг результатов деятельности медицинских организаций и органов управления здравоохранением, внедрена система информационной поддержки деятельности медицинских учреждений.
Притоку кадров способствует повышение заработной платы участковых врачей – сейчас она составляет в среднем 15 тыс. руб. Благодаря доплатам за проведение дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров врачи-специалисты, обозначенные в национальном проекте, также получают зарплату свыше 10 тыс. руб. С июля 2006 г. вырос и уровень оплаты труда медработников скорой медицинской помощи: ежемесячные выплаты врачам составляют 5 тыс. руб., фельдшерам – 3,5 тыс., медицинским сестрам – 2,5 тыс.
Но для повышения качества медицинской помощи и изменения психологии медработников простого увеличения зарплаты недостаточно. Поэтому в регионе внедряется система дифференцированной оплаты труда. Так, оплата труда врачей общей практики в сельских районах осуществляется по конечному результату и критериям оценки качества, разработанным министерством и медицинским университетом и прошедшим трехуровневую экспертизу. В результате уже в 2006 г. врачи общей практики получали от 25 до 52 тыс. руб.
Укрепление первичного звена происходит и за счет модернизации материально-технической базы. С начала реализации национального проекта в лечебную сеть Самарской области поступило 603 единицы диагностического оборудования на общую сумму 533 млн руб. Для улучшения работы службы скорой помощи в рамках нацпроекта «Здоровье» в регион поступило 228 автомобилей стоимостью 134 млн руб.
Необходимо подчеркнуть, что развитие системы здравоохранения региона, принятые программы и планы мероприятий на уровне субъекта РФ в полной мере отражают задачи, поставленные Президентом РФ в сфере реформирования национального здравоохранения. В частности, большое внимание уделяется профилактическому направлению. Ежегодно проводится специфическая и неспецифическая иммунизация населения области, в первую очередь детей; осуществляются профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных; внедряются стационарзамещающие формы организации медицинской помощи; ведется работа по совершенствованию службы скорой и неотложной медицинской помощи; увеличивается объем высокотехнологичной медицинской помощи.
С июля 2007 г. Самарская область входит в число 19 субъектов РФ, в которых будет реализовываться пилотный проект, направленный на улучшение качества оказания медицинской помощи. В рамках данного проекта предусматриваются:
Осуществление намеченных планов позволит улучшить качество и доступность медицинской помощи и обеспечить поступательное развитие здравоохранения Самарской области.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1
На протяжении последних лет меры, принимаемые для достижения данной цели, позволяют повысить уровень медицинской помощи всем категориям больных, обеспечить самарцев лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, укрепить материально-техническую базу отрасли, ее кадровый потенциал.
Сегодня система здравоохранения Самарской области развивается на основе ресурсосберегающих технологий и современных методов управления. Дорогостоящие виды медицинской помощи оказываются населению за счет средств федерального и областного бюджетов. В 2007 г. такую помощь получили более 3,3 тыс. человек на сумму 564 млн руб.
Начиная с заботы о семье
В Самарской области осуществляется комплексный межведомственный подход к реализации семейной политики. Занимаются этим вопросом учреждения службы семьи, в том числе 48 территориальных центров, открыты четыре социальные гостиницы для женщин с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, реадаптационный стационар для жертв насилия. Деятельность центров строится по принципу социальной поликлиники.Реформирование системы здравоохранения, внедрение инновационных технологий позволяют решать основные проблемы повышения социальной защищенности граждан, обеспечения государственных гарантий.
В соответствии с законом Самарской области от 16 июля 2004 г. «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» для беременных женщин, в семьях которых уровень среднедушевого дохода не превышает прожиточного минимума, предусмотрено ежемесячное пособие на питание в размере 200 руб. В 2006 г. его получателями стали около 4 тыс. беременных женщин, или 13,4% от всех состоящих на учете в женских консультациях области (в ряде сельских территорий – до 70–80% будущих мам). С 2008 г. вводятся пособия на проезд беременных женщин, проживающих на селе, для обследования и лечения в областных лечебно-профилактических учреждениях.
Активно внедряются принципы движения «Больница доброжелательного отношения к ребенку». Совместное пребывание матери и новорожденного практикуется в 91% учреждений (в 2001 г. – 11%). Партнерские роды составляют 22,7% от общего числа родов (в 2001 г. – 0,1%). 94,2% детей выписываются из родильного отделения на исключительно грудном вскармливании (в 2001 г. – 67%).
Особого внимания заслуживает такая инновационная форма деятельности, как кабинеты профилактической работы в женских консультациях. Их целями являются объединение усилий специалистов в деле профилактики гестационных осложнений, гинекологической и онкологической патологии и финансирование данного раздела работы в рамках программы обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день функционирует 74 таких кабинета.
Успехи, требующие поддержки
В Самарской области реализуются мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения. Благодаря им заболеваемость дифтерией снизилась в 22 раза, острыми гепатитами – в 2 раза, коклюшем – на 44,9%, менингококковой инфекцией – на 33,3%. Достижением региональной системы здравоохранения является проведенная в рамках областной целевой программы «Обеспечение вирусобезопасности донорской крови и ее компонентов, заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области» реформа службы крови. Сегодня в ЛПУ Самарской области выдаются компоненты крови, которые заготовлены в соответствии с современными технологическими протоколами, отвечающими международным требованиям. Реформа позволила решить главную задачу службы – гарантировать полную безопасность как пациентов, так и донора при переливании крови.Совершенствование организации первичной медико-санитарной помощи в сельских районах реализуется в рамках перечня мероприятий по развитию скорой и неотложной медицинской помощи населению в сельских районах Самарской области на 2006–2010 гг., утвержденных постановлением правительства Самарской области. В итоге повысились оперативность и качество работы выездных бригад, автоматизируется процесс управления. За счет развития сети офисов врачей общей практики (к концу 2007 г. запланировано создание 128 ОВОП) первичную медико-санитарную помощь смогут получать даже жители самых отдаленных сел.
Самарское здравоохранение продолжает занимать одну из лидирующих позиций в Российской Федерации по уровню информатизации и компьютеризации лечебно-профилактических учреждений. В течение многих лет ведется автоматизированный мониторинг результатов деятельности медицинских организаций и органов управления здравоохранением, внедрена система информационной поддержки деятельности медицинских учреждений.
О приоритетных направлениях
В сентябре 2005 г. Президент РФ поставил задачу реализации приоритетного нацпроекта в сфере здравоохранения. С этого момента в первичное медико-санитарное звено Самарской области пришли 368 врачей и 565 средних медицинских работников. Кроме того, по программе подготовки и переподготовки врачей первичного звена прошли обучение 510 человек.Притоку кадров способствует повышение заработной платы участковых врачей – сейчас она составляет в среднем 15 тыс. руб. Благодаря доплатам за проведение дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров врачи-специалисты, обозначенные в национальном проекте, также получают зарплату свыше 10 тыс. руб. С июля 2006 г. вырос и уровень оплаты труда медработников скорой медицинской помощи: ежемесячные выплаты врачам составляют 5 тыс. руб., фельдшерам – 3,5 тыс., медицинским сестрам – 2,5 тыс.
Но для повышения качества медицинской помощи и изменения психологии медработников простого увеличения зарплаты недостаточно. Поэтому в регионе внедряется система дифференцированной оплаты труда. Так, оплата труда врачей общей практики в сельских районах осуществляется по конечному результату и критериям оценки качества, разработанным министерством и медицинским университетом и прошедшим трехуровневую экспертизу. В результате уже в 2006 г. врачи общей практики получали от 25 до 52 тыс. руб.
Укрепление первичного звена происходит и за счет модернизации материально-технической базы. С начала реализации национального проекта в лечебную сеть Самарской области поступило 603 единицы диагностического оборудования на общую сумму 533 млн руб. Для улучшения работы службы скорой помощи в рамках нацпроекта «Здоровье» в регион поступило 228 автомобилей стоимостью 134 млн руб.
Необходимо подчеркнуть, что развитие системы здравоохранения региона, принятые программы и планы мероприятий на уровне субъекта РФ в полной мере отражают задачи, поставленные Президентом РФ в сфере реформирования национального здравоохранения. В частности, большое внимание уделяется профилактическому направлению. Ежегодно проводится специфическая и неспецифическая иммунизация населения области, в первую очередь детей; осуществляются профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных; внедряются стационарзамещающие формы организации медицинской помощи; ведется работа по совершенствованию службы скорой и неотложной медицинской помощи; увеличивается объем высокотехнологичной медицинской помощи.
О будущем
Важнейшими направлениями развития отрасли на ближайшие годы следует считать снижение смертности от предотвратимых причин, в первую очередь среди трудоспособного населения, а также оптимизацию ресурсов путем создания рациональной системы оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах.С июля 2007 г. Самарская область входит в число 19 субъектов РФ, в которых будет реализовываться пилотный проект, направленный на улучшение качества оказания медицинской помощи. В рамках данного проекта предусматриваются:
- поэтапный переход учреждений здравоохранения преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС;
- обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;
- финансирование по подушевому нормативу;
- реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов труда;
- учет объема оказанной медицинской помощи и оценка ее качества.
Осуществление намеченных планов позволит улучшить качество и доступность медицинской помощи и обеспечить поступательное развитие здравоохранения Самарской области.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1