Версия для печати 3667 Материалы по теме

Миссия крупнейшей в России транспортной компании ОАО «Российские железные дороги» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса. Для достижения этих целей в компании разработана концепция применения технологии бережливого производства, которая функционирует в рамках системы менеджмента качества ОАО «РЖД».

С учетом масштабности проекта «Бережливое производство в ОАО „РЖД“» и опыта других компаний, в том числе зарубежных, при его внедрении было принято решение применить принципы проектного управления. ОАО «РЖД» на основе предложений функциональных филиалов разработал регламент управления проектом, который определил основные задачи, функции, порядок и формат взаимодействия всех его участников.

Проектная организация работ используется для решения задач по применению технологий бережливого производства на всей сети железных дорог и в структурных подразделениях на разных уровнях управления. Практическая реализация регламента осуществляется через межфункциональные подпроектные офисы и экспертные группы, которые возглавляют главные инженеры отраслевых департаментов, дирекций. В их обязанности входит оперативное управление проектом в пределах хозяйств. На базе отраслевых служб в границах полигонов железных дорог сформированы региональные рабочие группы, а также группы координации проекта во главе с главным инженером железной дороги.

Неотъемлемой частью проекта является информационное обеспечение участников проекта и всех заинтересованных в улучшении своей деятельности работников. ИТ-подсистему проекта можно условно разделить на три составляющих — видеоконференции, сайт «Бережливое производство в ОАО „РЖД“» в корпоративной сети интернет и перспективная автоматизированная система сбора, подачи и оценки предложения по улучшению технологических процессов (АСУ «Бережливое производство»).

Зеленый свет для бережливых технологий

В 2010 году в ОАО «РЖД» была разработана дорожная карта реализации проекта (рисунок). Для выработки подходов к организации внедрения технологий бережливого производства, определения необходимой нормативной базы проекта и соответствующих форм отчетности первоначально в проект были включены 47 линейных предприятий на шести пилотных железных дорогах.

В 2011 году еще 63 предприятия начали внедрять бережливые технологии, и проект охватил всю сеть железных дорог России — от Владивостока до Калининграда. Результаты проекта на данном этапе показали, во-первых, значительный потенциал для улучшения производственных процессов в компании, во-вторых, заинтересованность работников в повышении эффективности предприятий за счет применения инструментов бережливого производства. В 2012 году в проект вошло уже 553 предприятия по 12 направлениям хозяйственной деятельности компании.

В 2015 году была продолжена работа по реализации программы бережливого производства в структурных подразделениях линейного уровня управления производственного блока компании. По сравнению с 2014 годом количество структурных подразделений, участвующих в программе, выросло с 1613 до 1886 предприятий (в 2011 году — 110 предприятий, в 2012 году — 553 предприятия, в 2013 году — 982 предприятия).

Бережливости нужно учиться

Важным условием является укреп­ление знаний участников проекта на всех уровнях управления. В настоящий момент в компании ведется разработка системы обучения технологиям бережливого производства. Разработан курс, состоящий из двух модулей — «Основы бережливого производства» для руководителей ОАО «РЖД» и «Бережливое производство в ОАО „РЖД“» (по направлениям хозяйственной деятельности).

Роль мотивации

Важной составляющей программы внедрения бережливого производства является мотивация персонала. В качестве такого механизма выступил конкурс на лучшее подразделение в проекте «Бережливое производство в ОАО „РЖД“». Конкурс проводится ежегодно начиная с 2011 года. В его рамках оцениваются проекты улучшения технологии работы в 20 хозяйствах производственного блока, а также эффективность внедрения инструмента 5С — 5С-аудит. В качестве приза коллективам-победителям выделяются дополнительное оборудование и оснащение, необходимое для улучшения производственных процессов.

Обработать в «ручном» режиме тот объем предложений и идей по улучшению технологии работы, который генерируют работники компании и затем представляют на конкурс, — задача довольно незаурядная, причем как с точки зрения затрачиваемого времени, так и с точки зрения правильной оценки полученных результатов. В связи с этим возникла необходимость в разработке автоматизированной системы управления, сбора и обработки предложений сотрудников по повышению эффективности деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» с использованием технологий бережливого производства. Следует подчеркнуть, что данная система интегрирована с базой типовых решений проекта.

Посчитать и оценить

Для количественной оценки экономического эффекта разработана методика расчета экономического эффекта межфункциональных проектов внедрения технологий бережливого производства. С 2010 года экономический эффект от внедрения программы бережливого производства в ОАО «РЖД» достиг миллиарда рублей. Полученный эффект в основном обеспечивается за счет:

  • увеличения производительности труда;
  • сокращения непроизводительных потерь;
  • уменьшения потерь рабочего времени;
  • увеличения срока службы оборудования;
  • снижения потребления ресурсов;
  • улучшения условий труда.

В 2015 году в ОАО «РЖД» было разработано положение о системе управления качеством, основанное на методических указаниях Федерального агентства по управлению государственным имуществом и требованиях стандарта ISO 9001:2015.

Бережливыми быть до конца

В рамках внедрения бережливых технологий в ОАО «РЖД» также реализуется самостоятельный проект по раздельному сбору отходов в офисных зданиях, административно-бытовых помещениях и железнодорожных вокзалах на всей территории Российской Федерации. Суть проекта в том, что из общего объема отходов отбирается ценное вторичное сырье. За счет этого снижается поток отходов, поступающих на объекты захоронения, а также происходит экономия сырьевых ресурсов и упорядочение сбора отходов в структурных подразделениях ОАО «РЖД». Обязательный раздельный сбор распространен на отходы бумаги и картона, а также стекло и пластик. Для популяризации проекта в компании проводится специальная агитационная кампания. На сегодняшний день в проекте уже задействовано более двух тысяч объектов компании на территории 73 субъектов РФ.

В 2015 году структурные подразделения компании передали на утилизацию 1,75 тысячи тонн отходов бумаги, стекла и пластика, что в 2,3 раза выше уровня 2014 года. Экономический эффект в минувшем году составил 4,6 миллиона рублей. Здесь учтены доходная составляющая, уменьшение выплат сторонним организациям за вывоз и захоронение отходов, снижение платы за размещение отходов производства и потребления.

Для расширения границ проекта по раздельному сбору отходов руководители железных дорог ведут с субъектами РФ работу по формированию инфраструктуры переработки вторичных материальных ресурсов, так как рынок по обработке и утилизации отходов бумаги, стекла и пластика недостаточно развит.

Экономить значительные средства предприятиям железнодорожного транспорта позволяет и программа по внедрению ресурсосберегающих технологий. Работа идет в двух основных направлениях: приведение сетей в нормативное состояние и установка приборов учета, а также рациональное использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности.

Бумаги можно тратить меньше

Экономия бумаги — это следующее направление во внедрении инструментов бережливого производства. Инструментарием безбумажных технологий в ОАО «РЖД» являются:

  • единая автоматизированная система документооборота (ЕАСД);
  • электронная система нормативной и технической документации;
  • автоматизированные информационные системы;
  • электронные железнодорожные билеты;
  • переход на электронную версию справочников;
  • использование цифровой подписи при передаче документов;
  • оптимизация телеграфных станций, факсимильных аппаратов;
  • иные ИТ-технологии.

Важной в данном направлении является работа с пассажирами по приобретению железнодорожных билетов через интернет. Кроме того, снизить потребление бумаги помогают следующие организационные мероприятия:

  • исключение распечатывания копий документов с резолюцией руководителя для соисполнителей (уведомление осуществляется в системе ЕАСД);
  • использование оборотной стороны листа при текущей работе с документами;
  • сдача статистической и корпоративной отчетности в электронном виде без дублирования на бумажном носителе;
  • предоставление оперативной отчетности в электронном виде на выделенном информационном ресурсе;
  • использование в работе сканеров с отправкой копий заинтересованным лицам по электронной почте.

Фактическое снижение потребления форматной бумаги за 2015 год составило 788 тысяч пачек, или почти 2 тысячи тонн (или 29% к уровню потребления 2014 года). Снижение расходов на закупку форматной бумаги в минувшем году составило порядка 108 миллионов рублей.

Поделиться