В ходе конференции Михаил Мишустин продемонстрировал работу Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), работа над которым велась совместно с Минэкономразвития России и Корпорацией МСП. По данным руководителя Налоговой службы, в Реестре субъектов МСП содержится свыше 5,6 млн малых и средних предприятий. Из них 94,8% (5 380 768) - это микропредприятия, 4,8 % (270 540) - малые предприятия, 0,4% (20 601) - средние компании. При этом индивидуальными предпринимателями являются 53% (2 976 104), а юридическими лицами – 47% (2 695 805) зарегистрированных субъектов МСП.
В течение августа 2016 года пользователями официального сайта ФНС России выполнено свыше миллиона поисковых запросов, в том числе сформировано свыше 220 тыс. выписок из Единого реестра субъектов МСП.
Реестр МСП формируется на основе внутренних ресурсов ФНС России - данных из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также информации от других государственных органов и организаций – Минэкономразвития России, Минобрнауки России, ММВБ и других. Порядок формирования реестра, сроки актуализации информации, перечень включаемых в Реестр сведений, список уполномоченных организаций были закреплены в виде поправок в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007 г. в конце декабря прошлого года.
Михаил Мишустин особенно подчеркнул, что Реестр субъектов МСП обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства и не требует от предпринимателей прохождения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов и подтверждением статуса. Все это существенно снижает административную нагрузку на бизнес.
При этом Реестр содержит широкий перечень сведений – не только о категории субъекта МСП (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности предприятия, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.
Кроме того, предприниматели с помощью специального электронного сервиса могут самостоятельно дополнить в Реестре сведения о себе – например, сообщить о видах производимой продукции, об опыте исполнения контрактов, об участии в программах партнерства, указать свою контактную информацию.
Глава ФНС России отметил, что технологически Реестр выполнен с учетом поставленных Президентом РФ и Правительством РФ задач по импортозамещению. Михаил Мишустин обратил внимание на то, что для создания Реестра субъектов МСП использовалось в основном российское программное обеспечение, которое полностью соответствует высоким стандартам качества и информационной безопасности. Впервые применена система управления базами данных PostgreSQL, включенная в 2016 году в реестр российского программного обеспечения Минкомсвязи. Для обеспечения юридической значимости при формировании выписок с электронной подписью применяется российское средство криптографической защиты Крипто Про. Реестр размещен на технологической площадке ФЦОД ФНС России в Дубне.
Реестр субъектов МСП позволяет государству оценить реальную долю малого и среднего бизнеса в России, которому требуется государственная поддержка: размещение 10-15% заказов для крупнейших заказчиков с государственным участием между субъектами МСП, планирование контрольно-надзорной деятельности, в частности «надзорных каникул».
После получения статуса субъекта МСП, который подтверждается с помощью Реестра, предприниматель может в полном объеме бесплатно воспользоваться сервисами разработанного Корпорацией МСП интернет-ресурса Бизнес-навигатор МСП.
Александр Браверман продемонстрировал работу Бизнес-навигатора МСП, официально запущенного Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в рамках встречи с представителями малого и среднего бизнеса в г. Улан-Удэ 7 сентября 2016 года.
С помощью Бизнес-навигатора МСП пользователь может выбрать оптимальный вид бизнеса в привязке к конкретной локации (при помощи интерактивной карты), оценить существующий спрос и размер инвестиций в будущий проект, сформировать бизнес-план, подобрать помещение в аренду.
Рыночный потенциал выбранного бизнеса в заданном пользователем местоположении оценивается Бизнес-навигатором МСП по разнице между платежеспособным спросом и текущим рыночным предложением.
Для удобства пользователей Бизнес-навигатор МСП работает в формате «одного окна». Ресурс поможет предпринимателям найти информацию о кредитах для бизнеса, выбрать помещение для дальнейшей покупки или аренды, узнать о существующих мерах поддержки малого и среднего бизнеса, быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков.
Александр Браверман отметил, что, по данным о работе Бизнес-навигатора МСП в период с 9 по 16 сентября 2016 года, ежедневное количество посетителей ресурса в среднем составило 715 человек. С момента открытия регистрации в общедоступном режиме в системе ежедневно регистрировалось 40-45 пользователей, 15 из которых являются предпринимателями. Общее количество зарегистрированных пользователей за первую неделю работы ресурса составило 920 человек. Основная аудитория Бизнес-навигатора МСП – люди в возрасте 25-34 года (49,1%) и 45 лет и старше (24,4%).
В настоящее время география охвата Бизнес-навигатора МСП составляет 76 крупнейших городов Российской Федерации с численностью жителей более 250 тысяч человек, до конца 2016 года ресурс суммарно охватит 169 городов России с численностью жителей более 100 тысяч человек и столицы отдельных субъектов Российской Федерации.
Ожидается, что по итогам 2018 года число граждан, которые намерены открыть свой бизнес с использованием Бизнес-навигатора МСП, составит не менее 600 000 человек, количество субъектов МСП, открывших и (или) развивающих бизнес с помощью сервисов Бизнес-навигатора МСП, – не менее 280 000 тысяч.
Разработка Бизнес-навигатора МСП велась в тесном сотрудничестве с предпринимательскими сообществами и деловыми объединениями предпринимателей - ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия, Торгово-промышленная палата России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Агентство стратегических инициатив. Также в ходе разработки портала Корпорация МСП инициировала проведение ряда фокус-групп на площадке Сбербанка России с участием представителей малых и средних компаний для получения предварительной оценки функциональности и содержательного наполнения основных разделов портала.