Финансовая устойчивость регионов стала объектом обсуждения на Московском финансовом форуме - 2017. Полный репортаж с секции, на которой говорилось о межбюджетных отношениях, опубликован в октябрьском номере журнала "Бюджет".
В начале секции собравшимся был продемонстрирован график изменения суммарных доходов, расходов и государственного долга консолидированных бюджетов субъектов РФ с 2005 по 2017 год. Кривые роста доходов и расходов идут рядом, поэтому, как констатировал модератор, председатель комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам А. М. Макаров, говорить о неразумной бюджетной политике не приходится.
Однако обращает на себя внимание рост государственного долга регионов: с 203 миллиардов рублей в 2010 году до 550 миллиардов к 2017-му. Таким образом, задолженность увеличилась более чем в два раза. При этом федеральный бюджет также наращивает государственный долг. Однако там наблюдается значительное превосходство расходов над доходами, поэтому рост задолженности объясним. Такое расхождение федеральных и региональных тенденций стало предметом обсуждения на секции: перед главами регионов был поставлен вопрос, насколько, на их взгляд, положение субъектов устойчиво.
Стабильно, но развитие под вопросом
Практически все губернаторы оценили финансовое состояние собственного региона как стабильное, однако их оценки относительно самих межбюджетных отношений разошлись. Примерно половина выступивших в целом удовлетворена сложившейся системой и не высказала каких-либо серьезных нареканий. Наоборот, звучали слова о готовности исполнять и пожелания ко всем быть более законопослушными и чаще следовать буквам уже принятых законов.
Другие спикеры, представляющие региональную власть, оказались не вполне довольны системой: она лишает инициативы, не дает развиваться. Губернатор Красноярского края В. А. Толоконский обратил внимание, что, даже если бюджеты регионов и выглядят сбалансированными, существует значительный скрытый дефицит. Под ним он имеет в виду, в частности, сокращение инвестиционных расходов. При этом он отметил, что качество бюджетных отношений очень высокое, важно, что эти отношения предсказуемы.
На вопрос о том, почему планы по доходам часто не совпадают с результатом, губернатор ответил, что когда региональное министерство финансов планирует доходную часть, то намеренно несколько повышает доходы. Это делается для того, чтобы поставить амбициозные планы, которые надо стараться достигать.
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н. А. Сергунина, отвечая на тот же вопрос, обратила внимание, что при планировании бюджета в столице всегда учитывается возможность изменений на федеральном уровне, касающихся перераспределения средств.
Минфин доволен консерватизмом
Замминистра финансов России Л. В. Горнин назвал две главные задачи межбюджетных отношений. Первая — стимулировать экономический рост в регионах. Второй задачей является выравнивание бюджетной обеспеченности, чтобы граждане в разных регионах получали государственные услуги в одинаковых условиях. Эти задачи разнонаправленные, поэтому Минфин постоянно ищет равновесие, или золотую середину.
По его словам, бюджеты регионов на текущий момент в Минфине России оценивают как стабильные. При этом субъекты РФ учли пожелания Министерства финансов РФ быть осторожными при формировании главных финансовых документов и учитывать непредсказуемые экономические изменения. Консервативный подход, который применили многие регионы, Минфин России одобрил. В настоящий момент доходная часть у многих субъектов перевыполнена, и в таком случае гораздо проще, считает Горнин, реагировать на вызовы в виде возможного роста обязательств.
В таком случае, обратил внимание Макаров, регионы копируют политику, которую проводит Министерство финансов России, верстая федеральный бюджет. Горнин согласился с данной идеей и констатировал, что в этом нет ничего плохого. Если экономика ресурсо-ориентированная и зависит от волатильности цен на энергоресурсы, такой подход вполне ожидаем.