Версия для печати 4684 Материалы по теме
Е. Ю. Зяббарова
Инициативное бюджетирование: об опыте Москвы

В ноябрьском номере журнала "Бюджет" опубликована статья, посвященная инициативному бюджетированию в регионах России, в том числе их практике. Статья написана по материалам профильной секции на Московском финансовом форуме. О столичном опыте в этой сфере рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Е. Ю. Зяббарова.

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь. 

Опыт Москвы, конечно же, отличается от практики других регионов, так как в мегаполисе невозможно напрямую на собрании жителей обсудить ту или иную инициативу и решить, как потратить определенную сумму средств. В городских агломерациях, где необходимо учитывать мнение миллионов человек, развитие инициативного бюджетирования невозможно без создания цифровых онлайн-платформ, и Москва идет по этому пути. В городе, по словам Зяббаровой, реализована не система инициативного бюджетирования, а инициативное управление. Это значит, что жители имеют право и предложить инициативы, и проголосовать за них, а столица берет на себя обязательства и дает гарантии, что поддержанные и наиболее значимые идеи будут реализованы в рамках государственных программ.

Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Для этого в столице создана инновационная система городских решений, которая позволяет москвичам на постоянной основе участвовать в управлении городом, а власти получают обратную связь и учитывают мнение горожан. Постоянный учет мнений стал доступен благодаря созданию в городе трех электронных сервисов. Первый — это площадка для краудсорсинга, второй — портал электронных голосований «Активный гражданин», третий — сайт по учету жалоб и замечаний от граждан «Наш город». 

Краудсорсинговая площадка позволяет горожанам собираться вместе онлайн, предлагать идеи, обсуждать их и комментировать, отсекать ненужные инициативы. Столичные власти разрабатывают не конкретные идеи, они задают темы, в рамках которых уже сами жители предлагают свои решения и обсуждают их. Власти выбирают темы на основе обратной связи с горожанами. 

За время существования краудсорсинговой площадки через нее прошли 13 крупных проектов, среди них «Московская поликлиника», «Московская библиотека», «Активное долголетие» и даже разработка автобусных маршрутов и стандартов детского отдыха. Идеи, которые формируются на краудсорсинговой площадке, перемещаются на портал электронных голосований «Активный гражданин». 

Сегодня на этом сайте зарегистрировано 1,9 миллиона пользователей. За три года на площадке прошло более 2,5 тысячи голосований. Кроме прочих, с помощью ИТ-ресурсов были организованы плебисциты по таким значимым для Москвы программам, как реновация жилого фонда, «Моя улица», «Миллион деревьев» и проекты по благоустройству дворовых площадок.

Поделиться