Версия для печати 4348 Материалы по теме
Инвестиции в человеческий капитал — наш путь к успеху

К празднованию 75-летия образования Ульяновской области регион подошел с серьезными успехами. В декабре 2017 года в финансовой жизни области произошло два знаковых события. Доходы бюджета-2017 превысили 50 миллиардов рублей, что является рекордной цифрой, бюджет-2018 сверстан с профицитом, что также произошло впервые. О том, как это стало возможным, а также о планах региона на начавшийся год рассказал губернатор Ульяновской области Сергей Иванович МОРОЗОВ.

— Сергей Иванович, доходы областного бюджета в 2017 году стали самыми высокими за всю историю региона, на 2018 год впервые сформирован бездефицитный бюджет. Расскажите, пожалуйста, как удается добиваться таких показателей?

— В первую очередь это результат развития экономики региона. По итогам января — ноября 2017 года (точная статистика за 12 месяцев появится чуть позже) индекс промышленного производства в области составил 105,8 процента, по итогам года его значение прогнозируется не ниже 102,5 процента, этот показатель в регионе ежегодно увеличивается. В производстве химических веществ и химических продуктов он составил 127,3 процента, машин и оборудования — 154,5 процента, транспортных средств и оборудования — 177,2 процента, в сфере ремонта и монтажа машин и оборудования — 191 процент.

Справка «Бюджета» 

Ульяновская область создана в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 19 января 1943 года. В новый субъект в составе РСФСР вошло несколько районов Куйбышевской и Пензенской областей. Ульяновская область расположена в самом центре Среднего Поволжья, на юго-востоке европейской части России. Выгодное географическое положение в центре промышленно развитого и густонаселенного Приволжского федерального округа делает область привлекательным центром логистических и транспортных схем федерального и международного уровней.

В январе — ноябре 2017 года сданы в эксплуатацию 4558 жилых домов общей площадью 766,9 тысячи квадратных метров — 105,7 процента к уровню аналогичного периода прошлого года. Хочу отметить возросший внешнеторговый оборот региона. За 11 месяцев он составил 746,6 миллиона долларов, что на 13,1 процента больше, чем годом ранее. За это время создано более 22,4 тысячи рабочих мест. Из них 10,6 процента — в рамках инвестиционных проектов, 72,6 процента — в сфере малого и среднего бизнеса.

Все это, с одной стороны, объясняет рост доходов бюджета. С другой — позволяет говорить о стабильном социально-экономическом положении Ульяновской области и о практически стопроцентном выполнении целевых ориентиров 2017 года.

— Давайте перейдем к бюджету-2018. Какие особенности главного финансового документа области вы бы отметили?

— Параметры бюджета на момент принятия были следующие: доходы — почти 48,3 миллиарда рублей, расходы — 47,6 миллиарда рублей. Полученный профицит позволит уменьшить государственный долг региона. Но не профицит является главной особенностью нашего бюджета. Цель, которую мы перед собой ставили, формируя бюджет-2018, это подчинение его логике нашего развития. Поэтому правительство области достаточно жестко подошло к ответу на вопрос: куда и в каком объеме мы будем направлять ресурсы? В итоге, кроме исполнения всех социальных обязательств, финансами обеспечены мероприятия, работающие на повышение благосостояния и уровня жизни ульяновцев и определяющие ускорение экономического роста и изменение его качества (формирующие новую экономику). Все это в концентрированном виде нашло отражение в пяти наших региональных инициативах: социальной, технологической, цифровой, предпринимательской и управленческой. Задача бюджета-2018 — создать финансовые условия для их реализации.

Наш бюджет на протяжении последних лет является социально ориентированным. Не исключение и 2018 год. 71,2 процента общего объема расходов бюджета — почти 33,9 миллиарда рублей — направлено на социальную сферу. Однако и здесь расставлены новые акценты, используется новая логика выстраивания приоритетов. По данным Всемирного банка, только 16 процентов экономического роста обусловлено физическим капиталом, 20 процентов — природным, а 64 процента — человеческим. Мы это понимаем, и главное, что мы поменяли в своих действиях при выполнении социальных обязательств — начали направлять инвестиции в человеческий капитал. Общие расходы бюджета с 2005 года выросли в семь раз, а расходы на социальный блок — в 13,5 раза! При этом мы целенаправленно меняем их качество. Приведу конкретный пример.

27-1.png

В 2018 году бюджет сферы образования составит почти 10,4 миллиарда рублей. И пятая часть его финансирования, которое за 13 лет выросло в 18 раз, будет направлена на цели, связанные именно с формированием нового качества образования, созданием единой образовательной среды. Это и обновление инфраструктуры, и закупка нового оборудования, и решение вопросов цифровизации и переподготовки кадров. Большое внимание будет уделено развитию системы профессионального образования. Средства предусмотрены на работу с талантливыми детьми и развитие их творческого потенциала. Но, решая масштабные задачи модернизации всей системы, мы не забываем и о малокомплектных школах, понимая, как важно их сохранение для небольших сел и деревень. Таких школ у нас 75, на их содержание в бюджете заложено почти 157 миллионов рублей.

 — Образование начинается с рождения…

— Совершенно верно! Поэтому нами сформирован отдельный, так называемый детский, бюджет. В его состав включены все расходы по разным направлениям развития института семьи и детства, которые составили 12,2 миллиарда рублей. «Детский бюджет» дает возможность более жестко привязывать наши расходы к важнейшему региональному приоритету — улучшению демографической ситуации. И в 2018 году мы скорректировали некоторые инструменты реализации этого приоритета. В частности, расширили перечень оснований для выплат именного капитала «Семья», установленного законом Ульяновской области в 2008 году и предназначенного для семей, в которых родился второй и последующий ребенок, а также увеличили размер компенсации из средств капитала расходов, понесенных в интересах детей (с 25 процентов до 50). Тем самым мы учли критику со стороны семей, которые не могли воспользоваться выделенными деньгами. Также мы расширили практику социального контракта для семей с детьми, особенно многодетных семей.

Что касается здравоохранения, то могу сказать, что мы делаем акцент на финансировании таких направлений, как высокотехнологичная медицинская помощь, информатизация, телемедицина. И, конечно же, уделяем большое внимание проблемам повышения доступности и качества медицинской помощи, вопросам лекарственного обеспечения. В Ульяновской области будет открыто два соответствующих мировым стандартам объекта — областной перинатальный центр и федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии. Причем последний будет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю не только «онкология», но и «кардиология», «сердечно-сосудистая хирургия».

— Начинает действовать новая государственная программа «Формирование комфортной городской среды». Ульяновская область принимает в ней участие?

— Безусловно. Хочу подчеркнуть особенности нашего подхода к реализации этой программы: мы не ограничиваемся созданием комфортной городской среды, на что нацелен федеральный проект. Мы смотрим более широко: говорим о благоприятной среде в масштабах всей области и для всех населенных пунктов. Только так мы сможем прекратить отток молодежи в соседние регионы, в Москву и Санкт-Петербург. Уютно и комфортно должно быть в каждом уголке области.

Бюджет решения этой задачи только по линии госпрограммы, о которой вы сказали, на 2018 год — более 400 миллионов рублей, из которых свыше 180 миллионов — областные средства. С учетом расходов по другим программам (например, развитие сельских территорий), в рамках механизма поддержки местных инициатив на вопросы благоустройства выделено порядка 550 миллионов рублей — рекордная для этого направления сумма. Более того, мы ежегодно будем увеличивать региональную часть финансирования мероприятий программы примерно вдвое, как уже сделали в бюджете-2018. Но выделить средства — это лишь часть задачи. Не менее важно заинтересовать людей это темой, вовлечь их в процесс благоустройства.

— Сергей Иванович, здесь, думаю, уместно поговорить об упомянутом вами механизме поддержки местных инициатив…

— Проект поддержки местных инициатив стартовал в Ульяновской области в 2015 году. Суть его в том, что жители городских и сельских поселений сами выбирают, какие социально значимые проекты они хотят реализовать, и подают заявки на конкурс. Программы-победители финансируются из областного и местного бюджетов, а также за счет населения, местных организаций и предприятий. Что важно, население может делать свой взнос и в форме выполнения работ. Проект уникален тем, что он показывает: повышение качества жизни муниципалитета зависит в первую очередь от активности самих жителей. Именно граждане решают, какой проект будет реализован и какие усилия они готовы для этого приложить.

За 2015–2017 годы в Ульяновской области реализовано 150 проектов, подготовленных на основе местных инициатив, общей стоимостью 205,6 миллиона рублей. Причем областной бюджет выделил всего 75 процентов необходимых средств. Зато ульяновцы, а в реализацию проектов было вовлечено 382 тысячи граждан, не только получили обновленные культурные и спортивные объекты, решили вопросы водоснабжения, пожарной безопасности и благоустройства, но и начали более ответственно относиться к результатам произведенных перемен, беречь имущество, в которое вложили свои средства, проявлять интерес к оценке результатов и качества работ. Более того, в итоге активизировался диалог власти и населения, а вопросы местного значения стали решаться на более качественном уровне.

— Сейчас мы с вами говорим о хлебе насущном, о текущих тратах. Что предполагает областной бюджет-2018 для стимулирования развития экономики?

— На развитие и поддержку реального сектора экономики направляется 16,5 процента расходов бюджета. Сохранены традиционные меры экономического стимулирования: строительство инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, инвестиционные льготы. Вдвое — до 200 миллионов — увеличен региональный Фонд развития промышленности. В 2,3 раза — до 950 миллионов — поддержка сельского хозяйства.

Но в качестве главного механизма стимулирования экономики мы видим развитие инноваций. Поэтому одной из пяти региональных инициатив стала технологическая. Напомню, наша область — один из десяти регионов, вошедших в качестве пилота в Национальную технологическую инициативу (НТИ). Определены пять наших ключевых специализаций — авиация, автомобилестроение, продукты питания, здоровье и энергетика. Для исследований и разработок в рамках этих специализаций предусмотрено прямое финансирование из регионального бюджета. Будет сформирован региональный заказ на проведение нашими вузами научно-исследовательских работ, совместно с Российским фондом фундаментальных исследований организованы конкурсы и гранты. В приоритете окажутся именно темы НТИ.

Мы планируем нарастить региональный Фонд информационных технологий, что позволит финансировать не только образовательные проекты, но и научно-исследовательские. В 2017 году через фонд мы поддержали 25 проектов, в 2018 году их количество фактически удвоим. Будем поддерживать развитие инновационной инфраструктуры. В частности, совместно с Фондом развития моногородов в Димитровграде создадим инновационную зону — технопарк, примыкающий к Научно-исследовательскому институту атомных реакторов, а на развитие «Технологической долины» — ядра инновационного кластера области — выделим более 44 миллионов рублей.

— Вы упомянули о реализации пяти региональных инициатив, подробно рассказав лишь о технологической. В чем суть управленческой инициативы?

— Цель управленческой инициативы — сделать органы власти высокоэффективными, прозрачными и подотчетными населению. Как? Прежде всего через повышение эффективности расходования бюджетных средств, что возможно не только благодаря построению бюджета по программному принципу. Для того чтобы еще более четко увязать финансирование и результаты деятельности, мы начнем пересмотр госпрограмм, дополняя их проектным подходом к реализации целей.

Аналитический центр при Правительстве РФ назвал Правительство Ульяновской области в числе десяти лучших региональных органов власти по внедрению проектного управления. Все основные действия по этому направлению на уровне региона сделаны: сформирован портфель реализуемых областных проектов, в рамках проектной деятельности из федерального бюджета привлечено порядка 2 миллиардов рублей, идет процесс внедрения проектного управления на муниципальном уровне. На реализацию 27 приоритетных проектов области федерального и регионального уровней в 2018 году будет направлено порядка десяти процентов бюджета, около 4 миллиардов рублей, к ним добавятся как минимум полмиллиарда рублей из внебюджетных источников.

Каждая госпрограмма будет разделена на два направления — текущая (процессная) деятельность и действия, связанные с развитием (проектная часть). Соответственно, все приоритетные проекты области мы жестко увяжем с финансированием. Будет введен механизм отбора и ранжирования проектов исходя из того, насколько они помогают достигать стратегических целей и задач. И финансироваться будут только лучшие и наиболее проработанные.

— Можете озвучить целевые индикаторы, к которым будет стремиться Ульяновская область в 2018 году?

— Несмотря на то что официальная статистическая информация о социально-экономическом развитии области по итогам года, как я уже сказал, еще не готова, Центр стратегических исследований региона уже в декабре приступил к работе над целевыми показателями развития на 2018 год. Понятно, что основным индикатором роста является увеличение валового регионального продукта. По итогам текущего года он должен достичь 364,6 миллиарда рублей.

При этом мы понимаем, что выполнение прогноза напрямую зависит от деятельности отраслевых министерств и ведомств, для которых и разрабатываются основные целевые ориентиры. Индекс промышленного производства должен сохранить положительные тенденции последних лет и составить порядка 102,5 процента. В строительной отрасли резервы для роста сохраняются, экспертный опрос показал, что порядка 75 процентов квартир продаются «на этапе котлована» при среднемировых значениях в 40–45 процентов. Соответственно, целевой ориентир по вводу жилья должен превысить отметку в один миллион квадратных метров в год. Индекс производства продукции сельского хозяйства с учетом рекордных урожаев зерновых последних двух лет и, соответственно, высокой сравнительной базы должен составить порядка 102 процентов.

Если говорить об инвестициях, то изменение методики расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал» в 2016 году достаточно серьезно сказалось на его стоимостном выражении. К примеру, у нас оно составило всего 68,9 миллиарда рублей, или 82,6 процента к 2015 году. Понятно, что сразу же восстановить показатели в условиях изменившихся правил игры — трудновыполнимая задача для всех регионов. Но с 2018 года мы прогнозируем постепенное восстановление темпов роста и целевым ориентиром принимаем уровень 104,5 процента.

Что еще добавить к сказанному? В течение 2016–2017 годов в области фиксируется минимальный за последние несколько лет уровень общей безработицы, рассчитываемой по методологии Международной организации труда, — порядка 4,5 процента. Соответственно, мы не должны допустить его превышение пяти процентов. При этом показатель регистрируемой безработицы не должен превышать 0,5 процента.

С уверенностью можно сказать, что инфляция по итогам 2017 года будет существенно ниже установленного целевого ориентира в 104,5 процента. Тем не менее считаем, что он сохранит актуальность и в 2018 году с небольшой корректировкой до 104 процентов, что позволит региону выйти на среднероссийский уровень. Напомню, что все эти цифры пока предварительные. Они будут широко обсуждаться в феврале, после получения полных статистических данных по 2017 году. И, возможно, претерпят корректировку.

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА


Поделиться