Версия для печати 7502 Материалы по теме
Местное самоуправление: современные вызовы

В середине сентября в Москве состоялся Всероссийский муниципальный форум «Местное самоуправление: современные вызовы», организованный издательским домом «Бюджет» и Союзом финансистов России. Форум проходит с 2007 года и традиционно посвящен вопросам развития местного самоуправления. В рамках мероприятия прошло награждение победителей и номинантов XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

Открыл мероприятие руководитель объединенной редакции издательского дома «Бюджет» В. Д. Дзгоев. Поздравив победителей конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» и пожелав участникам форума плодотворной работы, Дзгоев представил новый продукт издательского дома — журнал «Метод». Он адресован губернаторам, мэрам и другим ответственным сотрудникам регионального и местного уровней, то есть тем людям, которые принимают решения, влияющие на качество жизни в регионе и муниципалитете.

Новая редакция БК РФ

Основным докладом пленарного заседания форума стало выступление заместителя министра финансов России А. М. Лаврова, который рассказал собравшимся о планируемых изменениях бюджетного законодательства, в частности предусмотренных новой редакцией Бюджетного кодекса. «Мы рассчитываем, что до конца этого года все законопроекты, которые составляют сущность Бюджетного кодекса, будут как минимум внесены в Государственную думу», — отметил заместитель министра. Законопроектов всего шесть, один из которых — затрагивающий вопросы исполнения судебных актов — уже принят, остальные или внесены в Госдуму, или находятся в высокой стадии готовности. Эти нормативные акты касаются сферы государственного (муниципального) финансового контроля, распределения и администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, казначейского обслуживания и системы казначейских платежей, межбюджетных трансфертов, а также государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным долгом и государственными финансовыми активами.

В частности, последний законопроект предполагает создание в системе управления общественными финансами нового института — оценки долговой устойчивости субъекта РФ и муниципального образования. В соответствии с этой оценкой все заемщики будут распределяться по трем группам: с высокой долговой устойчивостью, средней и низкой. При этом субъекты и муниципалитеты, отнесенные к третьей группе, должны будут организовывать исполнение бюджета с открытием лицевых счетов в Федеральном казначействе, а также получать заключение финоргана (для субъектов — Минфина России, для муниципалитетов — финоргана региона) на проект бюджета.

 Все изменения Бюджетного кодекса, не связанные с вышеуказанными законопроектами, лишь уточняют существующие положения, устраняют некоторые несоответствия и вносят технические поправки в кодекс. Например, термин «получатель бюджетных средств» предлагается заменить на «администратор расходов бюджета», что, в свою очередь, позволит ввести новое понятие — «получатель средств из бюджета». Оно будет применяться, например, к юридическим лицам, с которыми госорганы работают в рамках бюджетного процесса, заключая с ними государственные контракты. Впервые в Бюджетном кодексе появится глава об информационном обеспечении бюджетного процесса.

Лавров рассказал еще об одном законопроекте, нормы которого лежат за рамками бюджетного законодательства, но который будет существенно влиять на деятельность субъектов РФ и муниципалитетов. Этот законопроект предполагает переход к менее административному распределению бюджетных средств на финансирование государственных (муниципальных) социальных услуг с вовлечением в процесс их предоставления негосударственных организаций. «О таком развитии событий говорится уже много лет, потому что давно ясно, что качественно оказывать социальные услуги только силами казенных учреждений в современных условиях невозможно», — подчеркнул Лавров. Законопроект не перечеркивает и не запрещает использование тех платформ, которые мы имеем. И казенные учреждения, безусловно, будут оказывать государственные (муниципальные) социальные услуги, но в тех сферах, которые к этому готовы, появятся новые механизмы распределения бюджетных средств. То есть будут регламентированы конкурсы, в которых могут участвовать как государственные, так и негосударственные организации. Нормы законопроекта исходят из существующей практики, которая пока никак не описана в законодательстве. Конкурсы на оказание государственных услуг в социальной сфере субъекты РФ проводят и сейчас, но постоянно сталкиваются с проблемами. 

Учиться, учиться и учиться

О цифровой трансформации госуправления, как она происходит в мире и России, рассказал представитель НП «Информатизация культуры» И. В. Бегтин. Вопросы цифровой трансформации в ближайшее время придется решать и на уровне муниципалитетов. Но большинство государственных информационных систем построены так, что значительные объемы данных сохраняются и держатся только на федеральном уровне. И большой проблемой, по мнению Бегтина, является то, что при наличии в государстве огромных хранилищ всеобъемлющих оцифрованных данных, практическое их использование затруднено. Региональные и муниципальные чиновники зачастую просто не знают, где находится информация, которая необходима им для принятия управленческих решений. «Поэтому для того, чтобы участвовать в цифровой трансформации, муниципалитетам недостаточно внедрять новые информационные системы, необходимо проводить качественное обучение сотрудников», — подчеркнул эксперт.

Проблему доступности информации, как отметил, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Г. Г. Покатович, позволит решить Национальная система данных, которая сумеет обеспечить навигацию по всем хранилищам сведений и которая охватит и местный уровень тоже. Эта система будет включать в себя и всевозможные первичные документы, которые создает, например, Федеральная налоговая служба. Большие данные должны структурироваться в отдельные элементы информационных систем, которые уже станут обозримыми для соответствующих пользователей. «Но для того, чтобы такая работа была организована и завершена, необходимо внести поправки в законы о персональных данных и об информации и связи. В законодательстве должна появиться такая категория, как обезличивание сведений. Потому что в аналитической работе персональные данные не нужны, но использование информации в обезличенном виде может значительно повысить качество управленческой деятельности», — сказал Покатович.

Проблемы организации местного самоуправления

В рамках Всероссийского муниципального форума прошла секция «Муниципальные финансы: от бюджета потребления к бюджету развития», на которой были рассмотрены вопросы повышения налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты, оптимизации расходных обязательств, новые формы управления финансами. Проблемам финансового обеспечения местного самоуправления был посвящен доклад заместителя начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ И. И. Скляр. Как она отметила, в настоящее время наблюдается положительная тенденция исполнения местных бюджетов. На 1 августа 2018 года зафиксирован профицит в размере 63,6 миллиарда рублей, по сравнению с началом года на 4,8% снижен муниципальный долг, по отношению к 1 августа 2017 года на 8,4% выросли доходы местных бюджетов. Тем не менее в организации местного самоуправления имеются проблемы, и их немало. Прежде всего это невысокая эффективность решения вопросов местного значения на территориях небольших муниципальных образований, неоднозначное правовое регулирование содержания вопросов местного значения, полномочий и прав органов местного самоуправления, дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В настоящее время Минфином России определено четыре актуальных направления совершенствования организации местного самоуправления: 1) совершенствование территориальной основы местного самоуправления; 2) определение перечня вопросов местного значения, полномочий органов местного самоуправления с учетом предложений по корректировке территориальной организации местного самоуправления; 3) определение пределов нормативного правового регулирования вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях, а также оценка целесообразности частичной централизации на региональном уровне полномочий органов местного самоуправления путем их перераспределения в соответствии с законами субъектов РФ; 4) финансовое обеспечение осуществления полномочий органов местного самоуправления.

В частности, для совершенствования территориальной основы местного самоуправления и в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения Минфин России предлагает провести работу по созданию условий для укрупнения муниципальных образований. Например, статьей 11 Закона № 131‑ФЗ границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности. Минфин России, учитывая сегодняшние возможности коммуникаций, предлагает при определении границ сельского поселения законодательно установить критерий «транспортная доступность» до административного центра муниципального образования. Кроме того, Министерство финансов РФ предлагает ввести новый вид муниципалитета — муниципальный округ, который можно создавать в сельской местности, где формировать городские округа нецелесообразно.

Типизация соглашений

Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов РФ Т. В. Саакян рассказала о работе, которую ее ведомство проводит по типизации соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов. Сегодня это приобретает особую важность, так как вся страна, включая субъекты РФ и муниципалитеты, будет занята реализацией указа Президента РФ № 204, в рамках которого разрабатываются федеральные и соответствующие региональные проекты, а в реализации мероприятий последних будут участвовать муниципалитеты. Типовые формы соглашений о предоставлении, например, субсидий существуют не первый год. И нормативно предусмотрено, что если из федерального бюджета субъект РФ получил субсидию, а потом перевел на соответствующие цели трансферт муниципалитету, то субъекту и муниципалитету тоже нужно заключить аналогичное соглашение. При этом полномочия разрабатывать типовое соглашение между регионом и муниципалитетом у Минфина России нет. Новая редакция Бюджетного кодекса будет предусматривать, что требования к соглашениям субъекта и муниципалитета, которые заключены на предоставление денег из средств трансферта, оговоренного соглашением субъекта и Федерации, будет устанавливать Минфин России.

Сейчас в приказ Минфина России № 232н, утверждающий типовую форму соглашений о предоставлении субсидий, готовятся изменения, касающиеся соглашений  на предоставление трансфертов в рамках реализации национальных проектов. Появится новая форма соглашений, регламентирующая предоставление иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение. 

Упущенные возможности

Директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук, профессор В. Н. Климанов в своем выступлении рассмотрел, как муниципальные образования, в частности крупные города, являющиеся региональными центрами, используют свои возможности для улучшения финансового обеспечения. Климанов ознакомил участников форума с результатами своего сравнительного анализа поступлений налоговых и неналоговых доходов в городскую казну. Большая часть бюджетов крупных городов дефицитная, почти половина налоговых поступлений формируется за счет НДФЛ, около половины общей суммы доходов — это безвозмездная помощь.

Например, эксперт в своем исследовании задался целью посмотреть, какой доход получают города от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями. Как оказалось, этот ресурс используется далеко не всеми. Причем города, которые имеют самое большое количество муниципальных учреждений, не являются лидерами в наращивании этих доходов. Не в полной мере некоторые муниципалитеты используют и другие свои возможности. Например, по непонятным причинам Иваново получает в два раза меньше доходов от операций с имуществом, чем Тверь, при почти равных параметрах, влияющих на этот источник дохода. Показатель поступления земельного налога на единицу площади в среднем по крупным городам в четыре раза ниже, чем в Ростове-на-Дону. Поэтому каждому муниципалитету стоит проанализировать свою деятельность по увеличению доходной базы, присмотреться к опыту соседей и сделать для себя определенные выводы.

P. S. Во второй день форума прошла секция «Градостроительство и стратегическое планирование на муниципальном уровне: законодательные основы и лучшая практика». О том, какие вопросы были затронуты на этом заседании, мы расскажем в следующем номере журнала «Бюджет».

С. В. МАРТЫНЕНКО

21.png

Новые технологии для развития финансового потенциала

В современных экономических реалиях развитие финансово-бюджетной сферы неотделимо от цифровой трансформации государственного управления. Динамично протекающие процессы цифровизации позволяют сегодня органам местного самоуправления совершить существенный рывок в развитии базовых информационных систем муниципального управления. Первоочередными должны стать проекты, имеющие существенное позитивное влияние на экономические, финансовые и социальные показатели муниципалитета в кратко-, среднесрочной перспективах. Поэтому особенно примечательно, что в рамках программы всероссийского форума, охватившей широкий спектр тем, особое внимание было уделено новым технологиям для развития финансового потенциала муниципальных образований за счет качественного управления территориями.

Благодарю журнал «Бюджет» за организацию форума и проведение конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Конкурс позволяет формировать базу лучших моделей муниципального управления, эффективность которых доказана на практике и признана экспертным сообществом. Поздравляю победителей конкурса! Для нас особенно приятно, что среди них — клиенты Компании БФТ. Уверен, что наши совместные проекты будут из года в год расширять круг лучших практик муниципального управления общественными финансами.

А. Н. МОНОСОВ, генеральный директор Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

24-2.png

Значимое событие экономической жизни России

Всероссийский муниципальный форум «Местное самоуправление: современные вызовы» стал значимым событием в экономической жизни России. Он предоставил руководителям муниципальных образований, экономистам и финансистам регионального и муниципального уровней, представителям деловой среды и экспертного сообщества возможность обсудить самые актуальные темы, в частности применение современных технологий в управлении имуществом, совершенствование межбюджетных отношений, новые формы управления финансами. Открытый диалог, выработка в его процессе совместных позиций, безусловно, будут способствовать совершенствованию местного самоуправления в Российской Федерации.

Состоявшееся в рамках программы форума награждение победителей традиционного XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» порадовало как немалым числом призеров, так и демонстрацией примеров наиболее успешной практики муниципального управления. НПО «Криста», уже в течение ряда лет являющееся стратегическим партнером Всероссийского муниципального форума, сердечно поздравляет всех победителей конкурса, желает муниципальным образованиям процветания, а их руководителям — новых перспективных проектов, эффективных решений и профессиональных достижений!

С уважением, Ю. А. ЧЕРНЫХ, генеральный директор НПО «Криста»

25.png

Практические результаты идей не заставят себя ждать

АО «СМП Банк» выражает свою благодарность журналу «Бюджет» и Союзу финансистов России за прекрасную организацию Всероссийского муниципального форума «Местное самоуправление: современные вызовы», а также участникам форума, нашедшим возможность принять участие в дискуссиях на этой площадке. Мы получили огромное удовольствие от выступлений спикеров, затронувших интересные, актуальные и острые вопросы, а также от общения с представителями органов региональной власти, местного самоуправления и членами экспертных сообществ. Уверены, что практические результаты прозвучавших на форуме идей не заставят себя долго ждать, в очередной раз подтвердив необходимость и важность подобных мероприятий.

Кроме того, хотелось бы еще раз поздравить победителей и призеров XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», награжденных в рамках форума, а остальным участникам конкурса пожелать удачи в следующем году!

Т. А. ГЕРАСИМОВА, вице-президент — директор Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

Поделиться