Версия для печати 6201 Материалы по теме
От бюджета стабилизации к бюджету развития

Итоги социально-экономического развития Новороссийска за прошедший год наглядно демонстрируют, что при верном подходе к делу даже с теми невеликими средствами, которыми на сегодня располагают муниципалитеты, при правильной постановке цели и эффективном использовании имеющихся ресурсов можно добиться впечатляющих результатов. Об этом мы и поговорили с главой муниципального образования Игорем Алексеевичем ДЯЧЕНКО.

— Новороссийск — один из ведущих муниципалитетов Кубани. Город занимает второе место после столицы региона Краснодара по объему производства товаров и услуг. Проиллюстрируйте цифрами, какие отрасли в прошлом году сработали наиболее результативно?

— По сравнению с 2017 годом темп роста объемов производства товаров, работ и услуг по крупным и средним предприятиям города составил 112,3 процента, по предприятиям транспортного комплекса — 107,8 процента. По объему отгруженной продукции предприятиями промышленного комплекса этот показатель составил 117,1 процента, сельхозпредприятиями — 126,6 процента. В строительном комплексе (ввод жилья в эксплуатацию) — 117,7 процента. Необходимо отметить и рост удельного веса промышленного производства в общем объеме производства товаров, работ и услуг — сегодня на его долю приходится 12,8 процента.

Положительные темпы роста были достигнуты и в других основных отраслях экономики города: розничный товарооборот вырос на 10,6 процента, в оптовой торговле рост составил 29 процентов, оборот общественного питания увеличился на 25,7 процента, по платным услугам отмечен рост на 15,5 процента. По итогам года крупными и средними предприятиями города получена прибыль на сумму 109,1 миллиарда рублей. Основная доля прибыли приходится на предприятия транспортного комплекса и связи — 94,8 процента.

79-1.png

— Прогнозы на среднесрочную перспективу позитивные?

— Неплохие, тенденция к росту показателей экономического развития муниципального образования сохраняется. Ожидается, что в 2024 году темп роста объемов производства товаров, работ и услуг к уровню 2018 года составит около 130 процентов.

— А зарплата растет?

— Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по крупным и средним предприятиям за январь — декабрь 2018 года превысила 46 тысяч рублей. По отношению к прошлому году данный показатель вырос на 10,9 процента.

— Особенность Новороссийска в том, что его экономика базируется на транспортной отрасли. Это ваш локомотив. Много предприятий задействовано в этой сфере?

— В транспортном комплексе задействовано более 1,4 тысячи хозяйствующих субъектов, из них 41 предприятие относится к категории крупных и средних. Транспортный комплекс обеспечивает работой более 20 процентов трудоспособного населения города, а налоговые отчисления предприятий данной сферы формируют основу нашего бюджета. В совокупной структуре товаров и услуг на транспорт приходится более 54 процентов всего объема производства.

— У Новороссийска богатый промышленный потенциал. Как власти города работают с промпредприятиями, как стимулируют, поддерживают?

— В этой части у нас в работе большой блок инструментов. Хороший эффект дает разъяснительная работа о возможности получения мер господдержки. Мы обеспечиваем взаимодействие предприятий с Фондом развития промышленности, привлекаем их к участию в федеральных и краевых программах, в ярмарках и выставках как на краевом, так и на федеральном уровне. Делаем прогноз потребности в квалифицированных кадрах по отраслям, вовлекаем местных производителей в корпоративные и муниципальные закупки и так далее. Это очень важное и актуальное для властей города направление работы.

— Бюджет Новороссийска в 2018 году был профицитным…

— Точнее он был принят бездефицитным и сбалансированным. А закончили мы год с профицитом 222,7 миллиона рублей. Зато проект бюджета на 2019 год изначально принят с профицитом 50 миллионов рублей. То есть впервые за последние годы муниципалитет сделал шаг от бюджета стабилизации к бюджету развития.

В 2018 году доходная часть городского бюджета увеличилась на 1,03 миллиарда рублей, или на 14,2 процента по сравнению с предыдущим годом (рисунок 1). И главное для нас событие — бюджет на 2019 год по собственным доходам увеличен на 856 миллионов рублей к первоначальному бюджету 2018 года.

— Если бы вы составляли список главных побед города в прошлом году, что бы вы в него включили?

— На первое место я бы поставил тот факт, что успехи города отмечены на федеральном уровне. Наше финансовое управление получило диплом II степени Всероссийского конкурса проектов по представлению бюджета для граждан и четыре сертификата участника из рук Алексея Михайловича Лаврова, заместителя министра финансов РФ. На второе — что город стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Диплом вручал Виталий Леонтьевич Мутко, заместитель Председателя Правительства РФ. Кроме этого, один из молодых сотрудников финуправления стал лауреатом на звание «Лучший в профессии» V Всероссийского конкурса Союза финансистов России «Финансовый старт». Если говорить о региональном уровне — Новороссийск взял четыре первых места в различных номинациях на краевом конкурсе «Лучшая муниципальная практика».

Хочу отметить, что для горожан в 2018 году был организован конкурс управленцев «Лидеры Новороссийска», цель которого — дать возможность потенциальным лидерам проявить свои качества. Тройка победителей получила денежные призы, которые пойдут на их обучение. Также финалисты были включены в кадровый резерв администрации города.

К победам я однозначно отношу и одно из новых направлений развития муниципалитета — разработку Стратегии-2030. В настоящее время Леонтьевский центр проводит диагностику конкурентоспособности и потенциала развития города. На основе этого исследования будем формулировать приоритеты и определять цели долгосрочного развития Новороссийска. Результаты этой работы, несомненно, скажутся на доходной части бюджета города.

Стоит упомянуть и то, что мы запустили процесс создания первой из семи запланированных в крае экономических зон — Черноморской. Этот проект еще в начале реализации, но на его базе уже сформировано 12 приоритетных проектов по развитию Черноморского побережья.

В октябре 2018 года Новороссийск, отметивший недавно свой 180-летний юбилей, принял участие в Международном форуме «Умные города для устойчивого развития», который проходил в Сколково. На нем произошло еще одно знаковое для нас событие — Новороссийску вручили сертификат члена Международного клуба умных городов. В состав этого объединения вошло всего восемь городов России. Умные города — не просто муниципалитеты, наполненные умными решениями, а инновационные центры, использующие современные технологии для повышения уровня жизни. Это и аппаратно-программный комплекс «безопасный город», когда на этапе проектирования домов закладывается система, отображающая город в «цифре», и умные светофоры, и система водоснабжения, позволяющая в онлайн-режиме увидеть, где произошел порыв трубы, и молниеносно отреагировать, и так далее.

— Если продолжить тему побед, в частности на Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», то скажите, благодаря чему удается их добиваться?

— Благодаря команде, конечно. Отдельное спасибо хочу сказать работникам финансового управления, которые под кураторством моего первого заместителя Светланы Владимировны Калининой принимали непосредственное участие в конкурсах.

В современном мире мы должны быть гибкими, коммуникабельными, искать новые пути и методы управления. Четыре первых места в различных номинациях на краевом уровне в конкурсе на лучшую муниципальную практику также говорят о том, что в Новороссийске есть уникальные методики управления и уникальные специалисты, способные их реализовать.

— Что это за методики?

— Все мы знаем, что Правительство РФ усиливает целевую ориентацию бюджетных расходов. Среди вводимых сейчас в городе реформ одно из ключевых мест отводится технологии аутсорсинга. В текущем году доля финансирования, выделяемого социально ориентированным НКО на предоставление услуг в социальной сфере, в общем объеме расходов муниципального образования составляет пять процентов и превышает 255 миллионов рублей.

Передача функций по оказанию социальных услуг в области образования, культуры, социальной политики и спорта независимым специализированным предприятиям — тренд последнего времени. На сегодняшний день в Новороссийске сформирован перечень из 11 социальных услуг, переданных на исполнение немуниципальным организациям. Среди них присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, реализация усовершенствованной общеобразовательной программы общего образования, организация летнего отдыха и оздоровления детей и другие.

Экономическая эффективность — не единственный критерий, определяющий целесообразность аутсорсинга. Больше скажу, в отношении экономического эффекта большого оптимизма нет — услуги не стали стоить дешевле. Но благодаря планомерному подходу к передаче социальных услуг городу удается существенно повысить их качество за счет использования более совершенных технологических и кадровых ресурсов аутсорсеров, облегчить работу руководителей учреждений, создать новые рабочие места в малом бизнесе. Нам остается только контролировать объем предоставленных услуг и их качество.

— В конце 2016 года у Новороссийска было критическое значение муниципального долга — 82 процента к собственным доходам. Какой процент сейчас?

— Сейчас — 58,7 процента (рисунок 2). Мы не могли допустить дальнейший рост муниципального долга, и было принято решение усилить работу по снижению и долга, и процентов на его обслуживание. Неоднократно проведенное рефинансирование позволило снизить процентную ставку почти в два раза — с 13,3 до 7,77 процента — и сэкономить порядка 400 миллионов бюджетных средств. На сегодняшний день Новороссийск вошел в топ городов с самыми низкими процентами на обслуживание долга в стране.

За 2018 год мы погасили долг на сумму 123,5 миллиона рублей, еще на 300 миллионов снизим в плановом периоде.

— За счет чего происходит снижение муниципального долга? Какие-то отрасли недополучат средства?

— Однозначно нет. Как я уже отмечал в начале интервью, Новороссийск успешно развивается по всем направлениям. Благодаря увеличению доходной части бюджета и привлечению внебюджетных источников, а также оптимизации бюджетных расходов удается сохранять, а где-то даже увеличивать расходы на социально значимые направления, решать внезапные проблемы, в том числе погашать муниципальный долг. Доходы за прошлый год составили почти 8,3 миллиарда рублей, расходы — чуть более 8 миллиардов. Поиск новых источников доходов от внебюджетной деятельности тоже дал результаты — за прошедший период по данному направлению получено более 556 миллионов рублей.

— То есть повышение эффективности бюджетных расходов для вас из категории «актуально» перешло в категорию «сверхактуально»?

— Именно так. Наша главная цель — переориентировать имеющиеся бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных направлений, применив так называемый бюджетный маневр. В этом году на софинансирование строительства и реконструкции объектов социальной сферы, ремонт дорог, расчистку ливневок с его помощью удалось направить 291 миллион рублей (рисунок 3).

Город проводит колоссальную работу по оптимизации бюджетных расходов. В 2018 году расходы сократились на 986 миллионов рублей. Впервые нам удалось достичь таких результатов, в целом это 11,4 процента от расходной части бюджета.

— Приведите конкретный пример такого проекта.

— К примеру, муниципальный проект «Модернизация уличного освещения на основе энергосервисного контракта». За счет внедрения новых технологий, обеспечивающих энергосбережение, он позволяет снизить затраты на электроэнергию более чем на 30 процентов.

Сейчас мы начинаем полную замену ламп на энергосберегающие, устанавливаем датчики движения и розеточные реле времени в 126 учреждениях социальной сферы. Затраты на установку, а это 21,5 миллиона рублей, пойдут из средств, запланированных на оплату коммунальных услуг учреждений. Ожидаемая окупаемость за счет экономии ресурсов и энергии — один год.

— Вы упомянули о поиске новых источников доходов от внебюджетной деятельности, о каком эффекте здесь можно говорить?

— Например, мы практикуем взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, за перевозки в черте города тяжеловесных и крупногабаритных грузов, в бюджет поступает плата за размещение нестационарных торговых мест, от переоценки стоимости опор, используемых не по целевому назначению, и прочее. В итоге сумма неналоговых доходов в городскую казну увеличилась с 37,5 миллиона рублей в 2017 году до 48,1 миллиона в 2018-м.

— Как вы считаете, высок ли инвестиционный потенциал Новороссийска?

— Он был и продолжает держаться на высоком уровне. На 2019 год губернатор поставил перед нами задачу — не гнаться за цифрами, а уделять особое внимание качеству реализуемых в городе инвестиционных проектов.

В феврале на инвестиционном форуме в Сочи был представлен наш портфель из 11 инвестиционных проектов на общую сумму 26,6 миллиарда рублей. Благодаря им в городе планируется создание более 1,1 тысячи новых рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы. Для Новороссийска это большой шаг вперед, поскольку на прошлогоднем форуме мы заключили соглашения по восьми проектам с общим объемом инвестиций 15 миллиардов рублей.

Из портфеля инвестпроектов ключевыми для города я назвал бы два. Первый — строительство завода по производству сортового горячекатаного проката и катанки. Проектная мощность предприятия позволит ежегодно перерабатывать 500 тысяч тонн катанки, сумма инвестиций составляет порядка 4,9 миллиарда рублей. Реализация проекта позволит открыть 350 новых рабочих мест.

Второй проект подразумевает создание многофункционального индустриального парка «Новороссийск». Это комплекс с готовыми зданиями, сооружениями и земельными участками, который расположен в Раевском сельском округе города. Сумма инвестиций составляет около 2,8 миллиарда рублей. Реализация проекта позволит организовать 1,5 тысячи рабочих мест.

— Пожалуй, один из наиболее актуальных вопросов для любого муниципалитета — финансовые отношения с региональными властями. Помогает ли субъект городу?

— Безусловно, без помощи края невозможно реализовать глобальные задачи. Доля межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета составляет почти половину собственных доходов города. При этом в 2018 году большая часть краевой помощи, около 67 процентов (порядка 2,6 миллиарда рублей), пришлась на субвенции. Остальные 33 процента — субсидии и иные межбюджетные трансферты.

Чтобы получить эти деньги, муниципалитет активно участвует в госпрограммах Краснодарского края. С помощью субсидий решаем вопросы местного значения, такие как газоснабжение населения, капитальный ремонт автомобильных дорог, помощь молодым семьям в приобретении жилья, развитие общественной инфраструктуры в части строительства детских садов, школ, спортивных комплексов.

Политика тесного сотрудничества администрации города с краевыми министерствами позволяет значительно увеличить суммы поступлений из федерального и краевого бюджетов. Например, в 2016 году финансовая помощь из бюджета Краснодарского края составляла 2,7 миллиарда рублей, сейчас — 3,8 миллиарда рублей.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 

Поделиться