Версия для печати 5209 Материалы по теме
Реализация национальных проектов — задача номер один

В общем отчетном собрании Союза финансистов России, которое состоялось 19 апреля текущего года и прошло в формате аудиовидеоконференции с использованием телекоммуникационной инфраструктуры Федерального казначейства, приняли участие представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, а также около 400 представителей финансовых органов субъектов и муниципальных образований РФ.

В своем выступлении заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров рассказал о работе, которая проводится в стране по совершенствованию бюджетного законодательства. Практически завершена подготовка поправок в Бюджетный кодекс в части совершенствования внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита, а также совершенствования межбюджетных отношений. Два законопроекта, которые содержат соответствующие изменения, уже подошли ко второму чтению, проект закона, предлагающий поправки в БК РФ в части регулирования региональных заимствований, готовится к первому чтению. «Сейчас мы переместились в сферу, регулируемую Федеральным законом № 44‑ФЗ. Законопроект, вносящий поправки в этот закон, принят, и теперь нам нужно готовить подзаконные акты, — отметил Лавров. — Новые положения закона призваны значительно упростить закупочную процедуру и сократить ее срок. Но как эти новации будут работать, нужно будет еще посмотреть и обсудить с практиками на базе вебинара Союза финансистов России в мае — июне 2019 года».

О финансовом обеспечении реализации национальных проектов

Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Л. А. Ерошкина обратила внимание участников собрания на актуальные вопросы реализации национальных проектов. Со всеми субъектами РФ заключены соглашения, предметом которых являются объемы выделяемых трансфертов из федерального бюджета и показатели непосредственных результатов, которых регионам необходимо достичь. Сейчас в субъектах РФ идет работа по декомпозиции результатов до уровня муниципальных образований, организаций, учреждений, которые участвуют в реализации национальных проектов. И как отметила Ерошкина, с мая этого года уже пойдет первый сбор отчетности по реализации национальных проектов на региональном уровне в системе «Электронный бюджет». Для того чтобы процесс достижения национальных целей шел без задержек, необходимо обеспечить своевременное финансирование реализации национальных проектов. «Сейчас мы рассматриваем горизонт 2020–2021 годов. На 2020 год заключено соглашений только на 39 процентов от общего объема предусмотренных межбюджетных трансфертов, а на 2021 год — 36 процентов. Поэтому сейчас перед Правительством РФ в рамках подготовки поправок в бюджет 2019 года стоит задача максимально распределить межбюджетные трансферты на 2020–2021 годы», — сказала директор департамента.

Остановилась Ерошкина и на вопросе о доле софинансирования реализации национальных проектов из федерального бюджета. По этому поводу возникают дискуссии с финансовыми органами регионов, которые сетуют на то, что в соглашениях заявленная норма, когда 99% предоставляет Федерация, 1% — регион, не выдерживается. Проведенный Минфином России анализ показал, что в среднем при предоставлении всех субсидий из федерального бюджета уровень софинансирования составляет 81%, субсидий на реализацию нацпроектов — 86%, при выделении иных межбюджетных трансфертов — 95%, именно тех, что идут на финансовое обеспечение национальных проектов — 92%. Но, как отметила Ерошкина, когда говорилось о льготных условиях участия субъектов в реализации национальных проектов, имелось в виду, что максимальный уровень софинансирования будет выдерживаться при вновь возникающих обязательствах субъекта Федерации. «В мае мы планируем подготовить проект распоряжения Правительства РФ, который распространит предельный уровень софинансирования в части национальных проектов на шесть лет», — сказала Ерошкина.

Также на повестке дня Минфина России стоит вопрос определения мер финансовой ответственности субъектов РФ и, соответственно, муниципальных образований в случае невыполнения показателей, установленных национальными проектами. Уже давно говорится о том, что надо переходить на персональную ответственность руководителей субъектов и, соответственно, руководителей органов власти субъекта, которые отвечают непосредственно за достижение тех или иных целей. Сейчас в первом чтении приняты поправки в БК РФ, в соответствии с которыми за показатели, превышающие предельный уровень государственного долга и дефицита бюджета, не будет применяться финансовая ответственность в виде требования возврата определенного объема трансферта в федеральный бюджет. Эта мера будет заменена штрафными санкциями в отношении должностного лица. Что касается вопроса достижения национальных целей, то сейчас разрабатывается KPI для губернаторов, в число которых будут входить показатели реализации национальных проектов.

Кроме того, директор Департамента межбюджетных отношений остановилась на текущей финансовой обеспеченности регионов, отметив, что впервые за последние десять лет консолидированный бюджет регионов 2018 года исполнен с профицитом. Показатели исполнения бюджетов субъектов на апрель 2019 года также говорят о том, что ситуация остается устойчивой. Ряд регионов допускают просроченную задолженность по заработной плате, не в полном объеме выполнили обязательства по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. В связи с этим Минфином России планируется расширение перечня субъектов РФ, санкционирование первоочередных расходов которых будут осуществлять органы Федерального казначейства.

08.png

О новациях в сфере региональных и местных налогов и региональных полномочиях по федеральным налогам рассказал начальник отдела имущественных и прочих налогов Министерства финансов РФ А. В. Сорокин (подробнее — в статье А. В. Сорокина «Новое в налогообложении 2019 года»).

Визуализация информации

Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов отметил, что для оперативной реализации национальных проектов необходимо исключить все задержки прохождения финансовых средств до конкретного исполнителя проекта. Для этого нужно обеспечить формирование обобщенной информации о том, что происходит в каждом конкретном регионе, какие объекты создаются, какие результаты за счет средств, выделенных в рамках национальных проектов, достигаются. «Мы начали работу по определению подходов к информационному взаимодействию всех заинтересованных сторон. Изучили информационные системы, которые используют финансовые органы регионов и муниципалитетов, и сейчас ищем способы визуализации сведений о результатах реализации каждого из национальных проектов», — сказал он. Система визуализации должна быть построена таким образом, чтобы интернет-пользователь мог в одном месте получить как общие сведения о реализации проекта в целом по стране, так и по каждому региону, муниципалитету и даже по каждому строящемуся объекту.

Итоги и планы

О работе, которую Союз финансистов России проводил в 2018 году, рассказала председатель совета союза, заместитель Комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ Н. С. Максимова. Как и в предыдущие годы, деятельность организации была направлена на решение тех проблем, которые волнуют регионы и муниципалитеты. За 2018 год Союз финансистов подготовил 132 поправки в законодательство, которые в официальном порядке были внесены в Государственную думу — 81 поправка была принята. Кроме того, предложения, формируемые на заседаниях секций профессионального объединения, направлялись в Министерство финансов РФ. «Было принято очень много решений для нивелирования проблем, которые мы озвучивали на заседаниях секций союза. В частности, в качестве компенсации выпадающих доходов регионов, возникающих в результате отмены налога на движимое имущество, в 2018 году регионам были распределены дотации в объеме 92 миллиарда рублей. Это позволило субъектам РФ начать год, имея определенные ресурсы. Сейчас перед Правительством России и Минфином мы ставим вопрос о том, чтобы эта тема была продолжена. Необходимо провести анализ того, сколько регионы недополучат в 2020–2021 годах, и определить, как выпадающие доходы будут покрываться», — подчеркнула Максимова. Кроме того, положительным результатом деятельности профессионального сообщества стало и то, что в конце прошлого года регионы получили в рамках дотации на сбалансированность 18 миллиардов рублей. Это та часть объема средств, сформировавшегося в результате передачи регионами 1% налога на прибыль на федеральный уровень, которая осталась нераспределенной.

Региональные и муниципальные финансисты неоднократно говорили о том, как сложно формировать бюджеты на предстоящие годы в условиях, когда не распределены межбюджетные трансферты. Как результат системной работы союза — 90% межбюджетных трансфертов распределено приложением к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

Председатель секции «Финансисты субъектов РФ», заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов В. Н. Артамонова отметила, что в 2019 году вопросом номер один на заседаниях секции станет реализация национальных проектов. И особенно важно организовать работу по обеспечению экономического роста регионов и страны в целом. «Конечно, сегодня мы ждем реализации уже озвученного на федеральном уровне плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал. Ждем федеральных законов, которые для этого разрабатываются. Но мы уже и сами готовы делиться наработанным опытом», — сказала Артамонова. В 2018 году многие субъекты РФ пересмотрели свое законодательство и внесли поправки, направленные на стимулирование инвестиционной активности бизнеса. Например, Вологодская область в прошлом году приняла закон о введении инвестиционного налогового вычета. Кроме того, в регионе вступили в силу изменения законодательства в части преференций по налогу на имущество, введен зональный принцип их предоставления для поддержки проектов, реализуемых в отдаленных муниципалитетах региона.

Председатель секции «Финансисты муниципальных образований», начальник Финансового управления Администрации города Орска Оренбургской области В. Н. Богданцев подчеркнул, что в 2018 году секция работала активно, причем большое внимание уделялось развитию информационного взаимодействия муниципальных финансистов. В частности, члены секции принимали участие во всех мероприятиях, проводимых журналом «Бюджет», таких как Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», Всероссийский форум «Местное самоуправление: современные вызовы». «Мы придаем сотрудничеству с журналом большое значение, так как это позволяет нам делиться опытом, находить совместные решения возникающих проблем. В частности, в июньском номере журнала “Бюджет” будет опубликована подборка материалов, посвященных вопросам местного самоуправления, в подготовке которых мы принимаем активное участие», — сказал председатель секции.

Лучший молодой финансист

07.png

В рамках общего собрания Союза финансистов России прошло награждение победителей и лауреатов шестого конкурса «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист». Тема для работы, которую молодые специалисты должны были представить на конкурс, была утверждена на отчетном собрании в прошлом году и звучала как «Сбалансированность региональных и муниципальных бюджетов. Проблемы формирования и исполнения бюджета и их решение». Конкурсантам было предложено описать в своей работе опыт финансового органа, в котором они работают. Всего на рассмотрение жюри было направлено 18 работ, более половины участников — представители муниципальных образований. Первое место в конкурсе было присуждено Е. А. Власовой, главному специалисту отдела исполнения краевого бюджета Министерства финансов Алтайского края.

С. В. МАРТЫНЕНКО

 

 

 


 

Поделиться