Версия для печати 3138 Материалы по теме
Совершенствуем работу и реализуем новые задачи

Людмила Борисовна АРЦЫБАШЕВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области

Федеральное казначейство приобретает новые полномочия и решает новые задачи. В частности, только в 2018 году Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (далее — Управление) участвовало в апробации и опытной эксплуатации 12 пилотных проектов (рисунок 1).
В то же время постоянно совершенствуются формы и методы работы по исполнению традиционных функций.

Генетическая функция

Казначейство является кассиром бюджетов бюджетной системы, и наша генетическая функция — обслуживание всех счетов бюджетов. Каждый платеж в пользу государства и от имени государства проходит через счета в казначействе. В 2018 году только на счета бюджетов Управления поступило доходов в сумме 444,4 миллиарда рублей, что на 27% больше, чем в 2017 году, и на 39% больше, чем в 2016 году. В I квартале 2019 года поступления доходов составили 108,2 миллиарда рублей, это на 18% превышает поступления за аналогичный период 2018 года и на 28% — 2017 года.

В 2018 году со счета № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управления распределено доходов, поступивших от налогоплательщиков, на сумму 517 миллиардов рублей. В том числе в федеральный бюджет — 306 миллиардов рублей (70,9%). Доля перечисления в федеральный бюджет за 2017 год составляла 65,6%, в 2016 году — 58,7%. Рост доли перечисления в федеральный бюджет наблюдается ежегодно (рисунок 2).

Налоговые доходы составили 84% от общей суммы поступлений, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 44%. Неналоговые доходы составили менее 16% от общей суммы. Приведенные данные показывают, что НДПИ является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов (рисунок 3).

Особое внимание казначейство уделяет работе по сокращению невыясненных поступлений, в платежных документах по которым неверно заполнены реквизиты (ИНН/КПП получателя, код бюджетной классификации или балансовый счет). Такие платежи не могут быть отражены на лицевых счетах администраторов доходов бюджета, что приводит к несвоевременному формированию доходной части бюджетов. Регулярное взаимодействие Управления с администраторами доходов позволяет в установленные законодательством сроки уточнить невыясненные поступления и распределить их в соответствующие бюджеты бюджетной системы. Так, в 2018 году с кода бюджетной классификации 10011701010010000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» уточнено на основании уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа и возвращено на основании заявлений плательщиков, банков, государственных или муниципальных учреждений около 1 миллиарда рублей. Только в январе 2019 года в рамках исполнения статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Управление перечислило невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, прошлых лет (до 1 января 2016 года) на прочие неналоговые доходы федерального бюджета в размере 6 миллионов рублей.

Под потребность

Отметим, что поток денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет со счета № 40101 Управления, не является односторонним — из федерального бюджета в областной поступают средства в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В процессе перечисления финансовой помощи из федерального бюджета в региональные используется механизм перечисления целевых средств под фактическую потребность. Очевидно, что необходимость внедрения данного механизма была обусловлена ежегодным увеличением не использованных субъектами РФ и муниципальными образованиями целевых средств, остатки которых возвращались в федеральный бюджет. Это свидетельствовало о нерациональном их использовании, и применение указанного механизма является одним из способов повышения ликвидности единого казначейского счета. Апробацию перечисления средств «под потребность» Управление осуществило в 2013 году силами трех пилотных ТОФК совместно с Министерством сельского хозяйства РФ. За истекший период 2019 года 20 федеральных министерств передали Управлению полномочия для реализации механизма «под потребность». С лицевых счетов по переданным полномочиям в 2019 году планируется обеспечить потребность по 111 видам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (рисунок 4).

С июля 2015 года в Оренбургской области при перечислении межбюджетных трансфертов из областного бюджета «под потребность» применяется метод Федерации (рисунок 5). Данный механизм мы поэтапно внедряем совместно с Министерством финансов Оренбургской области. В текущем году 12 главных распорядителей средств областного бюджета передали Управлению полномочия по перечислению из бюджета области в бюджеты муниципальных образований 42 целевых межбюджетных трансферта. По 23 из них применяется сквозной механизм перечисления (из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ и далее в бюджеты муниципальных образований). Для осуществления переданных полномочий на 15 апреля 2019 года было открыто 383 лицевых счета.

Контроль уровня софинансирования

С 2017 года за органами Федерального казначейства закреплена функция контроля за соблюдением субъектом РФ уровня софинансирования расходного обязательства, установленного соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета. С 2018 года Управление осуществляет аналогичный контроль при перечислении субсидий в местные бюджеты.

В целях обеспечения целевого использования средств Управление санкционирует оплату денежных обязательств получателей средств областного бюджета при проведении кассовых операций за счет субсидий из федерального бюджета с 2018 года, а иных межбюджетных трансфертов — с 2019 года. Параллельно с механизмом направления целевых средств «под потребность» осуществляется перечисление целевых средств из федерального бюджета непосредственно в доход областного бюджета, но эти перечисления имеют незначительную долю в общем объеме поступлений из федерального бюджета (5%).

Национальные проекты

В Оренбургской области планируется реализация 11 национальных проектов. На финансирование расходов по девяти из них будут направлены средства межбюджетных трансфертов, которые поступят в регион из федерального бюджета. Региону будет предоставлено 26 видов субсидий, четыре вида субвенций, девять видов иных МБТ. В этой связи по переданным полномочиям на лицевые счета получателей бюджетных средств доведено лимитов бюджетных обязательств на сумму почти 7 миллиардов рублей.

В рамках национальных проектов планируется строительство фельдшерско-акушерских пунктов, реконструкция (капитальный ремонт) культурно-досуговых учреждений в сельской местности, благоустройство мест массового отдыха населения, закупки медицинского и спортивного оборудования, развитие сельских территорий, модернизация объектов питьевого водоснабжения, создание новых мест в общеобразовательных организациях, создание детского технопарка «Кванториум», переподготовка кадров. Задача Управления — с помощью казначейских инструментов обеспечить операционную эффективность при использовании бюджетных средств, а в дальнейшем и мониторинг реализации национальных проектов.

Бюджетные кредиты

Проблемы с наличием достаточного объема денежных средств на счетах бюджетов для своевременной оплаты денежных обязательств бюджетополучателей и неравномерность кассовых расходов в течение финансового года и сегодня остаются актуальными как для областного бюджета, так и для бюджетов муниципальных образований. Одним из механизмов обеспечения дополнительной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в случае возникновения временных кассовых разрывов стало предоставление краткосрочных (до 90 дней) бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Статистика предоставления бюджетных кредитов Управлением представлена на рисунке 6.

В 2019 году Минфином России в перечень муниципальных образований, определенных для получения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств, включены четыре муниципальных образования Оренбургской области. По состоянию на 15 апреля 2019 года по заключенным договорам бюджетам городских округов предоставлено кредитов почти на миллиард рублей. Хотелось бы отметить, что Управление совместно с Министерством финансов Оренбургской области и финансовыми органами муниципальных образований с 2016 года принимает участие в пилотировании проекта по совершенствованию механизма предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).

Поделиться