Экономика№6 июнь 2019 — 24 июня 2019

Маркетплейс Омска – движение к цифровой экономике

Версия для печати 3315 Материалы по теме
Маркетплейс Омска – движение к цифровой экономике

Марина Валерьевна АЛЁШКИНА, заместитель директора Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска

С июля 2018 года в рамках действующего законодательства о закупках все конкурентные процедуры перешли в электронную форму, что можно назвать цифровой революцией для России. Реализована не только интеграция с площадками и запуск электронных процедур — с 1 января 2019 года осуществлен полный переход на электронную контрактацию. Завершением процесса цифровизации в контрактной системе должна стать автоматизация закупок малого объема.

В Омске закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составляют почти 70% от всего количества закупок муниципалитета. Ежегодно заказчики расходуют на них около 3 миллиардов рублей. Для сравнения: сумма расходов через конкурентные процедуры составляет около 7 миллиардов рублей. Проанализировав данные показатели, администрация города приняла решение перевести этот сегмент закупок в открытое цифровое пространство.

В 2018 году автоматизация закупок малого объема получила поддержку и на федеральном уровне. В апреле 2018 года Правительство РФ приняло решение о реализации пилотного проекта по созданию информационного ресурса — единого агрегатора торговли «Березка». На самом деле эта опция совсем не новая, многие регионы с ней знакомы достаточно давно. Ряд электронных площадок, аккредитованных для проведения госзакупок, уже с 2017 года имеют собственные маркетплейсы для закупок малого объема.

Площадкой РТС-тендер запущены и стабильно работают электронные магазины в Курске, Магнитогорске, Великом Новгороде, Томске, Симферополе, а также в Белгородской, Иркутской, Челябинской, Новосибирской областях, Республике Алтай и Забайкальском крае. Администрация Омска в 2017 году совместно с РТС-тендер ввела в эксплуатацию сервис электронного магазина города.

Маркетплейс РТС-тендер нами был выбран не случайно. Во-первых, все действия по созданию и обеспечению работы производятся за счет информационных и ИT-ресурсов площадки РТС-тендер. А во-вторых, оператор оказывает всестороннюю маркетинговую поддержку и реализует различные программы обучения целевой аудитории заказчиков и потенциальных участников закупок.

Электронный магазин

Электронный магазин позволяет заказчикам Омска размещать на специальном сайте информацию о планируемой к закупке продукции, получать предложения от потенциальных поставщиков, выбирать то, которое наиболее полно удовлетворяет требованиям по соотношению цена—качество, и, что немаловажно, заключать договоры в электронной форме (рисунок 1). Через этот сервис поставщики получили возможность бесплатно предлагать свою продукцию заказчикам города и бизнес-сообществу. Кроме этого, они могут изучать показатели деятельности заказчиков в сфере муниципальных закупок и самостоятельно осуществлять анализ открытых данных по интересующим их вопросам.

В 2017 году через электронный магазин было заключено 107 договоров на сумму чуть более 3 миллионов рублей — это был стартовый период. Одновременно город получил возможность всесторонне изучить работу в этом формате, провести доводку сервиса и подготовить основательную платформу для развития электронного магазина в 2018 году.

В рамках плана мероприятий по автоматизации закупок у единственного поставщика Департамент контрактной системы Администрации города Омска разработал и утвердил Регламент осуществления закупок малого объема посредством электронного магазина. Документ четко задал правила игры и определил порядок действий как для заказчиков, так и для других участников торгов.

По результатам мониторинга областных и муниципальных электронных магазинов, проведенного федеральной электронной площадкой РТС-тендер, в 2018 году Омск вошел в топ-3 городов и регионов с динамичным развитием и использованием маркетплейса при осуществлении закупок малого объема. По результатам первого квартала 2019 года мы не сдаем свои позиции и продолжаем уверенно развивать наш электронный магазин.

Динамика осуществления закупок через маркетплейс города

Поддержка малого бизнеса — одно из приоритетных направлений развития российской экономики. Другое, не менее трендовое направление госреформирования — создание условий для перехода страны к цифровой экономике. Эти направления стратегического развития весьма удачно сочетаются в реализации сервиса электронного магазина.

В 2018 году электронным магазином в рамках Закона № 44?ФЗ воспользовались 94% заказчиков Омска, а это 460 организаций-покупателей. С использованием маркетплейса заказчиками заключено почти 11,45 тысячи договоров на сумму свыше 900 миллионов рублей. За первый квартал 2019 года заключено около 7,94 тысячи договоров на сумму 1,2 миллиарда рублей (рисунок 2). Предпринимателям сервис открыл новые значительные рынки сбыта.

Более того, за 2018 год заказчиками по закупкам малого объема получена экономия денежных средств в размере 34,8 миллиона рублей, это почти 9% от изначально заявленной цены договоров. За первый квартал текущего года уже получена экономия в объеме 20,1 миллиона рублей (8,1%) (рисунок 3). Для сравнения: экономия по конкурентным процедурам в муниципалитете на протяжении последних трех лет составляет 6,5–7%.

Помимо экономии бюджетных средств, полученной в результате автоматизации малых закупок, электронный магазин позволил муниципалитету предоставить единое информационное пространство участникам сделки; обеспечить транспарентность информации о закупках для потенциальных участников; приступить к искоренению практики работы заказчиков с «карманным» бизнесом; сформировать конкурентную среду на внутреннем региональном рынке; реализовать процесс закупок наиболее эффективно, обеспечив возможность приобретения заказчиками товаров, работ, услуг требуемого качества по минимально возможной цене, по которой их готовы предоставить поставщики; получить единообразную многофакторную статистику — теперь мы видим, что покупают, где покупают, за сколько покупают и куда расходуются бюджетные деньги.

Практика показала, что Администрация Омска выбрала верное направление в развитии системы малых закупок. За год активной работы электронный магазин привлек почти 1,5 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей и стал для них интересным и действенным инструментом развития бизнеса (рисунок 4). На отдельные закупки, размещенные в электронном магазине, заявляются 10–15 участников. Среднее значение конкуренции в закупках малого объема, осуществляемых в маркетплейсе, составило 3,2 заявки на одну закупку.

В маркетплейсе активно работают и крупные организации. Например, это «Ростелеком», «Юнигаз», Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области, Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области, «Почта России», компании по производству защищенной полиграфической продукции — «СИБПРО» и Киржачская типография, крупнейшие издательства учебной литературы России — «Просвещение», «Вита-пресс», «Русское слово-учебник», операторы сотовой связи: МТС, «ВымпелКом» (Билайн), «Т2 Мобайл» (Теле2).

Опыт перехода на электронную контрактацию

После вступления в силу законодательных новаций единственно легитимным и юридически значимым документом в сфере при проведении конкурентных процедур с 1 января 2019 года стал электронный контракт. Администрация Омска еще в начале 2018 года приняла решение о переходе на заключение электронных контрактов и по закупкам с единственным поставщиком. Это существенно сократило временные и материальные затраты заказчиков на подписание и пересылку документов. Процент заключения договоров в электронной форме с единственным поставщиком в целом по муниципалитету за 2018 год достиг 29%, за первый квартал 2019 года — 74%.

Именно в электронном магазине удалось реализовать переход на электронную контрактацию с субъектами естественных монополий. С марта 2018 года «ОмскРТС» в пилотном режиме стал заключать электронные контракты с заказчиками на оказание услуг теплоснабжения. В ноябре к пилотному проекту присоединилась Петербургская энергосбытовая компания с контрактами на поставку электроэнергии, с января 2019 года — «Ростелеком» на оказание услуг фиксированной телефонной связи. На сегодняшний день через маркетплейс с этими организациями заключено более 1,6 тысячи электронных контрактов. Омский опыт перехода на электронную контрактацию с субъектами естественных монополий — передовой для России. Ни в одном субъекте РФ на сегодняшний день такой подход пока не был реализован.

Закупки по 223?ФЗ

Еще одно перспективное направление, которое с января 2019 года стало внедряться в Омске — закупки в электронном магазине у единственного поставщика муниципальными предприятиями (рисунок 5). В соответствии с положениями о закупках, разработанными муниципальными предприятиями, заключение контракта с единственным поставщиком возможно на неограниченную сумму.

Практика работы с электронным магазином юрлиц, осуществляющих закупки по Закону № 223?ФЗ, уже показала первые результаты. В первом квартале текущего года посредством электронного магазина заключено 294 договора на сумму 44 миллиона рублей, получена экономия в размере 797 тысяч рублей, это 7,5% от изначально заявленной цены контрактов. Мы ожидаем увидеть дальнейшую положительную динамику по обозначенным критериям, а именно увеличение доли электронных контрактов и полученной заказчиками экономии.

Перспективные направления

Перспективными направлениями развития автоматизации закупок у единственного поставщика мы считаем: 1) стандартизацию процессов данного вида закупок; 2) широкомасштабное использование сервиса электронного магазина в рамках Закона № 223?ФЗ; 3) полную интеграцию МИС «Закупки города Омска» и сервиса электронного магазина; 4) увеличение объема заключения договоров с единственным поставщиком в электронной форме; 5) расширение круга субъектов естественных монополий, заключающих в маркетплейсе электронные контракты с заказчиками Омска.

Сегодня важно не только совершенствовать процесс осуществления закупок у единственного поставщика и следовать тенденциям цифровой экономики, но и достигать экономического эффекта от проведения закупок через маркетплейс. В этом состоит ключевая задача развития эффективной контрактной системы в сфере закупок, именно такие цели ставит Администрация города Омска в своей работе.

Поделиться